БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59279-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электрические сети. Схемы принципиальные электрические распределительных устройств от 35 до 750 кВ подстанций. Типовые решения. Рекомендации по применению

5.17 Схема трансформаторы-шины

 

Таблица 17

 

N п/п

Наименование показателя

Описание

Общие показатели

1

Наименование и эскиз схемы

Трансформаторы-шины

 

"ГОСТ Р 59279-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электрические сети. Схемы принципиальные электрические распределительных устройств от 35 до 750 кВ подстанций. Типовые решения. Рекомендации по применению"

2

Номер схемы

330-15; 500-15; 750-15

3

Область применения

РУ от 330 до 750 кВ

4

Тип подстанции

Узловая

5

Количество присоединений

Два АТ и три-четыре линии

6

Этапность развития

-

Условия обоснования и выбора

7

Основные условия применения

а) Узловая подстанция с количеством присоединений до шести.

б) По условиям устойчивости энергосистемы недопустима одновременная потеря двух или более линий

8

Экономические критерии применения

а) Требует восемь ячеек выключателей на шесть присоединений.

б) Наиболее экономичная схема с учетом (пункт 5) количества присоединений и фактора надежности

9

Критерии надежности

а) При отказе выключателя теряется не более одной линии и одного АТ, что допустимо с позиций устойчивости. Поэтому схему предпочтительно использовать в основных сетях 500 и 750 кВ с позиций сохранения устойчивости в энергосистеме при расчетных возмущениях (в том числе при единичном отказе любого элемента схемы), которые не должны сопровождаться работой ПА. Таким образом, схема достаточно надежная.

б) Является лучшей схемой с технико-экономических позиций с учетом фактора надежности для РУ 500 и 750 кВ большинства подстанций (так, 74% подстанций 500 кВ имеют не более двух АТ, а 93% - не более четырех линий, при этом около 50% подстанций выполнены по схеме "четырехугольник" ("треугольника") - начальный этап развития схемы трансформаторы-шины)

10

Эксплуатационные критерии

а) Сравнительно простая и наглядная.

б) Оперативные блокировки и операции с разъединителями просты и однотипны.

в) Как следствие [перечисления а) и б)] минимизированы отказы по вине персонала

11

Техническая гибкость

Каждая линия подключается через развилку из выключателей, что является дополнительным преимуществом схемы в ремонтных и послеаварийных режимах

12

Критерии безопасности

а) Электрооборудование, токоведущие части, изоляторы, крепления, ограждения, несущие конструкции, изоляционные и другие расстояния должны быть выбраны и установлены таким образом, чтобы:

- вызываемые нормальными условиями работы электроустановки усилия, нагрев, электрическая дуга или иные сопутствующие ее работе явления (искрение, выброс газов и т.п.) не могли причинить вред обслуживающему персоналу, а также привести к повреждению оборудования и возникновению КЗ;

- при выводе в ремонт какого-либо присоединения, относящиеся к нему аппараты, токоведущие части и конструкции могли подвергаться безопасному техническому обслуживанию и ремонту без нарушения нормальной работы соседних цепей;

- при нарушении нормальных условий работы электроустановки была обеспечена необходимая локализация повреждений, обусловленных действием КЗ.

б) Напряженность электрического и магнитного полей на маршрутах обхода для осмотра оборудования и на рабочих местах у оборудования, где возможно длительное присутствие персонала для проведения профилактических и ремонтных работ, не должна превышать допустимую.

в) Должны быть выполнены требования нормативно-технических документов по электромагнитной совместимости

Расстановка оборудования

13

Расстановка разъединителей

а) Во всех цепях РУ должна быть предусмотрена установка разъединяющих устройств с видимым разрывом, обеспечивающих возможность отсоединения всех аппаратов (выключателей с ТТ, ТН и т.д.) в каждой цепи со всех ее сторон, откуда может быть подано напряжение.

б) Данное требование [перечисление а)] не распространяется на ВЧ-заградители и конденсаторы связи, ТН, устанавливаемые на отходящих линиях, а также ограничители перенапряжений, устанавливаемых на выводах Т (АТ) и на отходящих линиях.

