БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58422.1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Защитные слои и слои износа дорожных одежд. Технические требования

5.2 Требования к материалам для устройства шероховатой поверхностной обработки

 

5.2.1 Для устройства ШПО с использованием "холодной технологии" следует использовать битумные и битумно-полимерные эмульсии ЭБДК Б, ЭБДА Б, ЭБПДК Б и ЭБПДА Б по ГОСТ Р 58952.1.

5.2.2 Анионные эмульсии применяют в случае использования для поверхностной обработки щебня основных (карбонатных) пород.

5.2.3 Фактические характеристики используемой битумной эмульсии выбирают в зависимости от структуры покрытия, используемых минеральных материалов, интенсивности движения автомобилей, а также в зависимости от климата и состояния окружающей среды района прохождения дороги, периода проведения работ.

5.2.4 Битумно-полимерные эмульсии более склонны к расслоению и седиментации, чем обычные битумные эмульсии. При наличии специального оборудования допускается приготовление битумно-полимерных эмульсий путем введения латекса непосредственно перед использованием в месте проведения работ при условии обеспечения необходимых свойств.

5.2.5 Для устройства ШПО с использованием "горячей технологии" используют битум по ГОСТ 33133, ГОСТ Р 58400.1, ГОСТ Р 58400.2 или полимерно-битумные вяжущие по ГОСТ Р 52056.

5.2.6 Свойства битумного вяжущего по ГОСТ Р 58400.1, ГОСТ Р 58400.2 должны соответствовать климатическим условиям района применения.

5.2.7 Рекомендуемые для использования марки битумных вяжущих по ГОСТ 33133 (с учетом требований ГОСТ Р 58829 к дополнительным показателям исходного битума) и ГОСТ Р 52056 приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Марки битумного вяжущего по ГОСТ 33133 и ГОСТ Р 52056,

используемые для устройства ШПО

 

Дорожно-климатическая зона

Среднемесячная температура наиболее холодного времени года, °C

Марка битумного вяжущего

II - III

От -10 до -20

БНД 70/100,

БНД 100/130,

БНД 130/200,

ПБВ 90, ПБВ 130

II, III, IV

От -5 до -10

БНД 50/70, БНД 70/100,

БНД 100/130,

БНД 130/200,

ПБВ 60, ПБВ 90

V

Не ниже +5

БНД 50/70, БНД 70/100,

БНД 100/130

ПБВ 60

 

5.2.8 Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) и битумно-полимерную эмульсию используют при интенсивности движения более 6000 автомобилей в сутки и при интенсивности движения более 3000 автомобилей в сутки, если это обосновано результатами подбора состава вяжущего, исходя из климатических условий района и вида щебня. Рекомендуемые для использования в различных климатических условиях марки полимерно-битумного вяжущего по ГОСТ Р 52056 приведены в таблице 3.

5.2.9 Качество сцепления битума и ПБВ с используемым щебнем, определяемое в соответствии с ГОСТ 58406.2-2020 (приложение Г) должно быть не ниже пяти баллов. В случае необходимости для обеспечения требуемого качества сцепления используют адгезионную добавку.

5.2.10 Для устройства ШПО следует применять щебень, соответствующий требованиям ГОСТ 32703. Характеристики используемого для устройства ШПО щебня приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Требуемые характеристики щебня,

используемого для устройства ШПО

 

Наименование показателя

Марка по ГОСТ 32703, не ниже

Марка по дробимости:

 

- щебня из изверженных горных пород, не менее

М1200

- щебня из осадочных и метаморфических горных пород, не менее

М1000

- щебня из гравия, не менее

М1000

Марка по сопротивлению дроблению и износу для всех видов щебня, не менее

И2

- для дорожно-климатических зон I - IV

F150

- для дорожно-климатической зоны V

F100

 

5.2.11 Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы должно соответствовать марке не ниже Л15 при использовании на автомобильных дорогах технических категорий I - III, марке не ниже Л20 - при использовании на дорогах технических категорий IV - V. Щебень из гравия должен содержать 100% дробленых зерен [соответствовать группе щебня 1 по ГОСТ 32703-2014 (таблица 3)].

5.2.12 Массовая доля слабых зерен в щебне должна быть не более 5%.

