БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением

5.5 Электрическое оборудование и устройства

 

5.5.1 Общие положения

5.5.1.1 Источник питания

Платформы должны быть подключены к источнику питания в соответствии с ГОСТ МЭК 60204-1 через главный выключатель и предохранитель или автоматический выключатель, имеющий возможность блокировки в положении "Выкл." или отключенном состоянии в соответствии с ГОСТ МЭК 60204-1-2002, пункт 5.6. Автоматический выключатель в цепи питания розеток должен быть оборудован устройством дифференциального тока на 30 мА. Требование к питанию не распространяется на платформы, работающие от аккумуляторов.

Главный выключатель не должен отключать цепи питания:

- освещения платформы (см. 5.5.4);

- розеток для технического обслуживания (см. 5.5.5).

5.5.1.2 Электрическое оборудование

Электрическое оборудование и устройства должны соответствовать требованиям ГОСТ МЭК 60204-1. Номинальное основное напряжение постоянного тока или напряжение переменного тока между проводниками и между проводниками и землей не должно превышать 250 В для цепей управления и безопасности. Цепи управления, питаемые от сети, кроме сетей с глухозаземленной нейтралью, должны запитываться от вторичной обмотки разделительного трансформатора в соответствии с ГОСТ IEC 61558-1. Один провод цепи управления должен быть заземлен (или подключен к разделительной цепи), а другой провод должен быть подключен в соответствии с рисунком 4.

 

ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением

 

1 - разделительный трансформатор; 2 - первичный источник;

3 - схема управления

 

Рисунок 4 - Питание цепи управления

 

Схемы с защитой SELV (разделенное или безопасное сверхнизкое напряжение (SELV)) в соответствии с ГОСТ 30331.1 могут рассматриваться в качестве альтернативы при условии обеспечения эквивалентного уровня безопасности.

Требования для подъемных платформ с питанием от аккумулятора приведены в 5.5.14.

Трансформаторы должны отвечать требованиям ГОСТ МЭК 60204-1-2002, пункт 7.2.7.

Рабочее напряжение питания привода не должно превышать 500 В.

5.5.2 Провода различных цепей

Провода различных цепей могут быть уложены рядом или в один и тот же короб (например, канал, желоб, лоток для прокладки кабеля) или являться частью одного многожильного кабеля, когда это отрицательно не влияет на нормальную работу цепей. Когда эти цепи должны выдерживать различные напряжения, провода необходимо отделять соответствующими перегородками или же изолировать от наиболее высокого напряжения, которое подается на какой-либо провод внутри одного канала (например, при размещении рядом провода питания в незаземленной системе и провода питания в заземленной системе питания).

5.5.3 Сопротивление изоляции

Сопротивление изоляции должно измеряться между каждым находящимся под напряжением проводником и землей.

Минимальные значения сопротивления изоляции принимают в соответствии с таблицей 7.

 

Таблица 7

 

Сопротивление изоляции

 

Напряжение, В

Испытательное напряжение (DC), В

Сопротивление изоляции, МОм

SELV

250

>= 0,25

<= 500

500

>= 0,5

> 500

1 000

>= 1,0

 

Если цепь включает в себя электронные устройства, фаза и нейтраль должны быть соединены вместе во время измерения.

5.5.4 Освещение

5.5.4.1 Освещение на уровне пола грузонесущего устройства и на устройствах управления грузонесущим устройством должно составлять не менее 50 лк.

Освещенность на уровне пола площадки перед дверью шахты с размерами:

- глубиной 1000 мм от порога двери шахты;

- шириной, равной ширине двери шахты

должна быть не менее 50 лк и обеспечивается владельцем платформы.

Используемое освещение должно сводить к минимуму блики, отражения, дезориентирующие тени или чередование светлых и темных участков.

Если предусмотрен выключатель освещения, то он должен быть защищен от несанкционированного использования.

Грузонесущее устройство, установленное в полностью огражденной шахте, должно быть оборудовано автоматически перезаряжаемым аварийным источником питания, способным гарантировать работу хотя бы одного источника света (аварийное освещение), обеспечивающего в течение одного часа освещенность 5 лк устройства вызова обслуживающего персонала в случае отказа питания рабочего освещения. Данное требование не распространяется на грузонесущее устройство, установленное без ограждения шахты. При отказе питания рабочего освещения аварийное освещение должно включаться автоматически.

5.5.4.2 Грузонесущее устройство, установленное в полностью огражденной шахте, должно постоянно освещаться, за исключением случаев, когда грузонесущее устройство находится в режиме ожидания и двери закрыты.

5.5.5 Розетка

Электрическая розетка должна быть предусмотрена рядом с платформой, если при осмотрах и техническом обслуживании платформы требуется подключение локального освещения.

Розетки должны отвечать требованиям ГОСТ МЭК 60204-1-2002, пункт 15.1.

