ГОСТ Р 59178-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Правила производства работ. Оценка соответствия
17 Правила производства работ при устройстве гидроизоляции и слоев дорожной одежды на мостовых сооружениях. Оценка соответствия
17.1 Общие требования
17.1.1 До устройства конструкции дорожной одежды должны быть выполнены и приняты все работы по объединению балок (плит) пролетных строений, перекрытию зазоров, установке водоотводных трубок, лотков, ограждений и деталей, закрепляемых на плите проезжей части моста, и, как правило, уложены трубы коммуникаций.
Устройство однослойной конструкции дорожной одежды автодорожных мостовых сооружений в виде бетонного выравнивающего слоя, выполняющего и гидроизолирующие функции, допускается совмещать с омоноличиванием продольных стыков между балками пролетного строения.
17.1.2 Укладку переходных плит в узлах сопряжения автодорожных пролетных строений с насыпями подходов следует выполнять в порядке и сроки, указанные в проекте, с учетом конструкции плит, свойств грунтов насыпи и ее основания.
Допускается по согласованию с заказчиком устройство временного покрытия в узлах сопряжения моста с насыпью или временная укладка переходных плит с последующей съемкой их для досыпки, доуплотнения верхней части насыпи и установки плит в проектное положение.
17.1.3 Применяемые материалы и технологические методы устройства покрытия и гидроизоляции мостового полотна должны обеспечивать совместимость конструктивных слоев и максимально возможную степень адгезии с материалом мостового полотна.
17.2 Устройство выравнивающего слоя на железобетонной плите мостового полотна
17.2.1 Выравнивающий слой следует устраивать, как правило, из бетона минимальной толщиной 30 мм. По ширине мостового сооружения выравнивающий слой может иметь переменную толщину для создания на проезжей части необходимых поперечных уклонов.
17.2.2 Поверхность выравнивающего слоя не должна иметь раковин, наплывов бетона, трещин, неровностей с острогранными кромками, масляных пятен, пыли.
Примечание - Этим требованиям должна отвечать и плита мостового полотна, если выравнивающий слой не устраивается.
17.2.3 К началу выполнения гидроизоляционных работ прочность на сжатие бетона гидроизолируемой поверхности выравнивающего слоя или плиты проезжей части при его отсутствии должна быть не менее 0,75 от марочной прочности согласно ГОСТ 26633, определенной проектом мостового сооружения.
17.2.4 Перед устройством гидроизоляции поверхность выравнивающего слоя или плиты проезжей части при отсутствии выравнивающего слоя должна быть сухой. Влажность бетона в поверхностном слое на глубине 20 мм должна быть не более 4%.
17.2.5 Поверхность выравнивающего слоя или плиты мостового полотна должна быть ровной и соответствовать классу шероховатости 2-Ш, при котором допускается суммарная площадь отдельных раковин и углублений не более 3 мм до 0,2% на 1 м2 при расстоянии между выступами и впадинами от 1,2 до 2,5 мм. В процессе бетонирования плиты мостового полотна или выравнивающего слоя не допускается железнение и нанесение различных распыляемых составов для ухода за бетоном. Ровность поверхности в продольном и поперечном направлениях определяется по величине просветов при промерах трехметровой рейкой, величина которых должна быть не более 10 мм.
17.3 Арматурные сетки защитного слоя следует укладывать, обеспечивая под ними зазор не менее 10 мм, с использованием пластмассовых или бетонных закладных элементов. Укладка арматурных сеток непосредственно на гидроизоляцию не допускается.
17.4 Подготовка ортотропной плиты к обустройству дорожной одежды
17.4.1 Подготовка поверхности металла должна обеспечить необходимую адгезию к ней антикоррозионного или защитно-сцепляющего слоев.
17.4.2 Работы по струйно-абразивной очистке следует проводить в сухую погоду. На металле не должно быть капельной влаги, вызванной атмосферными осадками либо конденсацией влаги из воздуха.
