БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

5 Определение марки RAP-вяжущего

 

5.1 RAP-вяжущие подразделяют на марки PG X +/- Y(RAP), где X и Y - верхнее и нижнее значения марки RAP-вяжущего соответственно.

Для испытаний по определению марки требуется не менее 100 г RAP-вяжущего.

RAP-вяжущее получают из раствора, полученного после экстрагирования RAP в соответствии с ГОСТ Р 58401.19. Выделение RAP-вяжущего из раствора проводят в соответствии с ГОСТ Р 59119.

Для испытаний используют RAP-вяжущее и состаренное по ГОСТ 33140 RAP-вяжущее (далее - состаренное RAP-вяжущее).

5.2 Испытания по определению комплексного модуля сдвига G* и фазового угла ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях, расчеты сдвиговой устойчивости ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях и усталостной устойчивости ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях проводят в соответствии с ГОСТ Р 58400.10 с нижеперечисленными изменениями и дополнениями.

При подготовке проб допускается разогрев RAP-вяжущего до 180 °C.

Настройки оборудования выполняют в соответствии с таблицей 1.

 

Таблица 1

 

Битумное вяжущее

Обозначение параметра

Диаметр плит измерительной системы, мм

Рекомендованная заданная деформация сдвига, %

Рекомендованное заданное напряжение сдвига, кПа

RAP-вяжущее

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

25,00 +/- 0,05

12 +/- 3

0,12 +/- 0,03

Состаренное RAP-вяжущее

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

25,00 +/- 0,05

10 +/- 2

0,22 +/- 0,04

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

8,00 +/- 0,02

1,0 +/- 0,2

50 +/- 10

Примечание - Испытания проводят либо с контролируемой заданной деформацией сдвига, либо с контролируемым заданным напряжением сдвига.

 

Требования по сходимости указаны в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Битумное вяжущее

Обозначение параметра

Расхождение результатов от среднего значения ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях, %, не более

RAP-вяжущее, кПа

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

3,2

Состаренное RAP-вяжущее, кПа

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

4,5

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

6,9

 

Требования по воспроизводимости указаны в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Битумное вяжущее

Обозначение параметра

Расхождение результатов от среднего значения ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях, %, не более

RAP-вяжущее, кПа

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

8,5

Состаренное RAP-вяжущее, кПа

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

11,1

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях

20,1

 

5.3 Проводят испытания RAP-вяжущего по определению сдвиговой устойчивости ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях, начиная с температуры испытания 64 °C, повышая или понижая температуру испытания с интервалами по 6 °C до тех пор, пока полученное значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях не превысит 1,00 кПа при понижении температуры или значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях не опустится ниже 1,00 кПа при повышении температуры.

Примечание - Рекомендуется начинать испытания с наибольшей температуры испытания, при которой значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях более или равно 1,00 кПа, если имеется информация о таком значении.

 

За T01 принимают наибольшее значение температуры испытания в градусах Цельсия, при котором значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях более или равно 1,00 кПа, за T02 принимают наименьшее значение температуры испытания в градусах Цельсия, при котором значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях менее 1,00 кПа. За G01 и G02 принимают значения ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях в килопаскалях, полученные при T01 и T02 соответственно.

Коэффициент a1 вычисляют по следующей формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (1)

 

Критическую высокую температуру RAP-вяжущего TВ, °C (при которой ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях), вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (2)

 

где a1 - коэффициент, рассчитанный по формуле (1).

Примечание - Рекомендуется в формуле (2) вместо значений T01 и G01 использовать значения T02 и G02 соответственно, если модуль (1 - G01) более модуля (1 - G02), для минимизации погрешности экстраполяции.

 

5.4 Проводят испытания состаренного RAP-вяжущего по определению сдвиговой устойчивости ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях, начиная с температуры испытания 64 °C. Затем повышают или понижают температуру испытания с интервалами по 6 °C до тех пор, пока полученное значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях не превысит 2,20 кПа при понижении температуры или не опустится ниже 2,20 кПа при повышении температуры.

Примечание - Рекомендуется начинать испытания с наибольшей температуры испытания, при которой значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях более или равно 2,20 кПа, если имеется информация о таком значении.

 

За T11 принимают наибольшее значение температуры испытания в градусах Цельсия, при котором значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях более или равно 2,20 кПа, за T12 принимают наименьшее значение температуры испытания в градусах Цельсия, при котором значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях менее 2,20 кПа. За G11 и G12 принимают значения ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях в килопаскалях, полученные при T11 и T12 соответственно.

Коэффициент a2 вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (3)

 

Критическую высокую температуру состаренного RAP-вяжущего TR, °C (при которой ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях), вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (4)

 

где a2 - коэффициент, рассчитанный по формуле (3).

Примечание - Рекомендуется в формуле (4) вместо значений T11 и G11 использовать значения T12 и G12 соответственно, если значение модуля (2,2 - G11) более значения модуля (2,2 - G12), для минимизации погрешности экстраполяции.

 

Определяют итоговую критическую высокую температуру T0 как наименьшую из температур TВ и TR, рассчитанных по формулам (2) и (4).

5.5 Проводят испытания состаренного RAP-вяжущего по определению усталостной устойчивости ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях, выбирая начальную температуру испытания в соответствии с таблицей 4.

