БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59402-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств

Приложение А

(рекомендуемое)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

 

А.1 Учет влияния дефектов и повреждений в изгибаемых элементах следует проводить путем умножения полученных результатов по предельному изгибающему моменту на коэффициенты, определенные по А.3 - А.7, с учетом таблицы А.1.

При наличии нескольких коэффициентов, учитывающих различные дефекты, их следует перемножать.

 

Таблица А.1

 

Перечень дефектов и повреждений железобетонных конструкций

пролетных строений, влияющих на несущую способность

 

Описание дефектов и повреждений

Характер влияния на элемент

Форма учета

Коррозия рабочей арматуры в растянутой зоне

Ослабление сечения растянутой арматуры, снижение несущей способности балок на изгиб и жесткость

Учет фактических размеров площади арматуры по результатам замера <1> в соответствии с А.2

Разрыв отдельных стержней рабочей арматуры в растянутой зоне

То же

То же

Искривление (смятие) стержней рабочей арматуры растянутой зоны

"

"

Коррозия арматуры хомутов и отогнутых стержней

Снижение несущей способности балок на поперечную силу

"

Повреждение бетона сжатой зоны балок:

 

 

раковины, сколы

Ослабление сечения сжатой зоны

Учет фактических размеров сечения по результатам проведенного обследования

рыхление бетона (снижение прочности)

Снижение прочности бетона сжатой зоны

Учет фактической прочности согласно 4.13

продольные трещины (вдоль действия сил)

Критическое снижение грузоподъемности

Выключение из работы этих балок или учет их в работе по результатам испытаний

Повреждение бетона в зоне главных напряжений (приопорное сечение):

 

 

раковины, сколы

Ослабление сечения

Учет фактических размеров сечения по результатам проведенного обследования

рыхление бетона

Снижение прочности бетона

Учет фактической прочности согласно 4.13

Вертикальные трещины в средней части балок в растянутой зоне:

Снижение жесткости и изменение распределения усилий между балками

Учет фактического распределения по результатам испытаний

раскрытие от 0,2 до 0,5 мм включительно

Значительное

Возможно применение расчетного метода <2>

раскрытие более 0,5 мм в результате потери связи арматуры с бетоном

Очень значительное

Выключение балки из работы

раскрытие более 0,5 мм вследствие текучести арматуры

Разрушение балки

Трещины по контакту ребра балок с плитой

Снижение жесткости и прочности

Учет фактического распределения усилий между балками по результатам испытания

Нарушение объединения балок на сварных соединениях полудиафрагм:

 

 

срез (отсутствие) сварных накладок по нижней зоне в отдельных местах

Нарушение схемы пространственной работы пролетного строения и поперечного распределения усилий

Учет фактического распределения усилий между балками по результатам испытания <3>

разрушение анкеровки закладных деталей

косые трещины в полудиафрагмах

Нарушение объединения балок по монолитным диафрагмам (железобетонным стыкам):

 

вертикальные или наклонные трещины на высоту диафрагм

Нарушение схемы пространственной работы пролетного строения и поперечного распределения усилий

повреждение рабочей арматуры (глубокая коррозия, разрыв, изгиб)

повреждение бетона (силовые сколы, растрескивание)

Повреждение плиты проезжей части:

Снижение несущей способности плиты:

 

пробоины

местное

Учет фактической площади сечения

трещиноватый бетон (мелкая сетка) или выщелачивание с образованием сталактитов

общее

Учет фактической прочности согласно 4.13

сколы бетона по нижней грани плиты

местное

Учет только арматуры

коррозия рабочей арматуры (глубокая коррозия, разрыв, изгиб)

общее

Учет фактических размеров площади арматуры по результатам замера <1>

обрушение консоли плиты

в месте обрушения

Выключение из работы

Зависание балок над опорной частью

Изменение распределения усилий между балками

Выключение этих балок из работы

Трещины в зоне анкеровки преднапряженной арматуры балок

Потеря предварительного напряжения в арматуре, возможно изменение распределения усилий между балками

Учет фактического распределения усилий между балками по результатам испытания

Вертикальные трещины от постоянных нагрузок в ребрах преднапряженных балок в растянутых участках:

 

 

одиночные волосяные с раскрытием до 0,1 мм включительно

Снижение жесткости конструкции

Не учитывают

раскрытием более 0,1 мм

Учет фактического распределения усилий между балками по результатам испытания

Продольные трещины вдоль напряжений арматуры балок (отдельные прерывистые, сплошные)

Возможно ослабление площади рабочей арматуры

Учет фактической площади арматуры

<1> Глубину коррозии арматуры, при ширине раскрытия трещин более 0,5 мм, рекомендуется определять прямым измерением с вскрытием защитного слоя при согласовании с владельцем. При ширине менее 0,5 мм - принимать равной 0,1 мм в год с момента образования трещины. За год образования трещины, при наличии достоверной информации, принимают дату обнаружения, указанную в дефектной ведомости паспорта сооружения. При отсутствии данной информации за год образования трещины принимают год постройки сооружения.

<2> Расчетный метод следует применять в случаях возможности вычисления действительной жесткости элементов системы, имеющих дефекты и повреждения, а также возможности выбора конкретной расчетной схемы при наличии разрушений отдельных связей в пространственной системе пролетного строения и ее расчета.

<3> Допускается принимать расчетную схему, при которой балки пролетного строения работают независимо друг от друга.

 

А.2 Учет влияния дефектов и повреждений в опорных сечениях изгибаемых элементов следует проводить путем ввода понижающих коэффициентов в формулу расчета на предельную поперечную силу. При этом необходимо подбирать индивидуальные коэффициенты для хомутов, отогнутой арматуры и бетона. Понижающие коэффициенты необходимо рассчитывать по А.3 - А.7 с учетом таблицы А.1.

При наличии нескольких коэффициентов, учитывающих различные дефекты и повреждения, их следует перемножать между собой, разделяя по принадлежности к одной группе элементов конструкции (хомуты, отогнутая арматура или бетон).

А.3 Коэффициент msd1, учитывающий глубину коррозии арматуры, вычисляют по формуле

 

"ГОСТ Р 59402-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств" (А.1)

 

где "ГОСТ Р 59402-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств" - глубина коррозии;

d - диаметр арматуры.

А.4 Коэффициент msd2, учитывающий погнутость арматуры, вычисляют по формуле

 

"ГОСТ Р 59402-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств" (А.2)

 

где nГ - число погнутых стержней;

n - общее число стержней в сечении;

f - стрела выгиба стержней.

А.5 Коэффициент msd3, учитывающий обрыв стержней, вычисляют по формуле

 

"ГОСТ Р 59402-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств" (А.3)

 

где nо - число оборванных стержней.

А.6 Коэффициент mbd, учитывающий повреждение сжатой зоны бетона, вычисляют по формуле

 

mbd = Sbc.d/Sbc, (А.4)

 

где Sbc.d, Sbc - статические моменты сжатой зоны бетона с учетом и без учета дефекта или повреждения соответственно.

А.7 При наличии стержней разных диаметров с разной глубиной коррозии, разной стрелой выгиба погнутых стержней принимают значение, приводящее к меньшему классу арматуры.