Примечания
1 Запрещается проводить работы в ночное время. В утренние часы работа может начинаться после естественного высыхания росы на поверхности металла.
2 Температура окружающего воздуха при выполнении работ должна быть такой, чтобы точка росы была минимум на 3 °C ниже температуры поверхности металла.
При выпадении росы или дождя на очищенную металлическую поверхность ортотропной плиты струйно-абразивная очистка должна быть проведена повторно.
17.4.3 Параметры шероховатости поверхности под антикоррозионный слой при устройстве непосредственно на металле защитно-сцепляющего слоя из рулонных либо других гидроизоляционных материалов должны соответствовать ГОСТ 2789.
17.5 Устройство антикоррозионного и защитно-сцепляющего слоев на ортотропной плите
17.5.1 Антикоррозионный слой следует выполнять способом окрашивания вручную либо путем воздушного или безвоздушного напыления. Защитно-сцепляющий слой при отсутствии в проектной конструкции дорожной одежды специального антикоррозионного слоя следует выполнять сразу после струйно-абразивной очистки поверхности металла.
Примечания
1 Во избежание преждевременной коррозии очищенной поверхности вследствие внезапного дождя защиту поверхности проводят сразу после очистки металла с помощью грунтовки (праймера).
2 При влажности воздуха до 70% укрытие очищенной поверхности может быть проведено не позднее чем через 7 ч. При влажности более 70% - не позднее чем через 3 ч.
3 Выпадение на загрунтованную поверхность росы или дождя не требует очистки поверхности заново.
17.5.2 На очищенную поверхность металла грунтовку наносят методом безвоздушного напыления или вручную - кистью, валиком. Грунтовка должна покрывать поверхность сплошным слоем без пропусков.
17.6 Устройство гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя
17.6.1 Работы по устройству гидроизоляции или защитно-сцепляющего слоя на мостовых сооружениях должны начинаться с выполнения узлов примыкания дорожной одежды к элементам мостового полотна и только после их завершения следует переходить к выполнению работ на основных поверхностях проезжей части.
17.6.2 В местах установки тротуарных блоков и железобетонных парапетных ограждений на железобетонной плите мостового полотна гидроизоляцию или защитно-цепляющий слой выполняют в зависимости от их конструкции.
В местах примыкания гидроизоляции или защитно-сцепляющего слоя к цоколю перильного и парапетного ограждений гидроизоляцию или защитно-сцепляющий слой следует заводить под устроенный в цоколе козырек, глубина которого должна быть от 15 до 20 мм; при отсутствии козырька гидроизоляцию или защитно-сцепляющий слой следует заводить на высоту, равную значению толщины дорожной одежды.
17.6.3 При наличии на проезжей части элементов, к которым крепят стойки барьерного ограждения (столиков), вокруг каждого столика должна быть выполнена гидроизоляция или защитно-сцепляющий слой с заведением их на вертикальную поверхность столика до уровня верхней его плоскости. Металлические поверхности столиков должны быть очищены от продуктов коррозии абразивоструйным способом до степени Sa 21/2 или ручным инструментом до степени St 3 по ГОСТ Р ИСО 8501-1.
17.6.4 При конструкциях деформационных швов со стальным окаймлением гидроизоляция или защитно-сцепляющий слой должны быть заведены под козырек, образуемый окаймлением или бетонным приливом.
17.6.5 При сопряжении гидроизоляции или защитно-сцепляющего слоя с конструкциями деформационных швов с резиновым компенсатором гидроизоляция или защитно-сцепляющий слой должны заходить на полку окаймления и должны быть приклеены к ней и к вертикальной поверхности окаймления.
17.6.6 Устройство гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя из рулонных наплавляемых материалов
17.6.6.1 В пределах ширины проезжей части рулоны наплавляемого материала следует раскатывать вдоль проезжей части, начиная от боковых ограждений и с нижних по уклону сечений моста. В пределах ширины тротуара и разделительной полосы в отдельных случаях целесообразно проводить раскатку рулонов поперек оси моста.
