БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 58422.1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Защитные слои и слои износа дорожных одежд. Технические требования

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 битумоминеральные открытые смеси; БМОС: Горячие битумоминеральные смеси с повышенным содержанием щебня (от 55% до 85%), обеспечивающие каркасную структуру слоя, поверхность с высокими параметрами шероховатости и содержанием воздушных пустот в уплотненном состоянии от 4% до 7%.

3.2 глубина впадин макрошероховатости: Среднее значение глубин впадин между элементами макрошероховатости в пределах базовой длины относительно плоскости наибольших выступов профиля шероховатости в зоне контакта поверхности колеса.

3.3 двойная шероховатая поверхностная обработка: Шероховатая поверхностная обработка, устраиваемая путем чередующегося розлива органического вяжущего и распределения щебня двух заданных фракций.

3.4

 

дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.8]

3.5

 

дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов.

[ГОСТ 32825-2014, пункт 3.9]

3.6 дорожный пропиточный материал (пропитка, пропиточный состав); ДПМ: Материал, предназначенный для нанесения на поверхность асфальтобетонного покрытия, служащий для изменения свойств органического вяжущего и/или защиты покрытия от воздействия внешних факторов, проникающий внутрь покрытия.

3.7

 

защитный слой (дорожного покрытия): Слой толщиной от 0,5 до 3,0 см, предназначенный для защиты верхнего слоя дорожного покрытия от непосредственного воздействия колес транспортных средств и/или погодно-климатических факторов.

Примечание - Защитный слой не учитывают при расчете конструктивных слоев дорожных одежд автомобильных дорог.

 

[ГОСТ Р 58861-2020, пункт 3.7]

3.8 защитный слой из горячей битумоминеральной смеси с мембраной (мембранная технология); БМСМ: Слой толщиной от 1,5 до 3,0 см с повышенными фрикционными и гидроизоляционными свойствами из горячей битумоминеральной смеси, уложенной по предварительно нанесенной мембране из битумно-полимерной эмульсии.

Примечание - Нанесение мембраны из битумно-полимерной эмульсии и укладку битумоминеральной смеси осуществляют с помощью специального асфальтоукладчика.

 

3.9 защитный слой из литой эмульсионно-минеральной смеси быстрого формирования: Защитный слой из рационально подобранной ЛЭМС, включающей битумно-полимерную дорожную катионную эмульсию, пропорционально смешанной и равномерно распределенной по заранее подготовленной поверхности.

3.10 защитный слой из литой эмульсионно-минеральной смеси медленного формирования: Защитный слой из рационально подобранной ЛЭМС, включающей битумную дорожную эмульсию или битумно-полимерную дорожную эмульсию, пропорционально смешанной и равномерно распределенной по заранее подготовленной поверхности.

3.11 защищающий дорожный пропиточный материал: Дорожный пропиточный материал, предназначенный для защиты поверхности дорожного покрытия из асфальтобетона от неблагоприятных погодно-климатических факторов.

3.12 комбинированный дорожный пропиточный материал: Дорожный пропиточный материал, сочетающий защитные свойства с улучшением свойств органического вяжущего в покрытии.

3.13 комплексная поверхностная обработка: Технология устройства защитного слоя, заключающаяся в последовательном нанесении одиночной шероховатой поверхностной обработки на основе битумной эмульсии и литой эмульсионно-минеральной смеси типа I.

3.14 коэффициент прочности дорожной одежды: Отношение фактического прогиба к допускаемому при нагружении либо измеренного модуля упругости к требуемому.

3.15

 

коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием (коэффициент сцепления): Показатель, характеризующий сцепные свойства дорожного покрытия, определяющийся как отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дорожного покрытия на площади контакта испытательной установки с дорожным покрытием к нормальной реакции в площади контакта испытательной установки с дорожным покрытием.

[ГОСТ 33078-2014, пункт 3.1]

3.16 литая эмульсионно-минеральная смесь; ЛЭМС: Смесь, состоящая из минеральных материалов (дробленого песка и щебня), битумной дорожной эмульсии или битумно-полимерной дорожной эмульсии, воды, а при необходимости, минерального наполнителя (цемента или извести) и специальных добавок, подобранных и смешанных в определенных пропорциях.

3.17 одиночная шероховатая поверхностная обработка: Шероховатая поверхностная обработка, устраиваемая путем розлива органического вяжущего и распределения щебня одной заданной фракции.

3.18

 

периодичность устройства слоев износа и защитных слоев: Повторяемость (цикличность) выполнения работ (оказания услуг) по устройству слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок через определенные промежутки времени.

Примечание - Под промежутками времени следует понимать временные периоды с момента окончания предыдущих работ по устройству слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок до начала новых работ.

 

[ГОСТ Р 58861-2020, пункт 3.21]

3.19

 

слой износа: Верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов.

Примечания

1 При отсутствии слоя износа его функции выполняет верхний слой покрытия. В этом случае учитываемая при расчете дорожных одежд толщина верхнего слоя должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности (колеи) по ГОСТ Р 50597.

2 Слой износа подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.

 

[ГОСТ Р 58861-2020, пункт 3.27]

3.20 твердость дорожного покрытия: Глубина погружения в верхний слой дорожной одежды на основе органического вяжущего конической насадки под определенной нагрузкой.

3.21

 

шероховатая поверхностная обработка; ШПО: Защитный слой дорожного покрытия, устраиваемый путем розлива по поверхности покрытия органических вяжущих материалов и распределения прочных и износостойких каменных материалов заданных фракций с последующим уплотнением.

[Адаптировано из ГОСТ 58861-2020, пункт 3.29]

3.22 шероховатость: Совокупность макрошероховатостей и микрошероховатостей поверхности дорожного покрытия.

3.23 элементы макрошероховатости: Крупные структурообразующие неровности профиля дорожного покрытия, характеризующиеся впадинами и выступами, создаваемыми используемыми для устройства защитного слоя или слоя износа материалами.

3.24 элементы микрошероховатости: Мелкие выступы и поры на элементах макрошероховатости, определяющие активность поверхности макрошероховатых элементов при взаимодействии с шиной транспортного средства.

TOC