ГОСТ Р 59279-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Электрические сети. Схемы принципиальные электрические распределительных устройств от 35 до 750 кВ подстанций. Типовые решения. Рекомендации по применению
5.16 Схема с двумя секционированными системами сборных шин и с обходной системой шин
Таблица 16
N п/п | Наименование показателя | Описание |
Общие показатели | ||
1 | Наименование и эскиз схемы | Схема с двумя секционированными СШ и с ОСШ
|
2 | Номер схемы | 110-14; 220-14 |
3 | Область применения | РУ 110 и 220 кВ |
4 | Тип подстанции | Узловая |
5 | Количество присоединений | Значительное количество присоединений: не менее двух - четырех Т (АТ) и 12 - 14 отходящих линий |
6 | Этапность развития | - |
Условия обоснования и выбора | ||
7 | Основные условия применения | а) Более двух нерезервируемых присоединений на подстанции и, как следствие, необходимость их сохранения в работе при плановом отключении СШ, при этом ОСШ включена в схему плавки гололеда на ВЛ. б) Недопустимость полного обесточения РУ при отказах выключателей и сборных шин по условию сохранения устойчивости энергосистемы (без воздействия ПА) при указанных расчетных возмущениях |
8 | Экономические критерии применения | а) Требует k + 6 ячеек выключателей, где k - количество присоединений. б) По сравнению со схемой с одной секционированной СШ и с ОСШ требует установки на каждом присоединении [линии или Т (АТ)] второго шинного разъединителя, стоимость которого составляет 15 - 25% стоимости выключателя. в) По сравнению со схемой с двумя СШ увеличивает отчуждаемые земельные участки за счет ОСШ на 20 - 30% в зависимости от числа присоединений. г) Требует значительных отчуждаемых площадей и затрат на коммутационное оборудование. За счет этого является одной из наиболее дорогих схем. Например, при 12 присоединениях в схеме с двумя секционированными СШ и с ОСШ необходимо 18 ячеек выключателей. Столько же ячеек требуется для более надежной и экономичной (за счет значительно меньшего количества разъединителей) схемы 3/2 |
9 | Критерии надежности | а) По сравнению со схемой с двумя СШ (с ОСШ либо без нее) за счет их секционирования исключена потенциальная возможность полного обесточения РУ из-за отказов шиносоединительных выключателей и отказов на развилках из шинных разъединителей. Таким образом, секционирование сборных шин повышает надежность схемы. б) При оперативных переключениях сборные шины имеют непосредственную электрическую связь на развилках из шинных разъединителей, и при возникновении отказов возможно обесточение одновременно двух секций обеих СШ. в) Надежность схемы остается недостаточно высокой. Причина заключается в том, что попарно резервируемые линии 110 и 220 кВ располагаются в смежных ячейках РУ, чтобы исключить их пересечение. Поэтому отказы шиносоединительных выключателей и отказы на развилках из шинных разъединителей могут привести к обесточению половины присоединений и соответственно потребителей подстанции. г) По сравнению со схемой с двумя СШ и с ОСШ дополнительная установка двух секционных, шиносоединительного и обходного выключателей (всего четыре выключателя) для исключения обесточения подстанции, как правило, нецелесообразна с технико-экономических позиций с учетом фактора надежности. д) Как следствие [перечисления б) и г)] является вынужденным решением, требующим в проектной документации дополнительного обоснования с режимных позиций. В частности, область применения схемы следует ограничить РУ 110 и 220 кВ подстанций с высшим напряжением 500 кВ. Тем самым обеспечивается подключение АТ 500 кВ через два выключателя, как со стороны ВН, так и СН |
10 | Эксплуатационные критерии | а) Оперативные блокировки и операции с разъединителями сложны. б) Управление разъединителями даже в пределах одной ячейки выключателя не однотипное и громоздкое: пофазное управление разъединителя с килевой установкой и трехфазное - для второго разъединителя. в) Большое количество разъединителей и их заземляющих ножей - четыре и пять соответственно на каждом присоединении. г) Следствием [перечисления а) и в)] является значительное число инцидентов по вине персонала, а также отказов оборудования вследствие большого количества технологических операций при оперативных переключениях |
11 | Техническая гибкость | Гибкая фиксация присоединений по ССШ |
12 | Критерии безопасности | а) Электрооборудование, токоведущие части, изоляторы, крепления, ограждения, несущие конструкции, изоляционные и другие расстояния должны быть выбраны и установлены таким образом, чтобы: - вызываемые нормальными условиями работы электроустановки усилия, нагрев, электрическая дуга или иные сопутствующие ее работе явления (искрение, выброс газов и т.п.) не могли причинить вред обслуживающему персоналу, а также привести к повреждению оборудования и возникновению КЗ; - при выводе в ремонт какого-либо присоединения, относящиеся к нему аппараты, токоведущие части и конструкции могли подвергаться безопасному техническому обслуживанию и ремонту без нарушения нормальной работы соседних цепей; - при нарушении нормальных условий работы электроустановки была обеспечена необходимая локализация повреждений, обусловленных действием КЗ. б) Напряженность электрического и магнитного полей на маршрутах обхода для осмотра оборудования и на рабочих местах у оборудования, где возможно длительное присутствие персонала для проведения профилактических и ремонтных работ, не должна превышать допустимую. в) Должны быть выполнены требования нормативно-технических документов по электромагнитной совместимости |