На тротуарах и в пределах разделительной полосы нахлестку полотнищ рулонных наплавляемых материалов в поперечном направлении следует производить с учетом продольного уклона - верхний рулон должен быть наклеен на нижний с верховой по уклону стороны.
17.6.6.2 Устройство гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя из рулонных наплавляемых материалов должно проводиться путем оплавления нижней поверхности рулона пламенем воздушно-газовой горелки и одновременным нагревом поверхности основания.
Наличие пламени на материале не допускается. Полиэтиленовая пленка на нижней поверхности гидроизоляционного материала должна быть полностью расплавлена вместе с битумной массой нижнего мастичного слоя материала.
17.6.6.3 В процессе проведения работ по устройству гидроизоляции и защитно-сцепляющего слоя наклеенные полотнища рулонного наплавляемого материала не должны иметь складок, морщин, волнистости.
17.6.7 Устройство гидроизоляции из мастичных материалов следует проводить путем их распределения по изолируемой поверхности ручным или механизированным способом.
17.6.8 Работы по нанесению напыляемой гидроизоляции выполняются в последовательности:
- подготовка поверхности под гидроизоляцию;
- нанесение защитной грунтовки - композиции грунтовочной;
- нанесение гидроизоляционного слоя;
- нанесение поверхностного адгезионного слоя.
Работы по нанесению напыляемой композиционной гидроизоляции проводят только механическим путем с использованием специального оборудования.
17.6.9 Выполненная гидроизоляция должна обладать устойчивостью к воздействию высоких температур в процессе укладки горячей асфальтобетонной или литой полимерасфальтобетонной смеси.
17.6.10 При устройстве любых видов гидроизоляционных систем на бетонных или металлических пролетных строениях минимальный показатель степени адгезии между основанием и защитно-сцепляющим или гидроизоляционным слоем, а также между элементами гидроизоляционной системы не должен быть ниже 0,3 МПа.
17.7 Общие требования при устройстве покрытий на мостовых сооружениях
17.7.1 При устройстве асфальтобетонного покрытия необходимо: обеспечить равномерность нагружения мостового сооружения технологическим транспортом и оборудованием путем их расчетной установки по отношению к продольной оси мостового сооружения, максимально механизировать процесс укладки, используя при необходимости раздвижные рабочие органы асфальтоукладчиков, не допускать совмещения продольных швов в нижнем и верхнем слоях асфальтобетонного покрытия, снижать количество холодных швов, по возможности укладывать асфальтобетонную смесь на всю ширину проезжей части мостового сооружения.
Движение строительной техники по гидроизоляции разрешают только в прямолинейном направлении, допуская плавные повороты. Маневрирование и разворот осуществляют только в отведенных для этого местах.
17.7.2 Во избежание депланации пролетного строения мостового сооружения следует проводить укладку асфальтобетонных полос симметрично относительно продольной оси пролетного строения. Режим (очередность) укладки покрытия по захваткам должен соответствовать ППР.
17.7.3 Для повышения ровности покрытия необходимо обеспечивать постоянную скорость и непрерывность укладки асфальтобетонной смеси.
17.7.4 Устройство узлов примыкания слоев дорожного покрытия к вертикальным элементам мостового полотна производят с использованием вяжущих, заливаемых или укладываемых в штрабу, образованную в слоях покрытия в зоне примыкания.
17.8 Устройство покрытий из горячих асфальтобетонных смесей
17.8.1 Покрытия из горячих асфальтобетонных смесей следует устраивать при температурах окружающего воздуха весной не ниже 5 °C, осенью - не ниже 10 °C и на сухом основании с положительной температурой.
Примечание - При работе при низких и отрицательных температурах следует разработать специальный технологический регламент.
17.8.2 Коэффициент уплотнения асфальтобетонного покрытия из горячей асфальтобетонной смеси при содержании щебня более 40% должен быть не ниже 0,99, а при содержании щебня менее 40% - не ниже 0,98.