5.5.6 Контакторы привода

5.5.6.1 Главные контакторы в соответствии с требованиями 5.5.7 должны быть в соответствии с ГОСТ IEC 60947-4-1:

a) категории применения AC-3 для контакторов двигателей переменного тока;

b) категории применения DC-3 для контакторов двигателей постоянного тока.

5.5.6.2 Если из-за подводимой мощности для приведения в действие главных контакторов должны использоваться реле, то такие реле должны быть в соответствии с ГОСТ IEC 60947-5-1:

a) категории применения AC-15 для управления контакторами переменного тока;

b) категории применения DC-13 для управления контакторами постоянного тока.

5.5.6.3 Каждый контактор, указанный в 5.5.6.1 и 5.5.6.2, должен действовать так, чтобы:

a) если один из нормально замкнутых контактов замкнут, то все нормально разомкнутые контакты - разомкнуты;

b) если один из нормально разомкнутых контактов замкнут, то все нормально замкнутые контакты - разомкнуты.

5.5.6.4 Контакторы для реверсирования направления движения должны электрически взаимно заблокироваться.

5.5.7 Привод, подключаемый напрямую к сети переменного тока

5.5.7.1 Подача питания на двигатель и тормоз должна прерываться двумя независимыми контакторами, контакты которых должны быть последовательно включены в цепи питания двигателя и тормоза. Пока грузонесущее устройство неподвижно, один из контакторов не разомкнул основные контакты, дальнейшее движение грузонесущего устройства должно быть предотвращено не позднее следующего изменения направления движения.

5.5.7.2 Двигатели переменного или постоянного тока, управляемые и питаемые посредством твердотельных (статических) элементов.

Должен использоваться один из следующих методов:

a) или как в 5.5.7.1,

b) или система, состоящая из:

1) контактора, прерывающего подачу тока на всех фазах. Катушка контактора должна быть разомкнута (разъединена), по крайней мере, перед каждым изменением направления движения. Если контактор не размыкается, любое дальнейшее движение грузонесущего устройства должно быть предотвращено;

2) независимого устройства управления, блокирующего поток энергии твердотельных (статических) элементов;

3) устройство контроля для проверки блокирования потока энергии каждый раз, когда грузонесущее устройство неподвижно;

c) или электрическая цепь безопасности, соответствующая ГОСТ 33984.1-2016, пункт 5.11.2.3;

d) или система электропривода с регулируемой скоростью вращения с функцией безопасного отключения крутящего момента, отвечающая требованиям SIL3, с допустимым пределом отказа аппаратной части не менее 1.

Примечания

1 Функция безопасного отключения крутящего момента: на двигатель не подается питание, которое может вызвать вращение (или движение в случае линейного двигателя). Система силового электропривода с регулируемой скоростью не обеспечивает питание двигателя, который может произвести крутящий момент (или усилие в случае линейного двигателя).

2 Эта функция безопасности выполняет неуправляемую остановку и соответствует категории остановки 0 в соответствии с ГОСТ МЭК 60204-1.

3 Эта функция безопасности может использоваться, если требуется отключение питания для предотвращения неожиданного запуска.

4 Если существуют внешние влияния (например, падение висящих грузов), то для предотвращения какой-либо опасности могут быть необходимы дополнительные меры (например, механические тормоза).

5 Электронных средств и контакторов недостаточно: для защиты от удара током и для изоляции могут быть необходимы дополнительные меры.

6 SIL - класс безопасности систем управления, SIL3 - допустимое число отказов: 1 на 10 млн ч.

 

5.5.7.3 Электропитание двигателя и тормоза должно быть прервано после окончания (отключения) сигнала управления направлением или после сбоя электропитания, или при срабатывании любого электрического устройства безопасности.

5.5.8 Требования к кожухам (оболочкам)

Токоведущие части контроллеров и электрические предохранительные контакты должны быть расположены в защитном кожухе со степенью защиты не менее IP2X.

Крышки должны удерживаться зажимными приспособлениями, требующими использования инструмента для их снятия.

Кроме того, для электронных компонентов должна учитываться температура окружающей среды, указанная изготовителем. Если могут быть превышены пределы температуры окружающей среды, установленные в документации изготовителя, должны использоваться соответствующие средства (такие как нагрев или охлаждение).

Кожухи (оболочки) должны соответствовать ГОСТ МЭК 60204-1-2002, пункт 6.2.2.

5.5.9 Минимальные расстояния утечки

Минимальные расстояния утечки для аппаратов, установленных в силовых цепях, цепях безопасности и любых компонентов, подключенных после цепей безопасности или электрических предохранительных контактов и отказ которых может привести к опасным ситуациям, должны соответствовать требованиям ГОСТ IEC 60947-1-2015, таблица 15. Минимальная степень загрязнения 2. Не должен использоваться печатный монтаж.

