ГОСТ Р 59248-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и угольные брикеты. Методы отбора и подготовки проб для лабораторных испытаний
6 Отбор проб
6.1 Отбор проб из потока
6.1.1 Из потока пробы отбирают при погрузке или разгрузке вагонов, судов, автомашин и других транспортных средств, а также при транспортировании топлива конвейерами непосредственно потребителям.
6.1.2 Отбор проб из потока проводят механизированным способом с применением имеющихся в наличии пробоотборников и приспособлений, отвечающих требованиям 5.2.
6.1.3 Точечные пробы отбирают через равные интервалы времени.
Интервал времени t, мин, через который следует отбирать точечные пробы, вычисляют по формуле
, (5)
где M - масса опробуемой партии топлива, т;
Q - производительность (мощность) опробуемого потока, т/ч;
n - количество точечных проб, которое необходимо отобрать в объединенную пробу.
6.1.4 При отборе проб из потока мощностью более 600 т/ч допускается деление его на части, при этом отбор точечных проб проводят поочередно из каждой части потока через постоянные интервалы времени. Общее число точечных проб, отобранных от всех частей потока, должно соответствовать требованиям 4.5.
6.1.5 При отборе проб с поверхности движущегося конвейера точечные пробы необходимо отбирать по всему сечению потока перпендикулярно или под углом к его оси так, чтобы отбирающее приспособление не создавало подпора движущемуся топливу.
6.1.6 Отбор проб топлива, транспортируемого ковшовым конвейером (элеватором), проводят из потока после выгрузки ковшей согласно 6.1.3 или отдельными ковшами. При этом топливо в одном ковше считается точечной пробой. Если масса точечной пробы больше минимальной, установленной в 4.6, допускается ее сокращение.
6.2 Отбор проб с поверхности остановленного ленточного конвейера
Отбор проб с поверхности остановленного ленточного конвейера проводят, главным образом, для проверки всех способов отбора проб. Точечные пробы отбирают с помощью приспособления (рамы), погружаемого в массу топлива до транспортирующей поверхности, перпендикулярно к направлению движения потока. В точечную пробу включают все топливо, попавшее внутрь приспособления, и отдельные крупные куски, попавшие под правую сторону приспособления (по направлению движения потока). Рама должна представлять собой две параллельные, вертикально расположенные стенки, отстоящие одна от другой на расстояние не менее двух размеров максимального куска и жестко соединенные между собой. Раму следует устанавливать в строго определенном месте конвейера, максимально удаленном от мест перепадов. Рекомендуется использовать конструкции рамы в соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 ГОСТ Р ИСО 18283-2010.
6.3 Отбор проб из железнодорожных вагонов, вагонеток, автомашин
6.3.1 От топлива, погруженного в железнодорожные вагоны, вагонетки, автомашины, пробы отбирают в тех случаях, когда невозможно осуществить отбор проб из потока.
6.3.2 Отбор точечных проб проводят в определенных точках, равномерно распределенных по поверхности топлива в вагоне, вагонетке, автомашине. Отбор точечных проб вручную проводят со дна лунок, выкопанных на глубину не менее 0,4 м от поверхности погруженного топлива, а для брикетов - не менее 0,2 м.
При крупности топлива не более 25 мм отбор точечных проб допускается проводить зондированием в соответствии с указаниями ГОСТ Р ИСО 18283.
Топливо берут без выбора, включая в точечную пробу уголь, сростки, породу. Расположение мест отбора точечных проб из вагона должно соответствовать схеме, приведенной на рисунке 1, из автомашин и вагонеток - схеме на рисунке 2.
Рисунок 1 - Схема отбора точечных проб из единичных вагонов
Рисунок 2 - Схема отбора точечных проб
из автомашин и вагонеток
Расчет количества точечных проб от партий топлива, представленных транспортными единицами различной грузоподъемности, приведен в приложении Б.
Примечания
1 При отборе проб вручную от топлива крупностью до 100 мм точечные пробы отбирают в один прием, а от топлива крупностью более 100 мм допускается проводить набор точечных проб в 2 - 3 приема, обеспечивая при этом требуемую массу точечной пробы.
2 При отборе проб из единичных вагонов точечные пробы отбирают по схеме, изображенной на рисунке 1, в шахматном порядке.
6.3.3 Для отбора проб из железнодорожных вагонов, автомашин и автоприцепов допускается применять промышленные грейферные установки, при этом ширина раскрытия челюстей грейферов должна быть не менее половины ширины вагона, а ширина челюстей - не менее чем в 2,5 раза больше размера максимальных кусков опробуемого топлива.
