БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34687-2020. Межгосударственный стандарт. Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний

6.3 Грузовые испытания

 

6.3.1 Грузовые испытания включают:

- статические испытания;

- динамические испытания.

Примечание - Если конструкцией крана предусмотрен только подъем и опускание груза (например, подъем затворов на гидроэлектростанции), его динамические испытания не проводят;

 

- испытания на грузовую устойчивость.

6.3.2 Статические испытания проводят для проверки прочности элементов металлической конструкции, работоспособности тормозной системы и механизмов крана и грузовой устойчивости крана (для кранов, имеющих такую характеристику).

6.3.2.1 Масса испытательного груза при статических испытаниях должна превышать номинальную грузоподъемность крана для выбранного испытательного положения на 25%, если другие требования не установлены национальными правилами государств, принявших настоящий стандарт, руководством по эксплуатации на кран или условиями договора на поставку.

6.3.2.2 У кранов стрелового типа с переменной грузоподъемностью испытания проводят при максимальном вылете и вылете, соответствующем максимальной грузоподъемности.

6.3.2.3 Статические испытания выполняют для каждого механизма подъема и при их совместном нагружении, если это предусмотрено руководством по эксплуатации на кран, в таких положениях и конфигурациях, при которых возникают максимальные усилия в канатах, максимальные изгибающие моменты и/или максимальные продольные усилия в несущих элементах конструкции крана. Испытательный груз должен быть поднят краном на 100 - 200 мм от основания и выдержан в поднятом состоянии не менее 10 мин, если иное не определено в договоре на поставку или руководством по эксплуатации на кран.

Примечание - Если изготовитель крана не допускает подъем испытательного груза краном при статических испытаниях, нагружение крана осуществляют путем подъема груза, масса которого не превышает максимальную грузоподъемность крана, с дальнейшим увеличением массы груза до требуемой величины без включения механизма подъема. Разгрузку крана проводят в обратном порядке.

 

6.3.2.4 Если при одном статическом испытании невозможно создать максимальные изгибающие моменты и/или продольные усилия во всех несущих элементах конструкции крана, выполняют дополнительное статическое испытание или испытания, в которых создают требуемые усилия в этих элементах. Указания о проведении дополнительных испытаний приводят в руководстве по эксплуатации на кран.

6.3.2.5 Если кран имеет различные исполнения (по вылету, высоте башни и др.), результаты испытаний одного исполнения могут быть распространены и на другие исполнения, создающие меньшие нагрузки на основные узлы крана, чем при испытываемом исполнении.

6.3.2.6 Статические испытания следует считать успешными, если отсутствуют видимые трещины, остаточные деформации, отслоения краски, ослабление соединений или повреждения, которые влияют на безопасность крана.

6.3.3 Динамические испытания проводят с целью проверки работоспособности механизмов крана и тормозов.

6.3.3.1 Масса испытательного груза при динамических испытаниях должна превышать номинальную грузоподъемность крана для выбранного испытательного положения на 10%, если другие требования не установлены руководством по эксплуатации на кран.

Примечание - В условиях поставки или технической документации изготовителя крана может быть установлено требование проведения динамических испытаний с массой груза, превышающей максимальную грузоподъемность крана на 25%. В этом случае нагружение крана испытательным грузом проводят в соответствии с указаниями, приведенными в примечании к 6.3.2.3. Испытания проводят на пониженных скоростях, как установлено изготовителем крана, для всех движений крана, за исключением механизма подъема, испытания которого проводят с грузом, масса которого превышает номинальную грузоподъемность крана для выбранного испытательного положения на 10%.

 

6.3.3.2 Динамическое испытание выполняют отдельно для каждого движения крана или, если указано в паспортных данных при совместных движениях, в таких положениях и конфигурациях, при которых возникает наибольшая нагрузка на механизм(ы). Испытание должно включать повторный пуск и остановку для каждого движения всюду во всем диапазоне движения, в том числе пуск при подвешенном грузе. При этих условиях не должно происходить никакого неуправляемого перемещения с испытательным грузом.

6.3.3.3 Динамическое испытание признают успешным, если испытуемые узлы выполняли свои функции, осмотр механизмов и элементов конструкции, произведенный после испытания, не выявил у них повреждений и ни одно соединение не было ослаблено или повреждено.

Примечание - Если в значении номинальной грузоподъемности крана учтена масса грузозахватных приспособлений, а также масса подъемного средства, то массу испытательного груза для проведения статических или динамических испытаний допускается определять от значения полезной грузоподъемности по ГОСТ 33709.1, если иное не установлено эксплуатационной документацией или положениями действующих нормативных документов.

 

6.3.4 Испытания на грузовую устойчивость проводят с целью проверки способности крана выдерживать воздействие опрокидывающего момента. Допускается совмещение статических испытаний и испытаний на грузовую устойчивость.

Примечание - Испытания на грузовую устойчивость проводят только для стреловых самоходных кранов и погрузочных кранов, смонтированных на самоходной или прицепной монтажной базе. Характеристики устойчивости других типов кранов подтверждают расчетом, предоставленным проектировщиком.

 

6.3.5 В процессе испытаний на грузовую устойчивость управление краном осуществляют в соответствии с инструкциями, установленными в руководстве по эксплуатации на кран, с соблюдением осторожности и ограничением ускорений, замедлений и скоростей, соответствующих нормальной работе крана.

