БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27034-5-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность приложений. Часть 5. Структуры данных протоколов и мер обеспечения безопасности приложений

6.3 Уровень подготовки к работе и эксплуатации приложений

6.3.1 Общие положения

Подготовка к работе и эксплуатации приложений показана на рисунке 12.

 

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27034-5-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность приложений. Часть 5. Структуры данных протоколов и мер обеспечения безопасности приложений

 

Рисунок 12 - Подготовка к работе и эксплуатации приложений

 

Уровень подготовки к работе и эксплуатации приложений включает мероприятия из области программной инженерии, связанные с подготовкой к работе, сопровождением, архивированием и удалением приложений. В соответствии с рекомендациями таких стандартов, как ИСО/МЭК 12207, ИСО/МЭК 15288, ИСО/МЭК 37500, ИСО/МЭК 15489 и другими, важными областями мероприятий в этом случае являются подготовка, аутсорсинг, разработка, приобретение, ввод в действие, использование, обслуживание, архивирование и уничтожение.

6.3.2 Подготовка: Инициирование

Цель процесса инициирования на стадии подготовки заключается в проведении предварительных или подготовительных мероприятий, в том числе связанных с началом и планированием проекта разработки. Сюда входит определение того, какие части проекта будут реализованы через аутсорсинг, разработку и приобретение.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) выработка технического видения;

b) валидация контекстов и спецификаций, связанных со сферой действия приложения;

c) идентификация и широкая категоризация информации, которая будет обрабатываться системой;

d) первоначальный высокоуровневый анализ рисков, связанных с приложением;

e) определение требований безопасности и целевого уровня доверия приложения;

f) выбор МОБП согласно этому уровню;

g) оценка стоимости и затрат, связанных с выполнением мероприятий по обеспечению безопасности в рамках проекта;

h) определение и приобретение МОБП согласно определенному целевому уровню доверия приложения;

i) определение мероприятий, связанных с безопасностью, верификацией и измерениями для МОБП, выбранных согласно определенному целевому уровню доверия приложения.

6.3.3 Подготовка: Планирование

Цель процесса планирования на стадии подготовки заключается в определении шагов по реализации мероприятий, включая начало и планирование проекта разработки. Сюда входит определение того, какие части проекта будут реализованы через аутсорсинг, разработку и приобретение.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) определение и планирование требуемых стадий и сфер мероприятий согласно эталонной модели жизненного цикла безопасности приложений;

b) планирование мероприятий, связанных с безопасностью, верификацией и измерениями для МОБП, выбранных согласно определенному целевому уровню доверия приложения.

6.3.4 Аутсорсинг: Реализация

Согласно ИСО/МЭК 37500, цель процесса аутсорсинга заключается в передаче разработки приложения, полностью или частично, третьей стороне. Аутсорсинг обычно включает определение целей и стратегии аутсорсинга, валидацию стратегии с учетом коммерческих и проектных целей, спецификацию требований к обслуживанию, а также описание модели управления и механизма поставки.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) подготовка к аутсорсингу;

b) размещение объявлений аутсорсинга;

c) выбор поставщика;

d) заключение контрактного соглашения;

e) мониторинг соглашения.

6.3.5 Аутсорсинг: Ввод в действие

Ввод в действие на стадии аутсорсинга обычно включает определение целей и стратегии аутсорсинга, валидацию стратегии с учетом коммерческих и проектных целей, спецификацию требований к обслуживанию, а также описание модели управления и механизма поставки.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) приемка приобретающей стороной;

b) закрытие.

6.3.6 Разработка: Начальная стадия

Согласно ИСО/МЭК 12207, цель процесса разработки заключается в создании части или всего приложения. Начальная стадия обычно включает создание и валидацию проектного плана разработки.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) инициация проекта;

b) итерация стадий планирования и менеджмента;

c) определение и уточнение требований;

d) достижение согласия о техническом подходе.

