БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

6.3 Защита при повреждении и дополнительные меры

 

6.3.1 Эквипотенциальное соединение

Открытые проводящие части электрооборудования напряжения класса B, к которым после удаления всех других частей, которые могут быть удалены без использования инструментов, можно прикоснуться испытательным пальцем в соответствии с IPXXB (см. ИСО 20653), должны быть присоединены к электрическому шасси для достижения эквипотенциальности.

Все компоненты, образующие путь тока эквипотенциального соединения (проводники, соединения), должны выдерживать максимальный ток в условиях единичного повреждения.

Сопротивление линии эквипотенциального соединения между любыми двумя из открытых проводящих частей электрической цепи напряжения класса B, к которым может одновременно прикоснуться человек, не должно превышать 0,1 Ом.

Соответствие должно быть проверено по 10.2.

Примечания

1 Части, находящиеся на расстоянии более 2,5 м, как правило, считают недоступными одновременно.

2 Физические барьеры - это средства, предотвращающие одновременный доступ к открытым проводящим частям.

 

6.3.2 Сопротивление изоляции

6.3.2.1 Общие положения

Сопротивление изоляции в электрических цепях напряжения класса B2 должно быть достаточным.

Отношение значения сопротивления изоляции к максимальному значению рабочего напряжения должно быть не менее 100 Ом/В для цепей постоянного тока и 500 Ом/В для цепей переменного тока.

Примечание - Согласно IEC/TS 60479-1 прохождение тока по телу в пределах зоны DC-2 или зоны AC-2 не представляет опасности. Значения токов, рассчитанные исходя из значения 100 Ом/В для постоянного тока и 500 Ом/В для переменного тока, составляют в этих зонах 10 мА постоянного тока и 2 мА переменного тока соответственно.

 

Для выполнения указанного требования для всей цепи необходимо обеспечить более высокое сопротивление изоляции для каждого компонента в зависимости от числа компонентов и структуры цепи, к которой они принадлежат.

Если электрические цепи постоянного и переменного напряжения класса B2 соединены электрически (см. рисунок 2), то для такой цепи должно быть выполнено одно из следующих требований:

- вариант 1. Для комбинированной цепи отношение значения сопротивления изоляции к максимальному значению рабочего напряжения должно составлять не менее 500 Ом/В;

- вариант 2. Если к цепи переменного тока применена хотя бы одна из альтернативных мер защиты, указанных в 6.3.5, то отношение значения сопротивления изоляции к максимальному значению рабочего напряжения должно составлять не менее 100 Ом/В.

Соответствие должно быть проверено по 10.2.

 

ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

ГОСТ Р ИСО 6469-3-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность. Электрические цепи электрораспределительных систем и электропроводящие вспомогательные электрические системы

a) Вариант 1

b) Вариант 2

 

Примечание - Сопротивление изоляции является результатом всех частичных сопротивлений изоляции, см. 6 на рисунке соответствующих электрических цепей.

 

1 - система топливных элементов; 2 - ПСХЭЭ; 3 - инвертор;

4 - двигатель; 5 - электрическое шасси ТС; 6 - частичные

сопротивления изоляции; 7 - дополнительные меры защиты

для цепи переменного тока

 

Рисунок 2 - Сопротивление изоляции - примеры

для электрически соединенных цепей переменного

и постоянного тока

 

6.3.2.2 Дополнительные меры при неподдерживаемом сопротивлении изоляции

Если требование к минимальному сопротивлению изоляции цепи напряжения класса B2 не может быть обеспечено при всех условиях эксплуатации и в течение срока службы, то следует применить одну из следующих мер:

- периодически или непрерывно контролировать сопротивление изоляции. Если нарушено требование к минимальному сопротивлению изоляции, то должна быть обеспечена выдача соответствующего предупреждения. Цепь напряжения класса B2 может быть деактивирована и обесточена (см. 6.3.4) в зависимости от рабочего состояния ТС или возможности активации цепи напряжения класса B2. Система контроля сопротивления изоляции должна быть испытана в соответствии с 10.4;

- альтернативная мера защиты в соответствии с 6.3.5.

