ГОСТ 34687-2020. Межгосударственный стандарт. Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний
Приложение Б
(обязательное)
ИСПЫТАНИЯ НА ГРУЗОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ И УСЛОВИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ СТРЕЛОВЫХ САМОХОДНЫХ КРАНОВ
Б.1 Испытательный груз
Б.1.1 Масса испытательного груза для испытаний на грузовую устойчивость стреловых самоходных кранов составляет:
а) для кранов, передвижение которых с грузом не допускается (кран вывешен на выносных опорах или стоит на гусеницах), и для кранов на гусеничном ходу, передвижение которых с грузом допускается, а допустимая скорость передвижения с грузом не превышает 0,1 м/с:
1,25P + 0,1Fi;
б) для кранов, передвижение которых с грузом не допускается (кран стоит на колесах без вывешивания на выносных опорах) или допустимая скорость передвижения с грузом не превышает 0,4 м/с:
1,33P + 0,1Fi;
в) для кранов, передвижение которых с грузом допускается со скоростью передвижения более 0,4 м/с:
1,5P + 0,1Fi,
где Fi (F1 или F2) - масса стрелы mJ или масса гуська mj, приведенные к оголовку стрелы или гуська;
P - масса груза, равная номинальной грузоподъемности крана.
Если испытания крана на устойчивость проводят в конфигурации с установленным гуськом, то Fi принимают равным нулю.
Б.1.2 В конструкторской документации на кран разработчик (проектировщик) должен указать значения F1 и F2 для минимального, промежуточного и максимального вылетов стрелы крана, либо указать конфигурацию стрелы и гуська, в которой кран должен быть подвергнут испытаниям на устойчивость. Если предусмотрена эксплуатация крана в различных конфигурациях, необходимо провести несколько циклов испытаний соответственно каждому варианту конфигурации.
Б.1.3 Если масса стрелы велика и гусек предназначен для подъема сравнительно небольших грузов, то испытания на грузовую устойчивость проводить с испытательным грузом, поднятым на оголовке гуська, не следует. В этом случае требования к грузовой устойчивости должны быть проверены путем расчета.
Приведенную суммарную массу стрелы и гуська определяют по формуле
(Б.1)
где R - горизонтальная проекция стрелы крана;
r - горизонтальная проекция гуська стрелы;
Rc - горизонтальное расстояние от точки крепления до центра тяжести стрелы крана;
rc - горизонтальное расстояние от точки крепления до центра тяжести гуська стрелы.
Для кранов, оборудованных только стрелой (без гуська):
r = rc = mj = 0 и .
Если кран оборудован стрелой с гуськом:
- если груз поднимают на оголовке стрелы крана:
r = 0 и ;
- если груз поднимают на оголовке гуська стрелы крана:
На рисунке Б.1 показан вид сбоку стрелы стрелового самоходного крана и приведены параметры для расчета устойчивости.
R - горизонтальная проекция стрелы крана; r - горизонтальная
проекция гуська стрелы; H - длина стрелы крана
(для телескопической стрелы H соответствует фактической
длине стрелы); l - длина гуська стрелы; Rc - горизонтальное
расстояние от точки крепления до центра тяжести стрелы;
rc - горизонтальное расстояние от точки крепления до центра
тяжести гуська стрелы; X, Y - координаты центра тяжести
стрелы; x, y - координаты центра тяжести гуська стрелы;
mJ - масса стрелы; mj - масса гуська; F1 - масса стрелы,
приведенная к оголовку стрелы; F2 - масса гуська,
приведенная к оголовку гуська
Рисунок Б.1 - Параметры для расчета грузовой устойчивости
самоходного крана
Б.1.4 Испытательный груз удерживают краном на высоте от 100 до 200 мм над опорной поверхностью в течение не менее 5 мин.
УДК 621.873:531.2:006.354 | МКС 53.020.20 | NEQ |
Ключевые слова: краны грузоподъемные, методы испытаний, грузовые испытания, статические испытания, динамические испытания, испытания на грузовую устойчивость |