6.3.7 Разработка: Подготовка

Согласно ИСО/МЭК 12207, цель подготовки заключается в создании части или всего приложения. Разработка обычно включает в себя следующее: анализ и определение требований, проектирование архитектуры, детальное проектирование, создание программных средств, интеграцию программных средств, пригодность программных средств и тестирование.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) итерация стадий планирования и менеджмента;

b) определение и уточнение требований;

c) разработка архитектуры;

d) инкрементная разработка решения;

e) тестирование решения;

f) текущие задачи.

6.3.8 Разработка: Конструирование

Согласно ИСО/МЭК 12207, цель процесса конструирования заключается в создании части или всего приложения. Создание обычно включает анализ и определение требований, проектирование архитектуры, детальное проектирование, создание программных средств, интеграцию программных средств, пригодность программных средств и тестирование.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) итерация стадий планирования и менеджмента;

b) определение и уточнение требований;

c) инкрементная разработка решения;

d) тестирование решения;

e) текущие задачи.

6.3.9 Приобретение: Планирование

Согласно ИСО/МЭК 12207, цель процессов планирования и приобретения состоит в получении продукта и (или) услуги в соответствии с потребностями приобретающей стороны. Процесс приобретения начинается с выяснения потребностей заказчика.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) подготовка к приобретению;

b) объявление о приобретении;

c) выбор поставщика;

d) заключение контрактного соглашения;

e) мониторинг соглашения.

6.3.10 Приобретение: Закрытие

Согласно ИСО/МЭК 12207, цель процесса закрытия состоит в завершении процесса приобретения продукта и (или) услуги, после того как установлено, что они соответствуют потребностями приобретающей стороны. Процесс приобретения заканчивается приемкой продукта и (или) услуги, необходимых приобретающей стороне.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) приемка приобретающей стороной;

b) закрытие.

6.3.11 Ввод в действие: Планирование

Согласно ИСО/МЭК 15288, цель процесса ввода в действие состоит в определении возможности предоставлять услуги, определенные требованиями правообладателя, в среде применения. Ввод в действие заключается в инсталляции верифицированного приложения вместе с соответствующими обеспечивающими системами, например операционной системой, системой сопровождения, системой обучения операторов, системой обучения пользователей, как это определено в соглашениях. Цель стадии планирования в процессе ввода в действие заключается в создании плана ввода в действие.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) итерация стадии планирования;

b) управление итерациями;

c) оценка результатов.

6.3.12 Ввод в действие: Разработка

Согласно ИСО/МЭК 15288, цель процесса ввода в действие состоит в определении возможности предоставлять услуги, определенные требованиями правообладателя, в среде применения. Ввод в действие заключается в инсталляции верифицированного приложения вместе с соответствующими обеспечивающими системами, например операционной системой, системой сопровождения, системой обучения операторов, системой обучения пользователей, как это определено в соглашениях. Цель стадии выполнения в процессе ввода в действие состоит в реализации ввода в действие.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) проектирование решения;

b) тестирования разработчиками;

c) реализация решения;

d) проведение тестирования разработчиками;

e) интеграция и создание сборки.

6.3.13 Ввод в действие: Тестирование

Согласно ИСО/МЭК 15288, цель процесса ввода в действие состоит в определении возможности предоставлять услуги, определенные требованиями правообладателя, в среде применения. Ввод в действие заключается в инсталляции верифицированного приложения вместе с соответствующими обеспечивающими системами, например операционной системой, системой сопровождения, системой обучения операторов, системой обучения пользователей, как это определено в соглашениях. Цель стадии тестирования в процессе ввода в действие заключается в проверке успешности ввода в действие.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) реализация тестирования;

b) проведение тестирования.