 

Таблица 4

 

Итоговая критическая высокая температура T0, °C

< 52

52 - 58

58 - 64

64 - 70

70 - 76

76 - 82

82 - 88

88 - 94

> 94

Начальная температура испытаний, °C

10

13

16

22

25

28

31

34

37

Примечание - Рекомендуется начинать испытания с предположительной минимальной температуры испытания, при которой значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях будет не более 5000 кПа, если имеется информация о таком значении.

 

Повышают или понижают температуру испытания с шагом 3 °C до тех пор, пока не будет достигнуто минимальное значение температуры испытания, при которой значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях будет не более 5000 кПа.

За T21 принимают наибольшее значение температуры испытания в градусах Цельсия, при котором значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях более или равно 5000 кПа, за T22 принимают наименьшее значение температуры испытания в градусах Цельсия, при котором значение ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях менее 5000 кПа. За G21 и G22 принимают значения ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях в килопаскалях, полученные при T21 и T22 соответственно.

Коэффициент a3 вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (5)

 

Критическую среднюю температуру TС, °C, при которой ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (6)

 

где a3 - коэффициент, рассчитанный по формуле (5).

Примечание - Рекомендуется в формуле (6) вместо значений T21 и G21 использовать значения T22 и G22 соответственно, если значение модуля (5000 - G21) более значения модуля (5000 - G22), для минимизации погрешности экстраполяции.

 

5.6 Проводят испытания состаренного RAP-вяжущего по определению значений жесткости S и параметра m в соответствии с ГОСТ Р 58400.8 или ГОСТ Р 58400.9 либо испытания состаренного RAP-вяжущего по определению температуры растрескивания TР по ГОСТ Р 58400.11.

При испытаниях по ГОСТ Р 58400.8 рекомендуется выбирать начальную температуру испытаний в соответствии с таблицей 5.

 

Таблица 5

 

Итоговая критическая высокая температура T0, °C

< 52

58 - 70

70 - 88

> 88

Начальная температура испытаний, °C

-24

-18

-12

-6

Примечание - Допускается начинать испытания с ориентировочной минимальной температуры, при которой значение жесткости S будет не более 300 МПа и одновременно значение параметра m будет не менее 0,300.

 

Температуру испытания увеличивают или уменьшают с шагом 6 °C до тех пор, пока не будет зафиксирована минимальная температура Tмин, при которой значения жесткости S и параметра m будут одновременно соответствовать требованиям, указанным в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Показатель

Требования к показателю

Параметр m

Не менее 0,300

Жесткость S, МПа

Не более 300

 

За T31 принимают наименьшее значение температуры испытания в градусах Цельсия, при которой значения жесткости S и параметра m одновременно соответствуют требованиям, указанным в таблице 6, за T32 принимают наибольшее значение температуры испытания в градусах Цельсия, при которой хотя бы одно из значений жесткости S или параметра m не соответствует требованиям, указанным в таблице 6.

Если испытания проводились по ГОСТ Р 58400.9, за T31 и T32 принимают соответствующие значения температур испытания в градусах Цельсия, при этом критерии выбора значений температур испытания T31 и T32 указаны в ГОСТ Р 58400.9.

За G31 и G32 принимают значения жесткости S в килопаскалях, полученные при T31 и T32 соответственно. За M1 и M2 принимают значения параметра m, полученные при T31 и T32 соответственно.

Коэффициент a4 вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (7)

 

Критическую низкую температуру (по жесткости S) TS, °C, при которой S = 300 кПа, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (8)

 

где a4 - коэффициент, рассчитанный по формуле (7).

Примечание - Рекомендуется в формуле (8) вместо значений T31 и G31 использовать значения T32 и G32 соответственно, если значение модуля (300 - G31) более значения модуля (300 - G32), для минимизации погрешности экстраполяции.

 

Коэффициент a5 вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (9)

 

Критическую низкую температуру (по параметру m) Tm, °C, при которой значение параметра m равно 0,300, вычисляют по формуле

 

ГОСТ Р 59118.2-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон. Методика выбора битумного вяжущего при применении переработанного асфальтобетона (RAP) в асфальтобетонных смесях (10)

 

где a5 - коэффициент, рассчитанный по формуле (9).

Примечание - Рекомендуется в формуле (10) вместо значений T31 и M1 использовать значения T32 и M2 соответственно, если значение модуля (0,300 - M1) более значения модуля (0,300 - M2), для минимизации погрешности экстраполяции.

 

Определяют критическую низкую температуру TN как наибольшую из температур Tm и TS, вычисленных по формулам (8) и (10).

5.7 Определяют предварительное нижнее значение марки Y1 по формуле

 

Y1 = 2·TС - T0 - 8, (11)

 

где TС - значение критической средней температуры, °C [полученное по формуле (6)];

T0 - итоговая критическая высокая температура, °C (полученная по 5.4).

Далее определяют предварительное нижнее значение марки Y2 по формуле

 

Y2 = TN - 10, (12)

 

где TN - значение критической низкой температуры, °C.

5.8 Определяют верхнее значение марки RAP-вяжущего X как численно равное значению итоговой критической высокой температуры T0.

Определяют нижнее значение марки RAP-вяжущего Y как равное максимальному из значений предварительных нижних значений марки Y1 и Y2 либо как численно равное значению температуры растрескивания TР по ГОСТ Р 58400.11.

По полученным данным определяют марку RAP-вяжущего PG X +/- Y(RAP), где X и Y - верхнее и нижнее значения марки RAP-вяжущего соответственно.

Если верхнее значение марки RAP-вяжущего более PG 88, то переработанный асфальтобетон (RAP) к применению не допускается.