ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы
10.7 Испытание на выдерживаемое напряжение для источников электроэнергии, находящихся под напряжением
10.7.1 Общие положения
Это испытание проводят для проверки достаточности мер защиты для изоляции токоведущих частей электрических цепей класса B источников электроэнергии, электрически не соединенных с электрической цепью напряжения класса A или с электрическим шасси.
По усмотрению изготовителя ТС испытание допускается проводить на уровне ТС.
В этом испытании ИУ относят к источнику электропитания класса B, который не может быть обесточен.
Испытание на выдерживаемое напряжение для компонентов ИУ (например, блока управления, контактора) допускается выполнять отдельно, если это не влияет на результаты испытания. Для компонентов ИУ, которые обесточены при отсоединении, применяют испытания по 10.6.
Перед началом испытаний должны быть отключены устройства защиты от импульсных перенапряжений (УЗИП), которые могут повлиять на результат испытания. Испытание должно быть проведено с использованием фильтров радиопомех в устройствах защиты.
При испытании на выдерживаемое напряжение учитывают влияние напряжения внутри ИУ. Существуют следующие отличия от испытания на выдерживаемое напряжение для баланса электрической цепи по 10.6:
- токоведущие части положительного и отрицательного полюсов испытуемой цепи подвергают испытанию по отдельности;
- изоляцию токоведущих частей, подключенных к положительному и к отрицательному выводам, проверяют отдельно;
- испытательное напряжение постоянного тока подают между положительным выводом источника электропитания и электрическим шасси, а также между отрицательным выводом источника электропитания и электрическим шасси;
- должна быть указана полярность приложенного испытательного напряжения, чтобы избежать увеличенного воздействия на изоляцию из-за внутреннего напряжения ИУ, которое суммируется с испытательным напряжением.
10.7.2 Предварительная обработка и кондиционирование
ИУ должно быть предварительно подготовлено по 10.6.2.
10.7.3 Испытание
Испытание проводят с установленными защитными барьерами и кожухами.
Значение испытательного напряжения постоянного тока и длительность испытания устанавливают по 10.6.3.2.
Испытание проводят следующим образом:
- выводы ИУ могут быть отключены от электрических цепей. Если ИУ не отсоединено, в испытание включают баланс электрически соединенной с ним электрической цепи;
- если в электрической цепи ИУ напряжения класса B имеются проводящие соединительные секции напряжения класса A, то эти секции должны оставаться подключенными;
- все токоведущие части всех электрических цепей, не являющиеся объектами испытания в настоящем испытании, и электрические шасси должны быть соединены друг с другом, за исключением источников электропитания, которые не могут быть обесточены. Для ИУ с проводящим корпусом все открытые проводящие части компонента должны быть подключены к электрическому шасси. Проводящий корпус допускается рассматривать как электрическое шасси;
- для ИУ с непроводящим корпусом на время испытания вокруг корпуса должен быть обернут электрод, подключенный к электрическому шасси;
- испытанию подлежат все токоведущие части источника электроэнергии. Если главные контакторы являются частью ИУ, оно может быть модифицировано таким образом, чтобы все части, находящиеся под напряжением, были подвергнуты испытанию. В этом случае главные контакторы, если они не включены в состав испытания, должны быть испытаны отдельно на способность выдерживать напряжение.
Пример 1 - Главные контакторы ИУ заменены токопроводящими мостами.
Пример 2 - Главные контакторы заменены главными контакторами с внутренним коротким замыканием.
Пример 3 - Линии управления главных контакторов проложены снаружи батареи для обеспечения подачи рабочего напряжения на катушки контактора;
- по окончании кондиционирования испытательное напряжение должно быть приложено между положительной клеммой источника электропитания и электрическим шасси (см. рисунок 5). Во втором измерении испытательное напряжение должно быть приложено между электрическим шасси и отрицательным выводом источника электроэнергии (см. рисунок 6). Полярность испытательного напряжения должна быть такой, как показано на рисунках 5 и 6.
1 - ИУ; 2 - измеритель диэлектрической прочности;
3 - плюсовой полюс испытательного оборудования;
4 - минусовой полюс испытательного оборудования;
5 - положительный вывод электрической цепи напряжения
класса B ИУ; 6 - отрицательный вывод электрической цепи
напряжения класса B ИУ; 7 - положительный вывод
электрической цепи напряжения класса A (если имеется)
и/или электрической цепи класса B1, электрически
подключенной к электрической цепи напряжения класса A ИУ;
8 - электрическое шасси и отрицательный вывод электрической
цепи напряжения класса A (если имеется) и/или электрической
цепи напряжения класса B1, электрически соединенной
с электрической цепью напряжения класса A ИУ
Рисунок 5 - Конфигурация испытания для измерений
между положительным выводом ИУ и электрическим шасси
1 - ИУ; 2 - измеритель диэлектрической прочности;
3 - плюсовой полюс испытательного оборудования;
4 - минусовой полюс испытательного оборудования;
5 - положительный вывод электрической цепи напряжения
класса B ИУ; 6 - отрицательный вывод электрической цепи
напряжения класса B ИУ; 7 - положительный вывод
электрической цепи напряжения класса A (если имеется)
и/или электрической цепи класса B1, электрически
подключенной к электрической цепи напряжения класса A ИУ;
8 - электрическое шасси и отрицательный вывод электрической
цепи напряжения класса A (если имеется) и/или электрической
цепи напряжения класса B1, электрически соединенной
с электрической цепью напряжения класса A ИУ
Рисунок 6 - Конфигурация испытания для измерений
между электрическим шасси и отрицательным выводом
проверяемого устройства
10.7.4 Критерии испытаний
Во время испытания не должно происходить ни пробоя диэлектрика, ни вспышек.