6.3.14 Использование: Применение

Согласно ИСО/МЭК 15288, цель использования состоит в применении приложения для того, чтобы оказывать услуги. Процесс использования включает назначение сотрудников для управления приложением и мониторинга услуг, а также производительности операторов и приложения. Для обеспечения непрерывности предоставления услуг, персонал определяет и анализирует проблемы, возникающие при функционировании по отношению к соглашениям, правообладателям, требованиям и организационным ограничениям.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) определение организационных процессов, на которые воздействует приложение;

b) адаптация важных организационных процессов к приложению;

c) определение ролей;

d) определение информационных групп (записей);

e) анализ рисков, связанных с доступом к приложению;

f) присвоение ролей, обязанностей, квалификаций и полномочий;

g) одобрение запросов на доступ и управление ими;

h) обучение пользователей;

i) осуществление действий и предоставление услуг, связанных с приложением;

j) выполнение запросов;

k) управление инцидентами;

l) управление проблемами;

m) управление доступом;

n) управление событиями;

o) управление запросами на внесение изменений;

p) выполнение гибкой и оперативной валидации;

q) мониторинг и контроль действий приложения;

r) мониторинг и контроль использования ресурсов приложением.

6.3.15 Использование: Сопровождение

Согласно ИСО/МЭК 15288, цель процесса сопровождения заключается в том, чтобы обеспечить приложению возможность предоставлять услуги. Мероприятия сопровождения направлены на мониторинг возможности приложения предоставлять услуги, регистрацию проблем для анализа, принятие корректирующих, адаптивных, улучшающих и предотвращающих действий, а также подтверждение восстановления работоспособности.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) определение обязанностей по обеспечению сопровождения и средств связи;

b) получение результатов из собранной информации о сопровождении;

c) создание плана работ по обеспечению сопровождения;

d) определение процессов и услуг, связанных с сопровождением;

e) обучение в области сопровождения;

f) осуществление процесса сопровождения;

g) введение новшеств и развертывание средств сопровождения;

h) управление событиями и запросами;

i) планирование сопровождения;

j) мониторинг и контроль запросов и событий;

k) соглашение об уровне услуг и управление соглашениями с поставщиками;

l) оказание услуг перед поставкой и вводом в действие;

m) оказание услуг сопровождения во время эксплуатации;

n) оказание услуг по развитию программного обеспечения и устранению ошибок;

o) верификация и валидация;

p) конфигурирование и управление версиями;

q) обеспечение качества процессов, услуг и программного обеспечения (продукта);

r) анализ и измерение результатов сопровождения;

s) причинный анализ и решение проблем;

t) обновление, перенос и вывод из эксплуатации программных средств.

6.3.16 Архивирование: Обеспечение

Согласно ИСО/МЭК 15489, цель процесса архивирования заключается в ведении всех важных электронных и бумажных записей. Процесс архивирования призван обеспечить надлежащее хранение, легкий доступ и правильное документирование записей с момента создания до утилизации.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) определение и анализ политики организации в сфере сбора данных;

b) определение правил хранения данных;

c) предоставление доступа к записям;

d) сохранение записей;

e) контроль архивного использования;

f) содействие в использовании архивов;

g) управление услугами по администрированию архивов;

h) управление услугами по поиску и обучению работе с архивами;

i) управление публичным доступом к архивам и публичными программами.

6.3.17 Уничтожение: Обеспечение

Согласно ИСО/МЭК 15288, цель процесса уничтожения заключается в прекращении существования приложения. В ходе процесса уничтожения происходят деактивация, разборка и снятие системы и остаточных продуктов, их приведение в финальное состояние и возврат среды в первоначальное или приемлемое состояние.

Обозначения мероприятий, определенных согласно ЭМЖЦБП для этой области, включают следующие:

a) определение общего графика изъятия и списания программных средств;

b) определение графика классификации и сохранения записей;

c) определение графиков изъятия операционных записей;

d) определение графиков передачи прав владения собственностью;

e) определение стандартных административных процедур;

f) определение процедур ведения записей;

g) определение действий по процедуре списания;

h) управление изменениями в организации;

i) определение действия по изъятию;

j) авторизация уничтожения записей;

k) управление процедурами ведения записей;

l) подготовка записей к получению разрешения на уничтожение;

m) выбор процесса удаления записей;

n) осуществление процесса удаления записей;

o) верификация удаления записей;

p) мониторинг и анализ результативности управления записями;

q) отправка отчета с информацией о ключевых показателях результативности руководству;

r) внедрение регулярного режима отправки отчетов в целях мониторинга и анализа результативности управления записями;

s) проведение оценки управления записями.