ГОСТ Р 56624-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Энергетическая эффективность. Скважинные электроприводные лопастные насосы и электродвигатели для добычи нефти. Определение индикаторов энергетической эффективности
5 Индикаторы энергетической эффективности скважинных электродвигателей
5.1 Общие сведения
Определение индикатора энергетической эффективности скважинного электродвигателя осуществляется производителем, через определение коэффициента потерь Kд, рассчитанного по показателям нового электродвигателя [формула (1)], на основании результатов, полученных при квалификационных (периодических) испытаниях.
, (1)
где P - номинальная мощность на валу электродвигателя, кВт;
Pу - потребляемая установкой электроприводного лопастного насоса (УЭЛН) мощность, кВт.
5.2 Потребляемую мощность УЭЛН рассчитывают по формуле
, (2)
где P1 - потребляемая электродвигателем мощность, кВт;
- потери мощности в кабельной линии, кВт;
- потери мощности в трансформаторе, кВт;
- потери мощности в станции управления, кВт.
5.3 Потребляемую мощность электродвигателя рассчитывают по формуле
, (3)
где - номинальный КПД двигателя, %.
5.4 Потери мощности в кабельной линии рассчитывают по формуле
, (4)
где I - номинальный ток электродвигателя, А;
Rт.ж - электрическое сопротивление токопроводящей жилы кабеля длиной 1 км при рабочей температуре кабельной жилы, °C;
L - длина кабельной линии, км.
Для расчета потерь в кабельной линии принимают следующие условные ограничения:
- длина кабельной линии 1 км;
- рабочая температура жилы кабельной линии - 90 °C;
- если номинальный ток электродвигателя I <= 27 А, то Rт.ж = 2,34 Ом;
- если номинальный ток электродвигателя 27 < I <= 35,9 А, то Rт.ж = 1,79 Ом;
- если номинальный ток электродвигателя 35,9 < I <= 43,2 А, то Rт.ж = 1,47 Ом;
- если номинальный ток электродвигателя 43,2 < I <= 57,1 А, то Rт.ж = 1,10 Ом;
- если номинальный ток электродвигателя 57,1 < I <= 67,5 А, то Rт.ж = 0,93 Ом;
- если номинальный ток электродвигателя 67,5 < I <= 94,5 А, то Rт.ж = 0,67 Ом;
- если номинальный ток электродвигателя I > 94,5 А, то Rт.ж = 0,49 Ом.
5.5 Потери мощности в трансформаторе рассчитывают по формуле
, (5)
где - КПД трансформатора, который принимается равным 0,96.
Подставив в формулу КПД трансформатора получим уточненную формулу (6).
(6)
5.6 Потери мощности в станции управления рассчитывают по формуле
, (7)
где - КПД станции управления, который принимается равным 0,96.
Подставив в формулу КПД станции управления получим уточненную формулу (8).
. (8)
5.7 Для электродвигателей устанавливают следующие ИЭЭФД:
e0 - пониженный;
e1 - стандартный;
e2 - повышенный;
e3 - высокий.
5.8 Для электродвигателей, в зависимости от диаметрального габарита и величины Kд, устанавливают следующие ИЭЭФД:
Для электродвигателей с диаметром корпуса менее 117 мм:
- e0 - при Kд < 0,65;
- e1 - при 0,65 <= Kд < 0,7;
- e2 - при 0,7 <= Kд < 0,75;
- e3 - при 0,75 <= Kд;
для электродвигателей с диаметром корпуса 117 мм и более:
- e0 - при Kд < 0,72;
- e1 - при 0,72 <= Kд < 0,75;
- e2 - при 0,75 <= Kд < 0,8;
- e3 - при 0,8 <= Kд.
ИЭЭФД включается в ТУ на изделие. Маркировку ИЭЭФД приводят в паспорте изделия.