в) Видимый разрыв может отсутствовать в комплектных РУ заводского исполнения (в том числе с заполнением элегазом - КРУЭ) с выкатными элементами и/или при наличии надежного механического указателя гарантированного положения контактов.

г) На разъединителях 110 кВ и выше предусматривается привод с дистанционным управлением.

д) С учетом перечислений а) и б) разъединители устанавливаются:

- в цепях АТ и ТН электромагнитного типа на СШ;

- с обеих сторон каждого выключателя

14

Расстановка стационарных заземлителей

а) Стационарные заземлители должны быть размещены так, чтобы были не нужны переносные заземления, и чтобы персонал, работающий на токоведущих частях любых участков присоединений, был защищен заземлителями со всех сторон, откуда может быть подано напряжение. На случай отключения в процессе ремонта разъединителя с заземлителями или только заземлителя этого разъединителя должны быть предусмотрены заземлители у других разъединителей на данном участке схемы, расположенные со стороны возможной подачи напряжения. Поэтому на любых участках присоединений предусматривается установка двух заземлителей разных разъединителей.

б) Каждая секция СШ 35 кВ и выше должна иметь два комплекта заземлителей. При наличии ТН заземления сборных шин следует осуществлять заземлителями разъединителей ТН.

в) На заземлителях предусматривается привод с дистанционным управлением.

г) С учетом перечислений а) и б) стационарные заземлители устанавливаются:

- два комплекта на линейных разъединителях и разъединителях ТН, подключенных к СШ;

- один комплект на разъединителях в цепях АТ со стороны указанных присоединений

15

Расстановка ТТ

а) ТТ устанавливаются в каждом присоединении. Наиболее предпочтительными являются встроенные в оборудование ТТ (ТТ также необходимы в нейтралях трансформаторов 110 кВ и выше и АТ 220 кВ и выше).

б) Может предусматриваться ТТ в цепи линии, для организации АИИС КУЭ, так как при его отсутствии включение на сумму токов двух измерительных трансформаторов повышает суммарную погрешность измерений электроэнергии. Последнее ведет к невозможности получения класса точности измерений выше, чем у контрагентов.

в) При выборе количества вторичных обмоток ТТ должны учитываться следующие положения:

- для подключения приборов коммерческого и/или технического учета электроэнергии используется отдельная вторичная обмотка ТТ, при этом также отдельная обмотка предусматривается для средств измерений (не входящих в АИИС КУЭ), т.е. отдельно друг от друга и от цепей защит;

- основная и резервная защиты должны питаться от разных вторичных обмоток ТТ;

- оно должно быть достаточным для присоединения к ним в общем случае основных и резервных защит двух элементов, например, ВЛ и СШ.

г) При установке ТТ с меньшим количеством вторичных обмоток, чем требуется [перечисление б)], возникает необходимость в установке второго дополнительного ТТ. Он устанавливается с другой стороны выключателя.

д) Расстановку ТТ относительно выключателей присоединений необходимо выполнять так, чтобы выключатели входили в зону дифференциальной защиты шин

16

Расстановка ТН

а) ТН устанавливают на каждой СШ, которая может работать раздельно.

б) ТН предусматриваются с тремя вторичными обмотками, одна из которых предназначена для подключения приборов коммерческого и/или технического учета электроэнергии.

в) При выборе ТН необходимо учитывать возможность возникновения феррорезонанса, рекомендуется применять антиферрорезонансные ТН, устойчивые или не подверженные феррорезонансу.

г) На ЛЭП 330 кВ и выше для резервирования защит по цепям напряжения устанавливаются два ТН. Два ТН рекомендуется устанавливать на сборных шинах 330 кВ и выше для надежной работы релейной защиты и АИИС КУЭ

17

Расстановка ОПН

а) В цепях АТ должны быть установлены ОПН без коммутационных аппаратов между ними и защищаемым оборудованием.

б) Необходимость установки ОПН на шинах (в ячейках ТН), а также на линейных присоединениях определяется сравнением расстояний по ошиновке от ОПН у силовых АТ до самого удаленного присоединения, с наибольшим допустимым расстоянием

TOC