6.3.6 Крановый подъемник проверяют на соответствие требованиям ГОСТ 13556 и подвергают статическим и динамическим испытаниям, а также проводят испытания ловителей (аварийных остановов). При статических испытаниях масса испытательного груза должна превышать номинальную грузоподъемность подъемника на 100%, а при динамических - на 10%, если другие требования не установлены руководством по эксплуатации на кран или отдельным руководством по эксплуатации на крановый подъемник. Испытательные грузы при испытаниях укладывают на пол кабины подъемника, если иное не определено в эксплуатационных документах. Испытания ловителей или аварийных остановов проводят в соответствии с руководством по эксплуатации на кран или отдельным руководством по эксплуатации на крановый подъемник.

6.3.7 Испытательные грузы

6.3.7.1 Испытательный груз для создания соответствующей испытательной нагрузки может иметь вид монолитного блока или состоять из нескольких составляющих, которые могут быть представлены:

- отдельными элементами (наборный груз);

- контейнерами, наполненными водой, песком или другим материалом с равномерной плотностью.

Примечание - В качестве контейнера для размещения испытательного груза может быть использована любая тара, способная надежно выдерживать данный груз (например, резиновый мешок для воды, жесткий контейнер для песка и т.д.).

 

6.3.7.2 Контейнер, используемый для размещения испытательного груза, должен соответствовать следующим требованиям:

- иметь простую (прямоугольную или цилиндрическую) форму с маркировкой на внутренней поверхности, показывающей соответствие меток уровня объемам наполнителя (воды, песка или сыпучего материала) в целях упрощения расчетов;

- быть оборудован надежными строповочными устройствами;

- исключать возможность смещения наполнителя, его самопроизвольного высыпания или выплескивания.

6.3.7.3 Для измерения массы испытательного груза как прямым, так и комбинированным методами следует применять динамометры растяжения общего назначения по ГОСТ 13837 или весы обычного класса точности, в т.ч. автомобильные или вагонные. Количество измерений - по ГОСТ 29266.

Примечание - Допускается применение маркированных испытательных грузов, имеющих паспорт, акт взвешивания, метрологический аттестат и т.п. В этом случае измерение массы грузов не проводят. Грузы должны быть предоставлены изготовителем крана (его уполномоченным представителем), монтажной организацией или владельцем крана. При проведении сертификационных испытаний также могут быть использованы испытательные грузы, принадлежащие испытательной лаборатории на правах собственности или аренды. В случае отсутствия специально предназначенных для испытаний грузов допускается применение других грузов, масса которых должна быть предварительно измерена с использованием поверенного (калиброванного) взвешивающего устройства.

 

6.3.7.4 Прямой метод применяют для измерения массы испытательного груза путем прямого взвешивания груза в целом. Для измерения массы груз размещают на платформе весов или поднимают на высоту от 100 до 200 мм от поверхности грузоподъемным краном, имеющим заведомо большую грузоподъемность, чем масса испытательного груза и оборудованным взвешивающим устройством, или через подвешенный на крюк динамометр.

6.3.7.5 В общую массу испытательного груза включают массу используемых для его подъема съемных грузозахватных приспособлений (стропов, траверс и т.п.), а при использовании платформы для размещения груза - ее массу.

6.3.7.6 Определение массы испытательного груза комбинированным методом с вычислением суммы масс составляющих рекомендуется использовать в тех случаях, когда испытательный груз состоит из нескольких составляющих (наборный груз) с известными массами, каждая из которых была измерена прямым методом. В этом случае полную массу испытательного груза определяют как сумму масс составляющих, а при использовании платформы или контейнера для размещения груза - с учетом их массы.

6.3.7.7 Определение массы испытательного груза вычислением суммы масс контейнера и его содержимого рекомендуется применять в тех случаях, когда в качестве испытательного груза используют специальный контейнер, заполненный водой, песком или другим сыпучим материалом.

Масса контейнера при этом должна быть измерена прямым методом. Массу содержимого внутри контейнера определяют взвешиванием или расчетным способом - умножением удельной плотности материала на объем, который он занимает. Объем содержимого контейнера в последнем случае определяют по меткам уровня на внутренней поверхности контейнера. При заполнении контейнера водой ее объем допускается определять по показаниям поверенного счетчика холодной воды по ГОСТ 6019 или аналогичного с допустимой погрешностью измерения не более 2%.

6.3.7.8 Масса испытательного груза не должна отличаться от расчетной более чем на 3%.

6.3.8 Процедура нагружения крана

6.3.8.1 Процедуру нагружения крана при проведении испытаний устанавливают в соответствии с указаниями изготовителя крана и требованиями настоящего стандарта.

6.3.8.2 При проведении испытаний на грузовую устойчивость следует соблюдать особые меры предосторожности при подъеме испытательного груза.

6.3.8.3 Допускается применять специальные нагрузочные устройства (например, гидронагружатели) при статических испытаниях крана в случаях, когда место его установки (например, над перекрытиями этажей здания или над установленным оборудованием) не позволяет разместить испытательный груз непосредственно под краном.

6.3.8.4 При расположении крана над перекрытиями этажей здания при проведении статических испытаний допускается размещение испытательного груза под проемом в перекрытии. При этом должна быть обеспечена устойчивая радио- или телефонная связь между персоналом, находящимся на разных этажах. При проведении таких испытаний рекомендуется применять видеокамеры.

Примечание - При проведении динамических испытаний подъем испытательного груза через проем в перекрытии не допускается.

TOC