Примечания

1 Сопротивления изоляции ниже требуемых минимальных значений могут возникать из-за старения охлаждающих жидкостей систем топливных элементов или некоторых батарей.

2 Если для электрической цепи применяют системы мониторинга с множественной изоляцией, рассматривают их координацию.

3 Для ПСХЭЭ отключение питания применять не допускается.

 

6.3.3 Емкостная связь и емкостный разряд

Емкостная связь между электрическим шасси и токоведущими частями электрической цепи обычно является результатом применения Y-конденсаторов, используемых в целях электромагнитной совместимости, или появляется вследствие паразитной емкостной связи.

Контролю на наличие емкостной связи подвергают все участки электрической цепи напряжения класса B2, если ток прикосновения зависит от условий эксплуатации, например от рабочего напряжения, вида тока (переменный или постоянный ток), а также участки электрической цепи напряжения класса B1 переменного тока, которые не соединены с электрическим шасси.

Примечание - Участок переменного тока электрической цепи напряжения класса B1 может иметь проводящее соединение с электрическим шасси через другой участок той же цепи.

 

Если при единичном отказе может возникнуть ток прикосновения между токоведущей частью электрической цепи напряжения класса B и электрическим шасси, следует применять одно из двух следующих требований:

- накопленная электрическая энергия между любой токоведущей частью под напряжением класса B и электрическим шасси должна быть менее 0,2 Дж, а после разряда этой накопленной энергии ток прикосновения не должен превышать 5 мА для цепи переменного тока и 25 мА - для цепи постоянного тока;

- использование альтернативной меры защиты в соответствии с 6.3.5.

Примечание - Значение 5 мА переменного тока представляет собой пороговое значение между AC-2 и AC-3 по IEC/TS 60479-1, а 25 мА постоянного тока - между DC-2 и DC-3.

 

Релевантная емкость представляет собой общую емкость, полученную из всех параллельных емкостей между токоведущей частью электрической цепи напряжения класса B и электрическим шасси. Для установления требования к энергии следует применять максимальное рабочее напряжение участка цепи.

Требование к пределу энергии считают выполненным, если предел энергии подтвержден расчетом, основанным на емкостях всех связанных частей и компонентов, предусмотренных их конструкцией.

Ток прикосновения следует измерять по 10.5.

6.3.4 Обесточивание

Рассматриваемая электрическая цепь напряжения класса B2 в качестве меры защиты может быть обесточена. Для перехода к обесточиванию может быть использован мониторинг неисправностей в цепи или обнаружение событий. Для обесточенной цепи должно быть выполнено одно из следующих условий:

- напряжение должно быть снижено до значения менее 50 В переменного тока и 75 В постоянного тока;

- общая накопленная энергия контура должна быть менее 0,2 Дж;

- ток прикосновения, протекающий между одновременно доступными проводящими частями, не должен превышать 5 мА переменного тока или 25 мА постоянного тока.

Примечание - Значение 5 мА переменного тока представляет собой пороговое значение между AC-2 и AC-3 по IEC/TS 60479-1, а 25 мА постоянного тока - между DC-2 и DC-3.

 

Время перехода и условия для достижения обесточенного состояния должны быть указаны изготовителем в соответствии с ожидаемыми отказами и условиями эксплуатации ТС, включая движение.

6.3.5 Альтернативные меры защиты

Для основной защиты и защиты от неисправностей должны быть обеспечены следующие меры:

- двойная изоляция;

- усиленная изоляция;

- защитные барьеры дополнительно к основной защите;

- защитные кожухи дополнительно к основной защите;

- проводящий защитный барьер с эквипотенциальным соединением дополнительно к основной изоляции;

- токопроводящий защитный кожух с эквипотенциальным соединением дополнительно к основной изоляции;

- жесткие защитные барьеры и кожухи с достаточной механической прочностью и долговечностью в течение срока службы ТС.

Выбранная мера или комбинация мер должна быть направлена на устранение того одиночного отказа, для которого она предназначена.

Для разных участков схемы могут быть использованы разные меры.

Требования к защитным мерам установлены в 6.4.

TOC