ГОСТ Р 59196-2020 (ИСО 17546:2016). Национальный стандарт Российской Федерации. Батареи литий-ионные для космических аппаратов. Оценка жизненного цикла
5.3 Логистика
5.3.1 Общие положения
В настоящем подразделе установлены требования, регламентирующие обработку, хранение, обслуживание и транспортирование аккумуляторов во время наземных работ, предшествующих предпусковым операциям.
Данные требования должны быть определены в спецификации аккумулятора и/или процедуре хранения и обработки, чтобы минимизировать ухудшение перед полетом.
Способы хранения, обращения и технического обслуживания должны соответствовать требованиям правил, позволяющих максимально снизить угрозу опасности для персонала, оборудования и летной аппаратуры (см. [4]).
Следует учитывать, что небрежное обращение приводит к короткому замыканию или повреждению аккумуляторов. Это вызывает утечку, разрыв, взрыв или пожар согласно ГОСТ Р МЭК 62281.
Правила, касающиеся международных перевозок ЛИАБ или ЛИА, разработаны на основе рекомендаций Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов.
В каждой стране или регионе действуют законы или нормативы и/или директивы. Поэтому перед транспортированием необходимо ознакомиться с последними редакциями этих правил согласно ГОСТ Р МЭК 62281.
Изготовители аккумуляторов (и батарей) обязаны обеспечить изготовителей оборудования и, в случае прямых поставок, конечных пользователей соответствующей информацией, необходимой для максимального сокращения и предотвращения потенциальных опасностей.
Информирование конечных потребителей о потенциальных опасностях, связанных с использованием оборудования, в состав которого входят аккумуляторы и аккумуляторные батареи, является обязанностью изготовителя оборудования (см. приложение C ГОСТ Р МЭК 62133-2).
5.3.2 Производство, обращение, хранение, техническое обслуживание и проведение испытаний аккумуляторов
При производстве, обращении, хранении, техническом обслуживании и проведении испытаний аккумуляторных батарей необходимо руководствоваться следующим:
a) Способы обращения, хранения и технического обслуживания аккумуляторов, проверенные в ходе испытаний на стадии разработки и/или квалификационных испытаний, должны быть зафиксированы в процедуре обращения и хранения аккумуляторов (см. [4]).
b) Способы хранения, обращения и технического обслуживания должны соответствовать требованиям правил, позволяющих максимально снизить потенциальные опасности для персонала, оборудования и летной аппаратуры (см. [4]).
c) Максимальный срок годности должен быть определен для аккумуляторов с учетом максимального времени воздействия температурных условий окружающей среды.
Необходимо документировать время воздействия температур и (периодически) степень заряженности на уровне аккумуляторов для летного оборудования (см. [4]).
При длительном хранении аккумуляторов должны быть обеспечены физические средства защиты (см. [4]).
d) При выполнении визуального контроля рекомендуется обеспечить соблюдение следующих условий:
1) осмотр аккумуляторов проводят с целью определения отсутствия на них видимых загрязнений, таких как отпечатки пальцев, частицы, продукты коррозии, металлические стружки, окалина, масло, смазка, защитные покрытия, клей и других посторонних материалов;
2) в качестве средств проведения визуального контроля допускается применять приборы ультрафиолетовой дефектоскопии, специальные источники света и зеркала;
3) работы с компонентами и моющими средствами выполняют только в чистых полимерных перчатках;
4) поверхности соприкосновения аккумуляторов друг с другом и с корпусом отделяют друг от друга с помощью изолирующих материалов (пленок, специальных насадок и т.д.); непосредственно перед упаковкой для отгрузки внешние поверхности подлежат тщательной очистке изопропиловым спиртом (ИПС);
5) упаковочный материал, непосредственно контактирующий с аккумуляторами, должен быть стерильным или пройти тщательную очистку ИПС непосредственно перед использованием (см. [5]).
e) Для максимального увеличения срока эксплуатации и предотвращения конденсации влаги аккумуляторы всегда должны находиться в условиях контролируемой температуры и влажности (см. [4]).
Воздействие высокой температуры или высокой влажности вызывает ухудшение рабочих характеристик батареи и/или коррозию ее поверхности согласно ГОСТ Р МЭК 62281.
В процессе производства и проведения испытаний летных аккумуляторов следует соблюдать общие требования к чистоте и контролю уровня загрязнений. Кроме того, на завершающем этапе сборки аккумуляторов следует соблюдать особые меры предосторожности для ограничения количества микрочастиц, которые могут попасть и застрять внутри аккумуляторов.
f) Для предотвращения ухудшения характеристик во время хранения аккумуляторы следует хранить в условиях низкой температуры в соответствии с рекомендациями изготовителя, а также, если это практически выполнимо, при уровне СЗ, значение которого указано в спецификации изготовителя (см. [4]).
5.3.3 Меры безопасности при обращении с аккумуляторными батареями
При обращении с ЛИАБ должны быть обеспечены меры безопасности, приведенные в приложении D.
5.3.4 Транспортирование аккумуляторов
Правила транспортирования на протяжении всего жизненного цикла аккумуляторов приведены в приложении E.