Расстановка оборудования | ||
13 | Расстановка разъединителей | а) Во всех цепях РУ должна быть предусмотрена установка разъединяющих устройств с видимым разрывом, обеспечивающих возможность отсоединения всех аппаратов (выключателей с ТТ, предохранителей, ТН и т.д.) в каждой цепи со всех ее сторон, откуда может быть подано напряжение. б) Данное требование [перечисление а)] не распространяется на ВЧ-заградители и конденсаторы связи, ТН, устанавливаемые на отходящих линиях, а также ТН емкостного типа, присоединяемые к СШ, ограничители перенапряжений, устанавливаемых на выводах Т (АТ) и на отходящих линиях. в) Видимый разрыв может отсутствовать в комплектных РУ заводского исполнения (в том числе с заполнением элегазом - КРУЭ) с выкатными элементами и/или при наличии надежного механического указателя гарантированного положения контактов. г) На разъединителях 110 кВ и выше предусматривается привод с дистанционным управлением. д) С учетом перечислений а) и б) разъединители устанавливаются: - с обеих сторон выключателей в цепях линий, Т (АТ), шиносоединительных, секционных и обходных выключателей, а также со стороны ОСШ; - в цепях ТН электромагнитного типа на ССШ |
14 | Расстановка стационарных заземлителей | а) Стационарные заземлители должны быть размещены так, чтобы были не нужны переносные заземления и чтобы персонал, работающий на токоведущих частях любых участков присоединений и сборных шин, был защищен заземлителями со всех сторон, откуда может быть подано напряжение. На случай отключения в процессе ремонта разъединителя с заземлителями или только заземлителя этого разъединителя должны быть предусмотрены заземлители у других разъединителей на данном участке схемы, расположенные со стороны возможной подачи напряжения. Поэтому на любых участках присоединений и сборных шин предусматривается установка двух заземлителей разных разъединителей. б) Каждая секция СШ 35 кВ и выше должна иметь два комплекта заземлителей. При наличии ТН заземления сборных шин следует осуществлять заземлителями разъединителей ТН. в) На заземлителях предусматривается привод с дистанционным управлением. г) С учетом перечислений а) и б) стационарные заземлители устанавливаются: - по два комплекта на линейных разъединителях, в том числе разъединителях Т (АТ), разъединителях обходных выключателей (в том числе обходной) и разъединителях ТН, подключенных к СШ, а также на одном обходном разъединителе присоединения каждой ССШ; - по одному комплекту на шинных разъединителях линий и Т (АТ), на обходных разъединителях указанных присоединений, а также на разъединителях шиносоединительных и секционных выключателей |
15 | Расстановка ТТ | а) ТТ устанавливаются в каждом присоединении, а также в цепях шиносоединительных, секционных и обходных выключателей. Наиболее предпочтительными являются встроенные в оборудование ТТ (ТТ также необходимы в нейтралях трансформаторов 110 кВ и выше и АТ 220 кВ и выше). б) При выборе количества вторичных обмоток ТТ должны учитываться следующие положения: - для подключения приборов коммерческого и/или технического учета электроэнергии используется отдельная вторичная обмотка ТТ, при этом также отдельная обмотка предусматривается для средств измерений (не входящих в АИИС КУЭ), т.е. отдельно друг от друга и от цепей защит; - основная и резервная защиты должны питаться от разных вторичных обмоток ТТ; - оно должно быть достаточным для присоединения к ним в общем случае основных и резервных защит двух элементов, например, ВЛ и СШ. в) При установке ТТ с меньшим количеством вторичных обмоток, чем требуется [перечисление б)], возникает необходимость в установке второго дополнительного ТТ. Он устанавливается с другой стороны выключателя. г) Расстановку ТТ относительно выключателей присоединений необходимо выполнять так, чтобы выключатели входили в зону дифференциальной защиты шин |
16 | Расстановка ТН | а) ТН устанавливают на каждой ССШ, которые могут работать раздельно. б) ТН предусматриваются с тремя вторичными обмотками, одна из которых предназначена для подключения приборов коммерческого и/или технического учета электроэнергии. в) При выборе ТН необходимо учитывать возможность возникновения феррорезонанса, рекомендуется применять антиферрорезонансные типы ТН. г) На ЛЭП 110 кВ и выше предусматривается установка шкафов отбора напряжения или однофазных ТН для АПВ с контролем наличия напряжения и/или синхронизма, обоснованных проектной документацией |
17 | Расстановка ОПН | а) В цепях Т (АТ) должны быть установлены ОПН без коммутационных аппаратов между ними и защищаемым оборудованием. б) Для защиты нейтралей обмоток 110 кВ силовых трансформаторов, имеющих изоляцию, пониженную относительно изоляции линейного конца обмотки и допускающую работу с разземленной нейтралью, в ней следует устанавливать ОПН. в) Необходимость установки ОПН на шинах (в ячейках ТН), а также на линейных присоединениях определяется сравнением расстояний по ошиновке от ОПН у силовых Т (АТ) до самого удаленного присоединения, с наибольшим допустимым расстоянием |