БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59196-2020 (ИСО 17546:2016). Национальный стандарт Российской Федерации. Батареи литий-ионные для космических аппаратов. Оценка жизненного цикла

Приложение E

(обязательное)

 

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

 

E.1 Общие положения

В настоящем приложении установлены требования к транспортированию ЛИАБ, распространяющиеся на весь срок ее жизненного цикла.

E.2 Правила перевозки

Правила, касающиеся международных перевозок ЛИАБ или ЛИА, разработаны на основании рекомендаций Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов.

Правила перевозки постоянно обновляются. При необходимости транспортирования ЛИАБ следует ознакомиться с последней редакцией представленных ниже правил.

Правила перевозки воздушным транспортом

Правила перевозки ЛИАБ воздушным транспортом установлены в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, опубликованных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и Правилах перевозки опасных грузов, опубликованных Международной авиатранспортной ассоциацией (ИАТА).

Правила перевозки морским транспортом

Правила перевозок ЛИАБ морским транспортом установлены в Международном морском кодексе по опасным грузам (ММОГ) Международной морской организации (ИМО).

Правила перевозки наземным транспортом

Транспортирование ЛИАБ автодорожным и железнодорожным транспортом выполняют в соответствии с национальными правилами или многосторонними соглашениями.

Несмотря на то, что все большее число контролирующих органов принимает Типовые правила ООН, рекомендуется перед отгрузкой ознакомиться с национальными правилами транспортирования согласно ГОСТ Р МЭК 62133-2.

E.3 Ответственность перевозчика

ЛИАБ и ЛИА отнесены к опасным грузам и должны отвечать требованиям нижеперечисленных применяемых правил. Следует предпринимать меры по снижению риска для обеспечения безопасности погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования ЛИАБ, начиная со стадии разработки, включая разработку соответствующей упаковки и планирования перевозок.

a) При транспортировании ЛИАБ или ЛИА необходимо соблюдать следующие правила и специальные условия:

1) правила перевозки опасных грузов для каждого вида транспорта (наземного, морского или воздушного),

2) правила или законы о перевозке опасных грузов государств происхождения, транзита и назначения, т.е. всех государств, составляющих транспортную цепочку, а также

3) специальные условия транспортирования особо опасных грузов каждой транспортной компании.

b) Перевозчик несет ответственность за выполнение требований правил упаковки для обеспечения безопасности в любых достаточно вероятных ситуациях в процессе выполнения погрузо-разгрузочных работ и транспортирования.

Обычные вероятные манипуляции подразумевают воздействие таких внешних нагрузок, как вибрации, удары, перепады атмосферного давления, перепады температуры/влажности, являющиеся следствием нормального обращения с грузом при выполнении погрузо-разгрузочных работ и транспортирования.

c) Перевозчик обязан должным образом информировать оператора об остаточном риске посредством передачи листа данных безопасности материалов до начала транспортирования.

d) В соответствии с требованиями действующих правил перевозчик обязан предоставить четкую информацию о материале или товаре, упаковке и маркировке или маркировочных знаках. В соответствии с требованиями данный документ прилагают к паспорту безопасности материалов.

e) Перевозчик обязан разработать специальные рекомендации для специалистов или операторов по безопасному обращению с грузом в процессе выполнения работ по упаковке, погрузочно-разгрузочных работ и во время транспортирования.

E.4 Программа менеджмента качества для транспортирования

Программа менеджмента качества для транспортирования основана на "Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые правила" (см. [15]).

