ГОСТ Р 59402-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств
7 Правила проектирования усиления железобетонных пролетных строений
7.1 При расчете усиления конструкций пролетных строений необходимо применять следующие правила:
а) расчетные сечения при расчетах на прочность необходимо назначать в местах наибольших усилий в конструкциях, в местах расположения дефектов и повреждений, снижающих несущую способность, а также в местах изменения размеров сечения или количества арматуры;
б) в разрезных балочных пролетных строениях характерные сечения принимают:
1) в середине пролетного строения - при расчете на изгибающий момент;
2) в приопорной зоне с учетом характера армирования и изменения размеров сечения - при расчете на поперечную силу;
в) в неразрезных пролетных строениях характерными сечениями являются:
1) середина пролетного строения промежуточного пролета и сечения над промежуточными опорами - при расчетах на изгибающий момент. В крайних пролетах рассчитывают сечения, расположенные от крайней опоры на расстоянии, равном 0,4 длины пролета;
2) приопорные сечения у всех опор - при расчетах на поперечную силу;
г) для плиты проезжей части характерными сечениями являются середина пролета плиты, сечения, примыкающие к ребрам балок и диафрагмам, а также сечения наибольших усилий от тяжеловесного транспортного средства;
д) в арочных пролетных строениях следует проверять сечения в арках (сводах), стойках и плите проезжей части в местах наибольших усилий с учетом особенности их работы;
е) конструкции, расчетный пролет которых уменьшен путем устройства поддерживающих устройств (опор) в пролетах, необходимо рассчитывать на действие дополнительных отрицательных моментов.
7.2 Способы усиления железобетонных пролетных строений:
- увеличение количества несущих конструкций;
- увеличение площади сечения посредством устройства накладной плиты;
- прибетонирование поверхностных стальных профилей или арматурных стержней;
- наклейка композитных материалов;
- уменьшение длины расчетного пролета путем устройства дополнительных поддерживающих устройств (опор) в пролетах;
- монтаж и включение в работу предварительно напряженных элементов из высокопрочных материалов (полимеры, канаты, стержни и другие);
- закрепление стальных профилей на концевых участках балок без их объединения по длине усиливаемой конструкции;
- изменение статической схемы;
- изменение типа соединения пролетных строений по ГОСТ 33178-2014 (таблица 5.6);
- обжатие балок пролетного строения напрягаемыми элементами из высокопрочной стальной арматуры (проволок, канатов) или композитных материалов;
- укладка временных настилов;
- временное объединение главных балок дополнительными поперечными элементами по низу, с выравниванием действующих усилий;
- устройство стального пролетного строения над существующим;
- иные способы, предусмотренные действующими нормативными документами и технической документацией.
7.3 Сверление отверстий в теле железобетонных конструкций следует предусматривать в местах отсутствия арматуры.