Оценка качества уплотнения конструктивных слоев покрытия из уплотняемых смесей должна проводиться в процессе производства работ по устройству покрытия приборами неразрушающих методов контроля или визуально, по числу прохода катков и температуре уплотняемого слоя.
Отбор проб-кернов и вырубок из устроенной дорожной одежды не допускается во избежание повреждения гидроизоляции. Контроль качества проводится на этапе операционного контроля, в том числе инспекционного контроля заказчика и записей в журнале производства работ.
17.8.3 Распределение горячей асфальтобетонной смеси в труднодоступных местах следует проводить вручную, а уплотнение - средствами малой механизации.
17.8.4 Процесс укладки горячей асфальтобетонной смеси между зонами расположения деформационных швов должен быть непрерывным.
17.9 Устройство покрытий из ЩМАС
17.9.1 Для обеспечения сцепления ЩМА с нижележащими слоями из бетона и асфальтобетона на их поверхности в соответствии с ППР следует проводить розлив битумной эмульсии, отвечающей требованиям ГОСТ Р 52128.
17.9.2 При сопряжении слоя горячей ЩМАС с ранее уложенной остывшей полосой укладки рекомендуется прогревать стыковочный шов инфракрасными разогревателями, а также применять битумно-полимерные стыковочные ленты.
17.9.3 Уплотнять слой ЩМАС катками необходимо при максимальной температуре, сразу за выглаживающей плитой асфальтоукладчика.
17.9.4 Технологическая схема уплотнения должна обеспечивать равномерное уплотнение ЩМАС по ширине уплотняемого покрытия, что может быть обеспечено одинаковым числом проходов катков по одному следу.
17.9.5 В недоступных для асфальтоукладчика зонах укладку асфальтобетона проводят вручную, применяя для распределения и уплотнения смеси средства малой механизации и ручной инструмент.
17.10 Устройство покрытий из литых полимерасфальтобетонных смесей
17.10.1 Покрытия следует устраивать при условиях по 17.8.1.
17.10.2 Транспортирование литой асфальтобетонной смеси с асфальтобетонного завода к месту работ и ее укладки следует проводить в термосах-миксерах (кохерах).
17.10.3 При проведении работ необходимо соблюдать следующие правила:
- литая асфальтобетонная смесь должна иметь температуру, соответствующую действующим нормативам и погодным условиям.
Примечание - При температуре воздуха до минус 10 °C литая смесь должна иметь температуру не более 240 °C, в том числе составы с применением полимерно-битумного вяжущего, ее укладку следует проводить в безветренную погоду либо при слабом ветре на сухую и чистую поверхность нижележащих конструктивных слоев;
- сменная захватка и объем работ определяются погодными условиями, производительностью асфальтобетонной установки, количеством термосов-миксеров, доставляющих литую асфальтобетонную смесь, и расстояниями между зонами расположения деформационных швов;
- ширина укладываемой полосы принимается, как правило, кратной ширине проезжей части;
- литую асфальтобетонную смесь следует распределять равномерным слоем толщиной не менее двукратного размера наиболее крупной фракции применяемого в составе щебня, но не менее 30 мм.
17.10.4 Укладку покрытия следует вести механизированным способом или вручную, используя деревянный инструмент и металлические волокуши. Укладчики литой смеси (финишеры) могут иметь колесный или гусеничный ход.
17.11 Устройство цементобетонных и фибробетонных покрытий
17.11.1 Цементобетонные или фиброцементобетонные покрытия следует устраивать при отсутствии атмосферных осадков в интервале температур от 5 °C до 30 °C.
17.11.2 При невозможности доставки однородной фиброцементобетонной смеси целесообразно вводить фибру и пластифицирующие добавки непосредственно на объекте в автобетоносмеситель, оборудованный дозаторами добавок.
17.11.3 Для обеспечения равномерности распределения фибры в объеме фиброцементобетонных смесей при приготовлении в автобетоносмесителе следует подавать фибру в смеситель с использованием диспергаторов.
