ГОСТ 34687-2020. Межгосударственный стандарт. Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний
8.3 Мостовые, козловые и полукозловые краны
8.3.1 Все проверки проводят с учетом требований ГОСТ 34589, металлургических и специальных кранов - ГОСТ 33171, а мостовых кранов-штабелеров - в соответствии с ГОСТ 28434.
8.3.2 Проверку подтележечного пути проводят на соответствие требованиям ГОСТ 34020.
8.3.3 Высоту подъема измеряют при расположении тележки в середине пролета.
8.3.4 Глубину опускания определяют расчетным путем по количеству витков каната, остающемуся на барабане при касании земли грузозахватным органом при расположении тележки в середине пролета, с учетом кратности полиспаста.
8.3.5 Вылет консоли определяют как расстояние по горизонтали от оси кранового рельса до оси крюка (грузозахватного органа) при крайнем положении тележки на консоли.
8.3.6 Проверку наличия, расположения и размеров средств доступа, ограждений и защиты проводят на соответствие требованиям ГОСТ 32576.1 и ГОСТ 32576.5.
8.3.7 Проверку размеров и оборудования кабины проводят на соответствие требованиям ГОСТ 33173.1 и ГОСТ 33173.5.
8.3.8 Проверку конструкции механического, пневматического оборудования, тормозов, крюков или других грузозахватных органов и деталей их подвески проводят на соответствие требованиям ГОСТ 33166.1 и ГОСТ 33166.5.
8.3.9 Проверку наличия и функционирования ограничителей, указателей, регистраторов параметров проводят на соответствие требованиям ГОСТ 32575.1, ГОСТ 32575.5, ГОСТ 33712 и ГОСТ 33713.
8.3.10 Проверку расположения и характеристик органов управления, включая измерение усилий на рукоятках (рычагах) и педалях проводят на соответствие требованиям ГОСТ 34465.1 и ГОСТ ИСО 7752-5.
8.3.11 Измерение параметров шума для кранов, управляемых с подвесного пульта или с дистанционным пультом управления, проводят под краном в точках, положение которых показано на рисунках 1 и 2. При этом грузовую тележку (таль) в начале измерений устанавливают в точку, соответствующую 1/4 пролета крана.
Рисунок 1 - Положение точки измерения параметров шума
для кранов, управляемых с подвесного пульта
Рисунок 2 - Положение точки измерения параметров шума
для кранов с дистанционным пультом управления
8.3.11.1 Рабочий цикл во время измерения параметров шума должен включать следующие операции:
- подъем груза до половины высоты подъема на максимальной скорости в точке, соответствующей начальному положению грузовой тележки (тали);
- движение тележки (тали), совмещенное с подъемом груза до максимальной высоты (если допустимо руководством по эксплуатации на кран), до точки, соответствующей 3/4 пролета крана. Если груз достигнет максимальной высоты до остановки тележки (тали), начинают его опускание;
- опускание груза до основания при неподвижной тележке (тали);
- возвращение груза в исходное положение в обратном порядке.
Примечание - Если грузовая тележка снабжена механизмом поворота, данное движение также должно быть реализовано с учетом ограничений на совмещение движений, предусмотренных руководством по эксплуатации на кран.
8.3.11.2 Измерение параметров шума при передвижении крана проводят с установленной в середине пролета тележкой на максимальных скоростях движения. При проведении измерений микрофоны устанавливают стационарно в точках, соответствующих 1/2 и 1/4 пролета крана на высоте 1,6 м от пола. Время измерения должно соответствовать полному прохождению крана над микрофонами.
8.3.12 Динамические испытания
8.3.12.1 Динамические испытания крана проводят в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации на кран при максимальных скоростях рабочих движений.
8.3.12.2 При динамических испытаниях проводят:
- многократный подъем и опускание груза с промежуточными остановками на разных высотах;
- многократное передвижение грузовой тележки с грузом в разных направлениях с остановками в разных точках пролета, в том числе с выходом на максимальный вылет консоли;
- многократное передвижение крана в разных направлениях при разных положениях тележки с грузом, в том числе на максимальном вылете консоли;
- совмещенную работу механизмов, допустимую в соответствии с руководством по эксплуатации на кран.
8.3.12.3 Испытания должны включать повторный пуск и остановку всех механизмов при каждом движении, а также пуск из промежуточного положения с испытательным грузом на крюке, при этом не должно происходить их возвратного движения.
8.3.13 Статические испытания
8.3.13.1 Для проведения статических испытаний грузовую тележку устанавливают в середине пролета крана. Испытания проводят для каждой тележки крана и для каждого ее механизма с соответствующим их грузоподъемности испытательным грузом. Если руководством по эксплуатации на кран предусмотрена совместная работа тележек, статические испытания проводят при их совместном нагружении при расположении тележек симметрично относительно середины пролета крана.
8.3.13.2 Статические испытания кранов с консолями проводят также на каждой консоли, устанавливая грузовую тележку в крайнее положение на консоли. При испытаниях причальных козловых кранов-перегружателей на месте их эксплуатации допускается перемещение тележки с испытательным грузом на морскую консоль со скоростью, минимально допустимой руководством по эксплуатации на кран. При этом контроль опускания груза проводят при нахождении груза в пролете крана.
8.3.13.3 Измерения упругого прогиба металлической конструкции проводят как в середине пролета, так и на консолях. Рекомендуемые схемы измерения приведены на рисунке 3. Измерения могут быть выполнены с применением отвеса, закрепленного на мосту крана вблизи тележки, а также с использованием геодезических приборов и лазерных дальномеров.
Рисунок 3 - Схемы измерения прогибов конструкции
с применением отвеса
8.3.13.4 При измерении упругого прогиба с применением отвеса до подъема испытательного груза проводят первое измерение высоты положения отвеса (H1). Испытательный груз поднимают на высоту 100 - 200 мм от основания. После этого проводят второе измерение высоты положения отвеса (H2) и первое измерение расстояния от груза до основания (h1). Груз выдерживают в таком положении в течение 10 мин, после чего измеряют расстояние от груза до основания (h2) и груз опускают (если не произошло самопроизвольное опускание груза). В этом положении проводят третье измерение высоты положения отвеса (H3). Вычисляют значения: остаточного прогиба конструкции dHo = H1 - H3; упругого прогиба конструкции под нагрузкой - dHQ = H1 - H2; перемещение груза в процессе выдержки - dh = h1 - h2.
8.3.13.5 Если при обработке измерений зафиксировано самопроизвольное опускание груза или обнаружена остаточная деформация моста
, то результаты испытаний признают неудовлетворительными.