ГОСТ Р 59196-2020 (ИСО 17546:2016). Национальный стандарт Российской Федерации. Батареи литий-ионные для космических аппаратов. Оценка жизненного цикла
6.3 Логистика
6.3.1 Общие положения
В настоящем подразделе установлены требования, регламентирующие обработку, хранение, обслуживание и транспортирование аккумуляторных батарей во время наземных работ, предшествующих предстартовым операциям на стартовом комплексе.
Данные требования должны быть установлены в ТУ на конкретные батареи и/или инструкциях по эксплуатации и хранению, чтобы минимизировать ухудшение характеристик перед полетом.
Способы хранения, обращения и технического обслуживания должны соответствовать требованиям инструкций, направленных на минимизацию опасности для персонала, оборудования и летной аппаратуры (см. [4]).
Следует учитывать, что небрежное обращение приводит к короткому замыканию или повреждению батарей. Это вызывает утечку электролита, разрыв, взрыв или возгорание согласно ГОСТ Р МЭК 62281.
Правила, касающиеся международных перевозок ЛИАБ или ЛИА, разработаны на основе рекомендаций Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов.
Кроме того, в каждой стране или регионе действуют свои законы, нормативы и/или директивы. Поэтому перед транспортированием необходимо ознакомиться с последними редакциями этих правил согласно ГОСТ Р МЭК 62281.
Изготовители батарей обязаны обеспечить изготовителей оборудования и, в случае прямых поставок, конечных потребителей соответствующей информацией, необходимой для максимального сокращения и предотвращения потенциальных опасностей.
Информирование конечных потребителей о потенциальных опасностях, связанных с использованием оборудования, в состав которого входят аккумуляторы и аккумуляторные батареи, является обязанностью изготовителя оборудования (см. приложение C ГОСТ Р МЭК 62133-2).
6.3.2 Производство, сборка, хранение и испытание аккумуляторных батарей
При производстве, сборке, хранении и испытании аккумуляторных батарей необходимо руководствоваться следующим:
a) способы обращения, хранения и технического обслуживания батарей, прошедших проверку в ходе испытаний на стадии разработки и/или квалификационных испытаний, должны быть зафиксированы в процедуре обращения и хранения (см. [4]);
b) способы хранения, обращения и технического обслуживания должны соответствовать требованиям правил, позволяющих максимально снизить угрозу опасности для персонала, оборудования и бортовой аппаратуры КА (см. [4]);
c) предел максимального срока годности (от активации аккумулятора до запуска КА) определяют для батареи, срок годности которой включает максимальное время воздействия температуры окружающей среды. Следует ежедневно вести документирование времени воздействия температур на летные образцы батарей и степени заряженности составляющих аккумуляторов (см. [4]).
Для длительного хранения следует использовать специальные контейнеры, позволяющие обеспечить физическую защиту батарей (см. [4]);
d) осмотр аккумуляторов и батарей проводят в соответствии со следующей процедурой, включающей в качестве обязательного минимума визуальный контроль летных образцов, датчиков температуры, влажности и удара, а также измерение напряжения разомкнутой цепи и сопротивления изоляции аккумуляторов (см. [4]):
1) осмотр аккумуляторов и батарей проводят с целью определения отсутствия видимых загрязнений, таких как отпечатки пальцев, пылинки, продукты коррозии, металлические стружки, чешуйки, масло, смазка, консерванты, клей и другие посторонние материалы;
2) визуальный контроль выполняют с использованием средств увеличения и без них при надлежащем освещении и в надлежащих условиях. В качестве средств проведения визуального контроля рекомендуется применять приборы ультрафиолетовой дефектоскопии, специальные источники света и зеркала;
3) работы с компонентами и моющими средствами выполняют только в перчатках;
4) поверхности контакта аккумуляторов друг с другом и с корпусом отделяют друг от друга с помощью изолирующих материалов (пленок, специальных насадок и т.д.). Упаковочные материалы, непосредственно контактирующие с аккумуляторами или батареями, должны быть стерильными или подвергнуты тщательной очистке ИПС непосредственно перед использованием (см. [5]);
e) для максимального увеличения срока эксплуатации и предотвращения конденсации влаги аккумуляторы и батареи всегда должны находиться в условиях контролируемой температуры и влажности (см. [4]).
Воздействие высокой температуры или высокой влажности вызывает ухудшение рабочих характеристик батареи и/или коррозию ее поверхности согласно ГОСТ Р МЭК 62281.
В процессе производства и проведения испытаний летных образцов батарей следует соблюдать общие требования к чистоте и контролю уровня загрязнений. На завершающем этапе сборки батарей следует соблюдать особые меры предосторожности для ограничения количества микрочастиц, застревающих внутри;
f) для предотвращения ухудшения характеристик во время хранения аккумуляторы и батареи следует хранить в условиях низкой температуры в соответствии с рекомендациями изготовителя, а также, если это практически выполнимо, при уровне СЗ, значение которого должно быть указано в спецификации (см. [4]);
g) при необходимости должен быть обеспечен контроль электростатического разряда для защиты электростатически чувствительной аппаратуры батареи;
h) метод предупреждения случайного разряда
Внешний электрический соединитель аккумуляторной батареи должен иметь конструкцию, позволяющую предупредить случайное закорачивание токовыводов. Для защиты электрических соединителей разрабатывают специальную схему и используют заглушки токовыводов. Также допускается использование электрических соединителей с ключами и т.п.
Изоляционный материал для изоляции внешних электрических соединителей батареи, размещенных вне защитного корпуса, должен обладать достаточной стойкостью к воздействию пламени. Число внешних электрических соединителей, являющихся частью огнестойкого кожуха, должно быть минимизировано.
Электрические соединители или выводы аккумуляторных батарей, бывших в употреблении и подлежащих повторному использованию, а также батарей, подлежащих удалению в связи с завершением срока эксплуатации, должны быть защищены от случайного короткого замыкания. В качестве защиты допускается использовать различные изоляционные ленты, концевые заглушки или индивидуальные пластиковые пакеты (см. [7]).
6.3.3 Меры безопасности при обращении с литий-ионными аккумуляторными батареями
Меры безопасности при обращении с ЛИАБ приведены в приложении D.
6.3.4 Транспортирование
Общие требования к транспортированию ЛИАБ приведены в приложении E.