Аккумуляторы или батареи в составе оборудования или аккумуляторы и батареи, упакованные вместе с оборудованием

Транспортирование таких аккумуляторов и батарей следует выполнять в соответствии с вышеуказанными правилами, если они удовлетворяют следующим условиям (см. [15]):

a) каждый аккумулятор или батарея относятся к модели, прошедшей соответствующую проверку и отвечающую требованиям испытаний, перечисленных в [1];

b) каждый аккумулятор или батарея имеют в своем составе защитное устройство сброса давления, или имеют конструкцию, позволяющую предотвратить резкое механическое разрушение в условиях нормальной аварийной ситуации при транспортировании;

c) каждый аккумулятор или батарея оснащен эффективными средствами предотвращения внешнего короткого замыкания;

d) каждая аккумуляторная батарея, имеющая в своем составе аккумуляторы или цепочки последовательно соединенных аккумуляторов, подключенных параллельно, оснащена эффективными средствами, необходимыми для предотвращения опасных обратных токов (например, диодами, предохранителями, шунтирующими устройствами и т.п.);

e) аккумуляторы и батареи должны быть изготовлены в соответствии с требованиями программы менеджмента качества, включающей в себя:

1) описание организационной структуры и обязанностей персонала с учетом требований обеспечения качества конструкции изделия;

2) описание соответствующих проверок и испытаний, контроля качества, обеспечения гарантии качества, а также инструкций по организации технологического процесса, подлежащих исполнению;

3) средства управления технологическим процессом, включающие соответствующие виды работ для предотвращения и обнаружения внутреннего короткого замыкания в процессе производства ЛИА;

4) записи по качеству, такие как акты технического осмотра, данные по испытаниям, данные по калибровке и сертификаты; данные по испытаниям должны подлежать хранению и по запросу предоставляться в компетентные органы;

5) обзор управления качеством для обеспечения эффективности программы менеджмента качества;

6) процедура контроля прохождения документов и их пересмотра;

7) средства контроля наличия аккумуляторов или батарей, не прошедших испытания в соответствии с требованиями, изложенными в перечислении a);

8) программы подготовки и процедуры аттестации для соответствующих категорий персонала;

9) процедуры, позволяющие гарантировать отсутствие повреждений конечного продукта.

На предприятии должна быть принята собственная программа менеджмента качества. Для ее утверждения не требуется привлечения независимых экспертов, при этом следует надлежащим образом документировать и обеспечивать прослеживаемость процедур по перечислениям 1) - 9).

E.5 Требования к транспортированию

Конкретные требования к транспортированию аккумуляторов приведены ниже с учетом [4].

Аккумуляторы или батареи упаковывают так, чтобы обеспечить защиту от повреждений, физических воздействий и воздействий окружающей среды во время транспортирования и обработки (см. [4]).

Контейнер должен быть сконструирован таким образом, чтобы предотвратить случайное короткое замыкание при погрузке, транспортировании и хранении (см. [4]).

Материалы и конструкция упаковки должны быть выбраны таким образом, чтобы предотвратить развитие непреднамеренной электропроводности, коррозию выводов и попадание влаги согласно ГОСТ Р МЭК 62133-2.

Во всех случаях аккумуляторы должны находиться в условиях контролируемой температуры и влажности, чтобы максимально увеличить их срок службы и предотвратить конденсацию воды.

Когда аккумуляторы не используют, они, если это возможно, должны быть помещены в прохладное место при соответствующей СЗ. Рекомендуется использовать СЗ немного менее 50% (см. [4]).

В отдельных случаях, когда условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования могут быть связаны с воздействием больших нагрузок на конструкцию вследствие ориентации при погрузке/разгрузке и воздействия жестких условий тряски и вибраций, могут быть предъявлены дополнительные требования к конструкции и условиям испытаний.

Также необходимо учитывать, что транспортирование приводит к большому числу циклов нагружения, вызывая усталость или износ, даже если амплитуда циклов невелика по отношению к летным нагрузкам.

Примечание - Пример сведений для определения условий транспортирования и установлению требований к испытаниям приведены в ГОСТ Р МЭК 62281.

 

При транспортировании должно быть определено максимальное время воздействия внешних температурных факторов. Следует ежедневно документировать температурное воздействие и уровень СЗ аккумуляторов летного оборудования (см. [4]).