17.11.4 Подача полной дозы фибр в смеситель на замес фиброцементобетонной смеси в один прием не допускается.
17.11.5 Цементобетонная и фиброцементобетонная смесь подвижной консистенции после ее укладки требует распределения и профилирования.
Смесь должна распределяться и профилироваться против продольного уклона мостового сооружения.
17.11.6 Уход за твердеющим цементобетоном и фиброцементобетоном следует осуществлять после его укладки при помощи пленочных и пленкообразующих материалов.
17.12 Устройство тонкослойных покрытий
17.12.1 Технологический процесс производства работ по укладке и формированию системы тонкослойных полимерных покрытий включает следующие операции: подготовка поверхности, нанесение грунтовочного слоя, приготовление рабочих составов и последовательное нанесение промежуточного гидроизоляционного и верхнего износостойкого слоев покрытия; контроль качества выполненного покрытия.
17.12.2 Поверхность должна быть сухой, очищенной от грязи, пыли, жировых пятен, ржавчины и окалины. Перед укладкой покрытия должны быть устранены дефекты и повреждения поверхности. На бетонной поверхности участки с недостаточной прочностью должны быть удалены механическим способом, каверны заполнены ремонтным составом. Бетонное основание должно иметь достаточную прочность на сжатие (более 25 Н/мм2) и прочность на отрыв не менее 1,5 Н/мм2.
На металлической поверхности следует удалить острые кромки, заусенцы, сварочные брызги и т.п. Обезжиривание и очистку металлической поверхности следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402. Подготовленная под укладку покрытия поверхность должна соответствовать 1-й степени обезжиривания и 2-й степени очистки от окислов (Sa 21/2).
Перед укладкой системы тонкослойного полимерного покрытия поверхность обрабатывают шлифовальными машинами с металлическими щетками, снабженными пылесосами, для придания шероховатости на всей поверхности. Также для металлических и бетонных поверхностей допустимо применение пескоструйной или дробеструйной очистки поверхности. После очистки необходимо полностью удалить остатки абразива сжатым воздухом. Затем поверхность следует загрунтовать.
17.12.3 При выполнении работ по устройству системы тонкослойного полимерного покрытия должны контролироваться:
- температура окружающего воздуха (покрытие укладывается при температурах в диапазоне от минус 10 °C до 35 °C);
- обезжиренность и чистота сжатого воздуха, применяемого в процессе производства работ;
- чистота поверхности перед нанесением каждого слоя системы покрытия: поверхность должна быть чистой, сухой, без следов масляных и жировых загрязнений;
- влажность окружающего воздуха (не влияет на процесс полимеризации покрытия, измеряется для контроля сухости поверхности нанесения, определения точки росы);
- соответствие материалов сертификатам соответствия, стандартам, технической документации (входной контроль);
- срок жизнеспособности применяемых материалов, гарантийный срок их пригодности;
- время технологической выдержки наносимых слоев полимерного покрытия и время выдержки полного покрытия.
17.12.4 Весь технологический процесс производства работ по устройству системы полимерного покрытия должен подвергаться пооперационному контролю со стороны технической службы генподрядной организации или субподрядной специализированной организации, выполняющей данные работы.
Выполнение каждой последующей операции разрешается только после осуществления контроля качества работ по предыдущей.
Результаты пооперационного контроля и приемки должны фиксироваться в исполнительной документации (в журнале работ и актах на приемку скрытых работ).
Приемку поверхности, подготовленной к укладке покрытия, проводят комиссионно с участием представителя заказчика и оформлением акта на скрытые работы по установленной форме.
Все промежуточные операции по приготовлению составов и укладке каждого слоя покрытия должны фиксироваться в журнале работ. Окончательная приемка готового покрытия с участием представителя заказчика оформляется актом приемки покрытия.
17.13 Оценка соответствия выполняемых работ должна проводиться согласно 4.7.