При отборе проб грейферными установками каждая точечная проба представляет собой один грейферный захват. При этом необходимо соблюдать указанную ниже последовательность в выполнении отдельных операций:
- расположение точек в вагоне намечают в соответствии со схемой, изображенной на рисунке 3а, а в автомашине и автоприцепе - в соответствии со схемой, изображенной на рисунке 3б;
- отбор точечных проб в каждой точке проводят погружением грейфера в топливо не менее чем на 0,4 м при полном раскрытии его челюстей;
- отобранную грейфером точечную пробу разгружают в накопительную емкость, из которой она равномерным потоком поступает на механический пробоотборник;
- от каждой точечной пробы топлива, отобранной грейфером, с помощью механического пробоотборника необходимо отобрать не менее трех точечных проб. Масса точечных проб, отбираемых механическим пробоотборником, должна соответствовать требованиям 4.6.
а
б
а - схема расположения точек в вагоне;
б - схема расположения точек в автомашине и автоприцепе
Рисунок 3 - Схема расположения точек
при отборе проб грейфером
6.3.4 При использовании буровых пробоотборников схема расположения точек должна соответствовать рисункам 1 и 2.
6.4 Отбор проб из судов и барж
6.4.1 Отбор проб из судов и барж проводят с помощью грейферных установок только в тех случаях, когда невозможно применить отбор проб из потока или из вагонов и вагонеток.
Количество точечных проб, отбираемых в объединенную пробу, должно соответствовать количеству, указанному в 4.5.
Периодичность отбора точечных проб f при загрузке или разгрузке судов и барж с помощью грейферов вычисляют по формуле
, (6)
где M - масса опробуемого топлива, т;
q - грузоподъемность грейфера, т;
n1 - количество точечных проб, которое необходимо отобрать в объединенную пробу.
Пример
В судно должно быть погружено 4000 т необогащенного каменного угля. Загрузку судна проводят грейфером грузоподъемностью 5 т.
Согласно 4.5 и таблице 2 количество точечных проб в объединенной пробе n1 должно быть не менее
.
Периодичность отбора точечных проб f составляет
.
В объединенную пробу следует брать топливо из каждого двенадцатого грейфера.
6.4.2 При транспортировании судном топлива одного типа (марки) или класса крупности от всего загруженного топлива отбирают одну объединенную пробу. Количество точечных проб, отбираемых от топлива, находящегося в каждом трюме, должно быть пропорционально количеству топлива, погруженного в соответствующий трюм.
При транспортировании судном топлива различных типов (марок) или классов крупности топливо, находящееся в каждом трюме, считают отдельной партией, от которой отбирают объединенную пробу.
6.4.3 Отбор проб непосредственно из барж допускается только в тех случаях, когда нет возможности провести отбор проб из потока или с помощью грейфера.
Места отбора точечных проб равномерно распределяют по всей площади баржи, как это изображено на рисунке 4. Если высота слоя топлива, погруженного в трюм, менее 4 м, то все точечные пробы отбирают из верхнего слоя.
Рисунок 4 - Схема отбора проб из барж
Если высота слоя топлива, погруженного в трюм, более 4 м, то точечные пробы отбирают послойно в два приема: нечетные точечные пробы отбирают после снятия верхнего слоя, а четные точечные пробы отбирают примерно с половины глубины погруженного топлива.
6.4.4 При отборе проб из судов и барж с помощью грейфера глубина погружения челюстей грейфера в топливо должна быть не менее 0,4 м. Каждый грейфер, топливо в котором предназначено в пробу, разгружают в накопительную емкость, из которой топливо равномерным потоком подается на механический пробоотборник. Количество отбираемых пробоотборником точечных проб должно соответствовать требованиям, установленным в 4.5, а их масса должна быть не менее массы, установленной в 4.6.
6.4.5 При невозможности выполнения требований отбора точечных проб с применением грейферной установки, указанных в 6.3.3 и 6.4.4, необходимо каждый грейфер, из которого топливо предназначено в пробу, разгрузить на специальную предварительно зачищенную площадку. От выгруженного топлива вручную отбирают пять точечных проб в соответствии с 6.3.2 по схеме, изображенной на рисунке 5.
Рисунок 5 - Схема отбора проб вручную из точечной
пробы, выгруженной грейфером на площадку
6.5 Отбор проб со склада
Отбор проб со склада проводят по ГОСТ 33814.