Поскольку условия окружающей среды являются труднопредсказуемыми, часто бывает необходимым проведение погрузочно-разгрузочных и транспортных испытаний на стадии разработки для определения экстремальных значений динамических воздействий.

Испытание следует проводить с использованием разработанной модели изделия или имитатора, обладающего, по меньшей мере, аналогичной массой и предназначенного для измерения откликов изделия. В частности, для демонстрации защиты предмета в погрузочно-разгрузочном устройстве и подтверждения правильности конструкции транспортного контейнера следует проводить испытание на падение.

Данные должны быть достаточными для определения того, являются ли условия окружающей среды благоприятными по отношению к требованиям к конструкции, улучшения защитных свойств тары или обеспечения основы для анализа с целью демонстрации отсутствия повреждений или определения конкретных механических уровней окружающей среды для квалификационных и приемо-сдаточных испытаний.

Чтобы предотвратить короткое замыкание, открытые проводящие части должны быть покрыты изоляционными материалами. Не следует упаковывать в одну и ту же внутреннюю упаковку сыпучие токопроводящие посторонние предметы.

Контейнеры должны содержать индикаторы и/или регистраторы температуры, влажности и ударов (см. [4]).

После транспортирования аккумуляторных батарей и/или аккумуляторов следует провести их проверку. Проверка должна включать как минимум визуальный контроль летных образцов батарей, датчиков температуры, влажности и ударов, измерение напряжения разомкнутой цепи батареи (и напряжения аккумуляторов, если они доступны) и сопротивления изоляции (см. [4]).

Упаковки, которые были раздавлены, проколоты или вскрыты с целью выявления содержимого, транспортированию не подлежат.

Такие упаковки следует изолировать до тех пор, пока с грузоотправителем не будут проведены консультации, получены инструкции и, в случае необходимости, не будет принято решение об осмотре и повторной упаковке продукта согласно ГОСТ Р МЭК 62281.

E.6 Упаковка

Тара должна быть достаточной для предотвращения механических повреждений во время транспортирования, обработки и укладки.

Материал и конструкция упаковки должны быть выбраны таким образом, чтобы предотвратить развитие непреднамеренной электропроводности, коррозию выводов и попадание влаги согласно ГОСТ Р МЭК 62133-2.

ЛИА и ЛИАБ должны быть защищены от короткого замыкания.

ЛИА и ЛИАБ должны быть помещены во внутреннюю тару, которая полностью окружает аккумулятор или батарею, а затем - во внешнюю тару.

Каждый аккумулятор или батарея должны иметь предохранительное устройство стравливания внутреннего давления или быть сконструированы таким образом, чтобы исключить возможность сильного разрыва в условиях, обычно возникающих при транспортировании, а также должны быть оснащены эффективным средством предотвращения внешних коротких замыканий.

E.7 Маркировка

Маркировка литий-ионных элементов должна соответствовать каждому виду транспорта (наземный, морской, воздушный) и учитывать правила перевозки для конкретного типа элемента по соответствующему стандарту.

Маркировка упаковочных и товаросопроводительных документов

Каждая упаковка, предназначенная для транспортирования, если только на нее не распространяются соответствующие правила, должна иметь маркировку, содержащую, по меньшей мере, следующую информацию:

- о содержании в ней литиевых аккумуляторов;

- о необходимости обращаться с осторожностью;

- номер телефона для получения информации.

Документы [например, авиационные накладные (AWB), счета-фактуры], сопровождающие каждую перевозку, должны включать либо декларацию грузоотправителя, либо наклейку, прикрепленную к существующему документу с указанием:

- о содержании в перевозимом грузе литиевых аккумуляторов;

- необходимости обработки перевозимого груза с осторожностью;

- в случае повреждения она должна быть помещена на карантин, осмотрена и переупакована;

- номер телефона для получения информации.

 

 

 

 

TOC