БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59402-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств

9 Правила проектирования усиления опор мостовых сооружений и опорных частей (узлов опирания)

 

9.1 Тело опор

 

9.1.1 Для определения несущей способности элементов тела опор с учетом конструкций усиления необходимо проводить следующие расчеты:

а) для рамных пролетных строений, в которых стойки рам заделаны в диафрагмы пролетного строения и в фундамент или грунт (стойки-сваи):

1) на прочность по изгибающим моментам и продольную силу в сечениях свай, примыкающих к диафрагмам и к фундаменту, или в сечениях, принимаемых по расчету при заделке в грунт сваи;

2) устойчивость при работе на внецентренное сжатие;

б) для неразрезных пролетных строений (как правило, из железобетона), у которых над опорой в составе пролетного строения встроена диафрагма (встроенный ригель), которая через опорные части опирается на раздельные стойки опоры:

1) на местное смятие бетона по контактам с опорной частью встроенного ригеля и стоек опор;

2) устойчивость стоек, заделанных (опираемых) в фундамент или в грунт основания;

в) для опор с ригелем, стойками, заделанными в ригеле и фундаменте (свайном ростверке), а также сваями-стойками, заделанными в грунте:

1) на местное смятие бетона подферменников;

2) прочность ригеля по изгибающему моменту в середине его конструкции между стойками, в сечении, примыкающем к стойке для консольной части, в сечениях по осям опорных частей (при необходимости) и наибольшего воздействия от тяжеловесного транспортного средства;

3) прочность ригеля по поперечной силе в сечениях в зонах примыкания ригеля к стойкам, а также (при необходимости) по осям опорных частей;

4) прочность и устойчивость стоек опор с учетом внецентренного сжатия;

г) для массивных опор:

1) на прочность ригеля по изгибающему моменту в сечении в корне консоли ригеля;

2) прочность и устойчивость в сечениях в месте сопряжения тела опоры с фундаментной частью, а также в местах резкого изменения сечения по высоте тела опоры, с учетом внецентренного сжатия;

3) по положению равнодействующей активных сил относительно ядра сечения;

д) при наличии шкафной стенки в конструкции концевых опор - на прочность соединения шкафной стенки и ригеля (насадки).

9.1.2 Назначать дополнительные расчетные сечения следует в местах наличия дефектов и повреждений в любых элементах конструкции опор, снижающих их несущую способность.

9.1.3 Промежуточные опоры необходимо рассчитывать с учетом угла косины расположения в продольном и поперечном направлениях к оси мостового сооружения.

Концевые опоры, устроенные в насыпи подходов, следует рассчитывать только в плоскости продольной оси мостового сооружения с учетом горизонтальных сил от грунта насыпи и тяжеловесного транспортного средства, располагаемого на насыпи подхода.

9.1.4 Способы усиления надфундаментной части опор:

- ригели (насадки) опор следует усиливать продольной арматурой, листовым и профильным стальным прокатом, напрягаемой арматурой;

- стойки и массивную часть опор следует усиливать наклейкой композитных материалов, металлическим бандажом, дополнительными слоями армированного бетона;

- устройство дополнительных поддерживающих устройств (опор) в пролетах;

- иные способы, предусмотренные действующими нормативными документами и технической документацией.