5.2.13 Массовая доля в щебне пылевидных и глинистых частиц не должна превышать 0,5%. Содержание глины в комках и посторонних засоряющих примесей не допускается. Щебень, используемый для устройства ШПО с применением битумных эмульсий, должен быть помыт на специальном оборудовании с целью уменьшения количества имеющихся в нем пылевидных и глинистых частиц.

5.2.14 При устройстве одиночной ШПО необходимо применять щебень основных фракций свыше 5,6 до 8 мм, свыше 8 до 11,2 мм, свыше 11,2 до 16 мм по ГОСТ 32703. Допускается использование щебня широкой фракции от 4 до 8 мм по ГОСТ 32703.

5.2.15 При устройстве двойной ШПО для первого распределения используют щебень основной фракции свыше 11,2 до 16 мм по ГОСТ 32703. Для второго распределения используют щебень основной фракции свыше 5,6 до 8 мм или широкой фракции от 4 до 8 мм по ГОСТ 32703.

5.2.16 Для приготовления щебня, обработанного битумом, используемого в "горячей технологии" устройства поверхностной обработки используют щебень в соответствии с 5.2.10 - 5.2.15, имеющий марку по морозостойкости не ниже F150, с содержанием пылевидных и глинистых частиц не более 1%.

Для обработки щебня допускается применять битумные эмульсии ЭБДК С, ЭБДА С, ЭБПДК С и ЭБПДА С по ГОСТ Р 58952.1 или битум по 5.2.5.

5.2.17 Размер фракции щебня рекомендуется выбирать с учетом показателя твердости и фактической шероховатости поверхности дороги. Измерение показателей твердости и шероховатости проводят в соответствии с ГОСТ Р 58422.2.

5.2.18 Размер рекомендуемой фракции щебня в зависимости от твердости дорожного покрытия приведен в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Рекомендуемая фракция щебня для ШПО

в зависимости от твердости дорожного покрытия

 

Показатели твердости при расчетной температуре, мм

<= 15

16 - 20

Рекомендуемая фракция щебня по ГОСТ 32703, мм

От 4 до 8;

Св. 8 до 11,2;

Св. 5,6 до 8;

Св. 11,2 до 16

Св. 8 до 11,2;

 

Св. 11,2 до 16 <*>

 

<*> При твердости <= 15 мм фракцию св. 11,2 до 16 используют только для распределения первого слоя щебня при устройстве двойной поверхностной обработки.

 

5.2.19 Фракцию щебня выбирают с учетом шероховатости на существующей поверхности дороги, измеренной методом "песчаного пятна" в соответствии с ГОСТ Р 58422.2 или другими методами, позволяющими определить значение средней глубины впадин. На новых и эксплуатирующихся мелкошероховатых асфальтобетонных покрытиях рекомендуется применять щебень фракции свыше 5,6 до 8 мм, от 4 до 8 мм, свыше 8 до 11,2 мм, на среднешероховатых и крупношероховатых - фракции св. 11,2 до 16 мм.

5.2.20 Рекомендуемые базовые нормы расхода материалов для устройства ШПО приведены в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Рекомендуемые базовые нормы расхода

материалов для устройства ШПО

 

Фракция щебня, мм

Расход

щебня, м3/100 м2

эмульсии (69% концентрации), л/м2

битумного вяжущего

Одиночная ШПО

Св. 5,6 до 8;

 

 

 

от 4 до 8

0,9 - 1,1

1,38

0,95

Св. 8 до 11,2

1,2 - 1,4

1,77

1,22

Св. 11,2 до 16

1,3 - 1,5

1,96

1,35

Двойная ШПО, первое распределение

Св. 11,2 до 16

1,2 - 1,4

1,81

1,25

Двойная ШПО, второе распределение

Св. 5,6 до 8;

 

 

 

от 4 до 8

0,95 - 1,15

1,38

0,95

<*> При использовании щебня, обработанного вяжущим, норма расхода битумного вяжущего должна быть уменьшена на 20%.

 

5.2.21 Фактическая норма расхода битумных вяжущих может иметь отклонения от базовой нормы в пределах от минус 15% до плюс 30% в зависимости от условий на участке выполнения работ.

TOC