БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59402-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств

5 Правила обследования и выявления дефектов и повреждений, влияющих на несущую способность

 

5.1 Обследование мостовых сооружений следует выполнять в соответствии с ГОСТ 33161-2014 (пункты 5.2 - 5.9).

5.2 Комплекс полевых работ по обследованию мостовых сооружений для разработки проекта усиления конструкций в обязательном порядке должен включать в себя следующие основные виды работ:

- определение адреса мостового сооружения с нахождением координат посредством ГЛОНАСС, GPS в системе координат WGS-84 по ГОСТ 32453;

- измерение геометрических параметров несущих конструкций и мостового полотна обследуемого мостового сооружения. Определение системы пролетных строений по ГОСТ 33178;

- измерение подмостовых габаритов;

- измерение ширины зеркала воды, наибольшей глубины русла и у опор (при необходимости);

- геодезические измерения конструкций мостового сооружения и пересекаемых препятствий (при необходимости);

- выявление дефектов и повреждений в несущих конструкциях, а также в элементах мостового полотна, с описанием параметров, местоположения и фотофиксацией;

- контроль сварных швов, заклепок и болтов в соединениях металлических и сталежелезобетонных пролетных строений. В остальных случаях данный вид работ следует проводить при необходимости;

- проведение инженерно-геологических изысканий и геофизических исследований (при необходимости);

- фотофиксация основных элементов мостового сооружения.

Собранный объем данных должен обеспечивать возможность получения точных и достоверных результатов по итогам камеральных работ.

5.3 При отсутствии безопасного доступа к основным конструкциям мостового сооружения, наличия ненадежных смотровых приспособлений и других эксплуатационных конструкций, применяемых для осмотра сооружения, которые не удовлетворяют требованиям действующих норм по технике безопасности, организация, осуществляющая обследование, самостоятельно обеспечивает безопасный доступ и вправе запросить у владельца мостового сооружения оказать содействие в реализации такого доступа к необходимым конструкциям мостовых сооружений.

5.4 При выявлении в процессе обследования повреждений, критически влияющих на несущую способность мостового сооружения, организация, выполняющая работы по обследованию, обязана уведомить организацию-владельца об этом в кратчайшие сроки, определяемые технической возможностью.

5.5 Этап камеральных работ должен включать в себя обработку и анализ данных, полученных при полевых работах, с указанием значений, на величину которых необходимо увеличить несущую способность конструкций мостового сооружения для обеспечения пропуска тяжеловесного транспортного средства.

5.6 Виды, а также правила учета дефектов и повреждений при проведении расчетов указаны в приложениях А - В. В случае, когда дефект или повреждение, обнаруженные при обследовании, не указаны в приложениях А - В, необходимо обосновать расчетом влияние этого дефекта или повреждения на несущую способность конструкции, в которой они обнаружены.

5.7 Расчетная схема мостового сооружения должна в обязательном порядке включать в себя все дефекты и повреждения, оказывающие влияние на его грузоподъемность и несущую способность элементов.

5.8 Расчет на необходимость усиления конструкций допускается проводить двумя способами, указанными в 5.8.1 и 5.8.2.

5.8.1 Первый способ следует применять при наличии информации о несущей способности рассматриваемых конструкций мостового сооружения Sнес, при этом должны быть точно известны значения дополнительных постоянных нагрузок Sдоп, значения постоянных нагрузок Sпост и/или наличие дополнительных элементов усиления рассматриваемой конструкции, приобретенных в процессе эксплуатации сооружения Sпр. В этом случае проводят сопоставление максимальных усилий, возникающих от тяжеловесного транспортного средства Sтяж и грузоподъемности Sгруз, исходя из выполнения условия

 

Sтяж > Sгруз. (1)

 

Выполнение неравенства (1) является условием необходимости проектирования усиления конструкции.

Грузоподъемность Sгруз для первого способа расчета необходимости усиления конструкций вычисляют по формуле

 

Sгруз = Sнес + Sпр - Sпост - Sдоп. (2)

 

5.8.2 Второй способ расчета следует применять в случае, когда фактическую несущую способность конструктивного элемента установить не представляется возможным, но имеются сведения о нормах, по которым проектировалось мостовое сооружение, и его проектных временных нагрузках. В этом случае проводят сопоставление усилий, возникающих от временных проектных нагрузок, на которые конструкция была запроектирована Sврем, с максимальными усилиями, возникающими от тяжеловесного транспортного средства Sтяж, учитывая значения дополнительных постоянных нагрузок Sдоп (при их наличии) и требования 5.7, исходя из выполнения условия

 

Sдоп + Sтяж > Sврем. (3)

 

Выполнение неравенства (3) является условием необходимости проектирования усиления конструкции.

5.9 Проектные значения усилий, возникающих от гусеничной и колесной нагрузок, на сооружениях, запроектированных по нормам <*>, не действующим на момент проектирования усиления, следует уменьшать в 1,3 раза согласно [2].

--------------------------------

<*> Нормы проектирования, применяемые в период с 1931 по 1953 г.