ГОСТ Р 59178-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Правила производства работ. Оценка соответствия
15 Правила производства работ при монтаже деформационных швов. Оценка соответствия
15.1 Общие положения
15.1.1 Складирование конструкций деформационных швов и их элементов следует осуществлять в соответствии с указаниями производителя.
15.1.2 Для обеспечения возможности безопасного перемещения строительной техники и работников через смонтированную конструкцию деформационного шва в ППР следует предусматривать устройство СВСиУ в виде рабочих мостиков, используемых для переезда через деформационный шов и пришовную переходную зону.
Не допускается демонтаж СВСиУ до момента освидетельствования смонтированной конструкции деформационного шва и пришовной переходной зоны и получения разрешения на их нагружение.
15.2 Подготовка металлических и бетонных поверхностей
15.2.1 Подготовка металлических поверхностей
15.2.1.1 Подготовку поверхности металла перед нанесением лакокрасочных и гидроизоляционных покрытий выполняют при температуре окружающей среды не ниже 5 °C в соответствии с ГОСТ 9.402.
15.2.1.2 На металлических поверхностях не допускаются заусенцы, острые кромки радиусом менее 2,0 мм, сварочные брызги, прижоги, остатки флюса. Замасленные металлические поверхности очищают от грязи и обезжиривают.
15.2.2 Подготовка бетонных поверхностей
15.2.2.1 Бетонные поверхности следует очистить от наплывов раствора, грязи, жировых пятен, а в зимнее время - также от наледи, снега и инея. Необходимо снять пленку цементного молока сухой струйной абразивной очисткой.
15.2.2.2 Бетонные поверхности следует обеспылить продувкой сжатым воздухом и просушить при помощи горелок инфракрасного излучения по ГОСТ 25696.
15.2.2.3 Нанесение грунтовок и окрашивание проводят при температуре воздуха от 5 °C до 30 °C, относительной влажности воздуха не более 80%, при отсутствии осадков, тумана, росы и воздействия агрессивных агентов, если иное не оговорено в технологическом регламенте. Работы рекомендуется проводить в безветренную погоду. При скорости ветра более 10 м/с работы проводить запрещается. Не допускается нанесение покрытий по влажной поверхности.
15.3 Требования к производству работ
15.3.1 Конструкции деформационных швов должны устраиваться только после завершения работ по выставлению опорных частей мостового сооружения в проектное положение, корректировки их положения и приемки.
15.3.2 Проводить работы во время атмосферных осадков без защиты швов от осадков и при сильном (со скоростью 9 м/с и выше) ветре не допускается.
Рекомендуется проводить работы по устройству деформационных швов и пришовных переходных зон при среднесуточной температуре окружающего воздуха не ниже 10 °C.
При среднесуточной температуре окружающего воздуха ниже 5 °C и минимальной температуре ниже 0 °C работы следует выполнять в тепляках при условии соблюдения температурного режима не только наружного воздуха, но и рабочих поверхностей с соблюдением соответствующих ППР или технологических регламентов на выполнение работ в зимнее время.
15.3.3 Устройство пришовных переходных зон на металлических мостах с ортотропной плитой проезжей части при среднесуточной температуре ниже 10 °C без использования тепляков не допускается.
15.4 Устройство деформационных швов закрытого типа
15.4.1 Слой гидроизоляции на поверхностях пролетных строений в области устройства конструкции деформационного шва укладывают одновременно со слоем гидроизоляции одежды мостового полотна.
15.4.2 Металлические опорные пластины должны быть установлены без промежутков, между ними не должно быть перекосов в плане и перепадов по высоте относительно друг друга.
15.4.3 Прорезь в асфальтобетонном покрытии следует устраивать после укладки верхнего слоя асфальтобетонного покрытия одежды мостового полотна при помощи нарезчика швов и заполнять ее битумно-полимерной мастикой по ГОСТ 32870.
15.5 Устройство щебеночно-мастичных деформационных швов
15.5.1 Конструкцию щебеночно-мастичного деформационного шва следует устраивать в сухую погоду при температуре летом не ниже 5 °C, а осенью - не ниже 10 °C.
15.5.2 Выполнять установку элементов металлических опорных пластин в штрабу следует по разметке. При этом следует проводить закрепление опорных пластин на одном из сопрягаемых железобетонных пролетных строений, если этого требует конструкция деформационного шва. Опорные пластины с ограничителем перемещений на пролетных строениях закреплять не требуется.
Металлические опорные пластины следует устанавливать по длине деформационного шва без промежутков. Между опорными пластинами не должно быть перекосов в плане и перепадов по высоте.
15.5.3 Все поверхности образованной штрабы должны быть зачищены проволочной щеткой, очищены и высушены с помощью горячего воздуха, подаваемого высокотемпературной горелкой по ГОСТ 25696.
Сразу после очистки поверхности стенки штрабы должны быть подгрунтованы разогретым вяжущим. Гидроизоляцию, находящуюся в штрабе, вяжущим покрывать не следует.
Примечание - Не допускается грунтовать поверхность штрабы битумным праймером и другими материалами, полученными с использованием растворителей.
15.5.4 Штрабу деформационного шва следует заполнять слоями смеси горячего щебня с битумно-полимерным вяжущим толщиной не более 40 мм, не доводя на величину значением от 20 до 30 мм до верха конструкции, определяемого поверхностью покрытия проезжей части.
15.5.5 Начинать укладку следует со стороны проезжей части с наименьшей высотной отметкой поверхности, двигаясь в направлении против направления поперечного уклона проезжей части. При устройстве щебеночно-мастичных деформационных швов необходимо обеспечить каркасный характер компоновки зерен щебеночного заполнителя в теле шва в процессе послойной укладки. Следует избегать скопления вяжущего, обеспечивая полное заполнение пустот щебеночного каркаса шва вяжущим. Необходимо соблюдать температурные режимы щебня и вяжущего.
