БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59120-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 битумное пятно: Дефект покрытия в виде нарушения текстуры поверхности покрытия вследствие выдавливания избытка битума на поверхность, на которой не обеспечивается требуемый коэффициент сцепления с колесом покрытия.

3.2 дополнительные слои основания дорожной одежды: Слои между конструктивным нижним слоем основания и рабочим слоем земляного полотна, предусматриваемые для обеспечения требуемой морозоустойчивости и дренирования дорожной конструкции, позволяющие регулировать ее водно-тепловой режим и снижать толщину вышележащих слоев из материалов дорожной одежды.

3.3

 

дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.8]

3.4 дорожная одежда капитального типа: Дорожная одежда, обладающая наиболее высокой работоспособностью (максимальные уровни надежности и коэффициенты прочности), соответствующей условиям движения, категории автомобильной дороги и срокам их службы, применяемая на автомобильных дорогах категорий I - IV.

3.5 дорожная одежда облегченного типа: Дорожная одежда с покрытием из асфальтобетонов, органоминеральных смесей или из щебеночных (гравийных) материалов, обработанных органическим вяжущим, применяемая на автомобильных дорогах категорий III - V, имеющая пониженные по сравнению с капитальными дорожными одеждами уровень надежности и коэффициенты прочности.

3.6 дорожная одежда переходного типа: Дорожная одежда с покрытиями из щебня прочных пород, щебеночно-гравийно-песчаных смесей или из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими, булыжного и колотого камня (мостовых), применяемая на автомобильных дорогах категорий IV - V.

3.7 дорожная одежда низшего типа: Дорожная одежда с покрытиями из гравийно-песчаных и песчано-гравийных смесей, из малопрочных каменных материалов и шлаков, из грунтов, улучшенных различными местными материалами, техногенных грунтов, отходов и побочных продуктов промышленности, применяемая на автомобильных дорогах категории V.

3.8 дорожная конструкция: Часть автомобильной дороги как транспортного сооружения, включающая земляное полотно и дорожную одежду.

3.9

 

дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с цементобетонным монолитным покрытием, со сборным покрытием из железобетонных плит, с асфальтобетонным покрытием на основании из цементобетона.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.9]

3.10

 

защитный слой (дорожного покрытия): Слой толщиной от 0,5 до 3,0 см, предназначенный для защиты верхнего слоя дорожного покрытия от непосредственного воздействия колес транспортных средств и/или погодно-климатических факторов.

Примечание - Защитный слой не учитывают при расчете конструктивных слоев дорожных одежд автомобильных дорог.

 

[ГОСТ Р 58861-2020, пункт 3.7]

3.11

 

земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.11]

3.12 коэффициент разрушения дорожной одежды: Коэффициент, представляющий собой отношение суммарной протяженности участков дороги, из-за недостаточной прочности и недопустимой ровности на поверхности дорожной одежды, к общей протяженности автомобильной дороги.

3.13

 

краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая случайные заезды на нее транспортных средств.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.19]

3.14

 

межремонтный срок: Период времени от момента ввода автомобильной дороги (участка дороги и/или искусственного сооружения в ее составе) в эксплуатацию до первого капитального ремонта (ремонта), а также период в процессе эксплуатации между двумя смежными ремонтами или капитальными ремонтами, капитальным ремонтом и ремонтом, ремонтом и капитальным ремонтом.

[ГОСТ Р 58861-2020, пункт 3.17]

3.15

 

международный показатель ровности (International Roughness Index); IRI, мм/м: Отношение величины суммарного перемещения неподрессорной массы (колеса) относительно подрессорной (кузова автомобиля) к длине участка дороги.

Примечание - Определяется расчетом в результате моделирования движения по микропрофилю 1/4% части эталонного автомобиля со скоростью 80 км/ч.

 

[ГОСТ 33101-2014, пункт 3.14]

3.16

 

дорожная одежда нежесткая: Дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.10]

3.17 отказ дорожной одежды: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния автомобильной дороги, выражающееся в недостаточной прочности и недопустимой ровности на поверхности дорожной одежды, препятствующих безопасному и комфортному движению транспортных средств с расчетной скоростью; количественным показателем отказа является предельный коэффициент разрушения.

3.18

 

основание дорожной одежды: Часть конструкции дорожной одежды автомобильной дороги, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.23]

3.19

 

покрытие дорожной одежды: Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных факторов.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.28]

3.20

 

покрытие дорожное сборное: Покрытие на автомобильной дороге, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, изготовленных из бетона, железобетона или композиционного материала, укладываемых на подготовленное основание и соединенных между собой каким-либо способом.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.29]

3.21 предельный коэффициент разрушения дорожной одежды: Предельно допустимое значение коэффициента разрушения дорожной одежды, установленное в качестве нормативного, как критерий необходимости проведения прогнозируемого капитального ремонта.

3.22 погодно-климатические факторы: Естественные физические процессы нагревания-охлаждения, увлажнения-высушивания, промерзания-оттаивания, влияющие на работоспособность дорожной одежды.

3.23 проектирование автомобильной дороги: Производственный процесс, состоящий из комплекса проектно-конструкторских работ и экономических расчетов, осуществляемый по материалам инженерных изысканий.

3.24 прочность дорожной одежды: Способность конструкции дорожной одежды сопротивляться процессу развития остаточных деформаций и разрушений под воздействием касательных и нормальных напряжений, возникающих в конструктивных слоях и подстилающем грунте от нормативной транспортной нагрузки, приложенной к поверхности покрытия.

3.25 рабочий слой земляного полотна: Верхняя часть земляного полотна в пределах от низа дорожной одежды до уровня, соответствующего 2/3 глубины промерзания конструкции, но не менее 1,5 м, считая от поверхности покрытия.

3.26 расчетный срок службы дорожной одежды: Установленный в утвержденных нормативных документах межремонтный срок проведения работ по капитальному ремонту дорожной одежды.

3.27 регулирующий слой (прослойка): Слой (прослойка), улучшающий водно-тепловой режим дорожной одежды и земляного полотна и повышающий работоспособность, как всей дорожной конструкции, так и отдельных ее слоев; выполняющий одну из (или несколько сразу) функций (теплоизоляция, гидроизоляция, пароизоляция, противозаиливание, армирование и распределение нагрузки).

3.28

 

продольная ровность: Продольный микропрофиль поверхности оснований и покрытий, содержащий волны неровностей в диапазоне 0,5 - 60 м на полосе наката на дороге.

[Адаптировано из ГОСТ Р 56925-2016, пункт 3.5]

3.29

 

слой износа: Верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов.

Примечания

1 При отсутствии слоя износа его функции выполняет верхний слой покрытия. В этом случае учитываемая при расчете дорожных одежд толщина верхнего слоя должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности (колеи) по ГОСТ Р 50597.

2 Слой износа подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

 

[ГОСТ Р 58861-2016, пункт 3.27]

3.30 срок службы дорожной одежды: Календарная продолжительность эксплуатации дорожной одежды с предусмотренным техническим обслуживанием и ремонтными работами до состояния, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна.

3.31 упругая деформация дорожной одежды: Деформация дорожной одежды, исчезающая после снятия действующих на дорожную одежду нагрузок, обусловливающих эту деформацию.

TOC