15.5.6 При укладке финишного слоя шва смесь щебня с вяжущим должна выгружаться на уложенный в штрабу материал заполнения с таким расчетом, чтобы она возвышалась над уровнем поверхности покрытия проезжей части на половину толщины зерна щебня.
15.5.7 Уложенную смесь следует уплотнять катком или ручной уплотняющей виброплитой массой не менее 85 кг до тех пор, пока поверхность конструкции деформационного шва не сравняется с поверхностью покрытия проезжей части. Допускается превышение отметки проезжей части над швом на величину от 5 до 7 мм.
15.5.8 Движение транспортных средств через деформационный шов без применения рабочих мостиков следует открывать после остывания щебеночно-мастичного заполнения до температуры прилегающего покрытия проезжей части.
Примечание - Если это технологически возможно, рекомендуется открывать движение не ранее, чем через одни сутки после устройства конструкции щебеночно-мастичного деформационного шва.
15.5.9 Принудительное охлаждение укладываемой щебеночно-мастичной смеси герметизирующего слоя и готовой конструкции щебеночно-мастичного деформационного шва не допускается.
15.6 Устройство конструкций деформационных швов заполненного типа
15.6.1 Закрепление компенсаторов следует осуществлять в выравнивающем бетонном слое с помощью горизонтальных полос металла, соединенных с продольной арматурой, закрепленной в продольных бетонируемых стыках плиты проезжей части.
15.6.2 Поверхности установленных металлических компенсаторов, кроме участков, соприкасающихся с бетоном или раствором, должны быть обработаны битумным лаком в два слоя.
15.6.3 Неметаллические компенсаторы необходимо наклеивать на ровную и чистую поверхность выравнивающего слоя. Ширина приклеиваемого участка должна быть не меньше 100 мм. Компенсаторы не должны иметь стыков по длине шва.
15.6.4 Материал заполнения необходимо укладывать в деформационный зазор до упора в уплотнитель зазора без разрывов и наплывов. После укладки материал необходимо разровнять и придать ему вогнутую поверхность.
Материал заполнения наносят от краев деформационного шва, двигаясь к середине.
Ширина полосы контакта наносимого материала заполнения с каждой из сопрягаемых поверхностей деформационного шва должна быть не менее 70% от ширины деформационного зазора в момент укладки материала заполнения (установочного размера).
15.6.5 При нанесении материала заполнения горячего применения при температуре воздуха более 25 °C герметизированные швы следует присыпать молотым доломитом по ГОСТ 23672, мелом, тальком, дробленой резиной по ГОСТ 8407 или другими тонкодисперсными инертными материалами.
15.7 Устройство конструкций деформационных швов перекрытого типа
15.7.1 Точность положения деформационного шва следует контролировать геодезическими методами.
15.7.2 Соединение анкерных элементов конструкции деформационного шва с арматурой пролетных строений (устоя) должно проводиться путем ручной дуговой сварки по ГОСТ 14098.
Соединение с применением вязальной проволоки допускается только в случае, если это прямо предусмотрено проектом и технологической документацией.
15.7.3 До начала работ по омоноличиванию конструкций деформационных швов в штрабе должно быть установлено поперечное армирование плиты проезжей части согласно проектной документации, если армирование частично разбиралось для установки конструкции деформационного шва либо не было установлено ранее.
15.7.4 При бетонировании штрабы рекомендуется использовать самоуплотняющиеся бетонные смеси.
15.7.5 Укладку бетона следует проводить горизонтальными слоями, толщиной от 200 до 300 мм, одновременно по обе стороны конструкции деформационного шва, примерно одинаковым количеством бетонной смеси, не допуская перегрузки весом бетона только одной стороны штрабы.
15.7.6 Установка водоотводных лотков должна проводиться с соблюдением уклона не менее 5%. Водоотводные лотки должны монтироваться в направлении вдоль деформационного шва от одного края пролетного строения к другому.
15.8 Устройство конструкций деформационных швов с резиновыми компенсаторами
15.8.1 Работы по выставлению конструкции деформационного шва в проектное положение должны выполняться с применением монтажных рам.
15.8.2 После установки конструкции деформационного шва в проектное положение следует выполнить геодезический контроль и произвести сварку прихваточным швом анкерных элементов и арматуры пролетного строения. Конструкция деформационного шва на данном этапе фиксируется сваркой только на одном пролетном строении (устое).
15.8.3 Если геодезическим контролем не выявлено отклонений от проектного положения свыше допускаемых значений, следует произвести сварку прихваточным швом анкерных элементов (прихватку окаймления к ортотропной плите) на втором пролетном строении и ослабить фиксаторы зазора.
15.8.4 При монтаже конструкции деформационного шва отдельными секциями должна быть произведена их стыковка при помощи сварки несущих балок (окаймлений) секций по длине.
15.8.5 До начала работ по омоноличиванию конструкций деформационных швов требуется выполнить требования 15.7.3.
До омоноличивания в окаймлениях, имеющих горизонтальные плоскости, должны быть просверлены отверстия для выхода воздуха при бетонировании.
15.8.6 Если конструкция деформационного шва поставляется без установленных резиновых компенсаторов, то их следует устанавливать после завершения всех бетонных работ, а также после работ по устройству пришовных переходных зон и покрытия проезжей части на расстоянии не менее 3,0 м с каждой стороны конструкции деформационного шва. Установку резинового компенсатора следует проводить без разделения на отдельные секции по всей длине деформационного шва.
15.9 Оценка соответствия выполняемых работ должна проводиться согласно 4.7.