5.5.10 Защита от электрических неисправностей

Любая перечисленная ниже единственная неисправность, возникающая в электрооборудовании платформы, сама по себе не должна быть причиной опасной ситуации:

a) отсутствие напряжения;

b) падение напряжения;

c) смена фаз на многофазных источниках питания;

d) нарушения изоляции по отношению к металлическим частям или к земле;

e) короткое замыкание или размыкание схемы, изменение величины или функции в электрическом компоненте, например резисторе, конденсаторе, транзисторе, лампе;

f) отсутствие втягивания или неполное втягивание подвижного якоря контактора или реле;

g) отсутствие обратного хода подвижного якоря контактора или реле;

h) отсутствие размыкания или замыкания контактов;

i) обрыв (потеря одной) фазы;

j) обрыв электрического провода.

Отсутствие размыкания контактов не следует рассматривать для контактов безопасности. Замыкание электрической цепи, в которой имеются электрические устройства безопасности, на землю должно немедленно вызывать остановку платформы и предотвращать повторный пуск платформы.

5.5.11 Электрические/электронные устройства безопасности

5.5.11.1 Основные положения

5.5.11.1.1 При срабатывании одного из перечисленных в таблице 8 электрических устройств безопасности движение привода должно быть предотвращено, или он будет немедленно остановлен, как указано в 5.5.11.4.

 

Таблица 8

 

Электрические устройства безопасности

 

Электрические устройства безопасности

Пункт

Замок двери шахты

 

a) контроль закрытия двери шахты

5.8.5.2

b) контроль запирания двери шахты в зоне отпирания двери

5.8.5.3

Контроль слабины тяговых канатов, ремней и цепей

5.4.1.6

Устройство аварийной остановки "Стоп"

5.5.15.5

Контроль срабатывания кромок и поверхностей безопасности, фотоэлементов и световых барьеров

5.9.2

Концевой выключатель

5.5.15.6

Выключатель ловителей

5.3.1.5

Контроль поломки несущей гайки

5.4.6.1.4

Контроль двери или люка для технического обслуживания

5.6.6.3

Устройство "Стоп" в зоне технического обслуживания

5.1.4.2.1, 5.1.4.1

Контроль останавливающего устройства

5.4.6.1.3

Контроль привода

5.5.6, 5.5.7

Контроль выравнивания, повторного выравнивания и защиты от сползания

5.4.9.18, перечисление h)

 

Электрическое устройство безопасности должно состоять:

a) из одного или нескольких электрических контактов безопасности, отвечающих требованиям 5.5.11.2, непосредственно отключающих питание контакторов, указанных в 5.5.7, или их релейных контакторов;

b) или цепей безопасности в соответствии с 5.5.11.3, состоящих из одного или из сочетания следующих компонентов:

1) из одного или более контактов безопасности по 5.5.11.2, непосредственно не отключающих питание для контакторов, указанных в 5.5.7, или их релейных контакторов;

2) контактов, не отвечающих требованиям 5.5.11.2;

3) компонентов в соответствии с приложением A.

5.5.11.1.2 Не считая исключений, разрешенных в настоящем стандарте (см. электрическая система защиты от сползания по 5.4.9.19, контроль выравнивания, повторного выравнивания и защиты от сползания при открытых дверях по 5.4.9.20), никакое электрическое оборудование не должно быть подключено параллельно к электрическим устройствам безопасности.

Подсоединения к разным точкам электрической цепи безопасности разрешены только для сбора информации. Устройства, используемые для этой цели, должны удовлетворять требованиям для цепей безопасности согласно 5.5.11.3.

5.5.11.1.3 Влияние внутренней или внешней индуктивности либо емкости не должно приводить к нарушению функционирования электрических устройств безопасности.

5.5.11.1.4 Выходной сигнал, исходящий от электрического устройства безопасности, не должен изменяться поступающим извне сигналом от другого электрического устройства, расположенного дальше в той же цепи, что может спровоцировать возникновение опасного состояния.

5.5.11.1.5 В цепях безопасности, содержащих два или более параллельных канала, информацию, отличающуюся от требуемой для контроля по четности, следует извлекать только из одного канала.

5.5.11.1.6 Схемы, которые регистрируют или задерживают сигналы, не должны, даже в случае возникновения неисправности, препятствовать или существенно задерживать остановку привода после срабатывания электрического устройства безопасности, то есть остановка должна произойти в кратчайшее время, совместимое с системой.

5.5.11.1.7 Конструкция и расположение внутренних источников питания должны быть такими, чтобы препятствовать появлению ложных сигналов и выходов из строя электрических устройств безопасности вследствие эффекта переключения.

5.5.11.2 Электрические контакты безопасности

5.5.11.2.1 Срабатывание контакта безопасности должно проводиться путем размыкания контактной группы нормально замкнутого типа. Размыкание должно происходить, даже если контакты приварены друг к другу.

Конструкция контакта безопасности должна быть такой, чтобы минимизировать риск короткого замыкания вследствие его неисправности.

Примечание - Принудительное размыкание достигается, когда элементы размыкания приводятся в разомкнутое состояние, и на большей части пути между подвижными контактами и частью элемента, на которую воздействует усилие, размыкающее контакт, отсутствуют упругие элементы (например, пружины).

 

5.5.11.2.2 Изоляция электрических устройств безопасности должна быть рассчитана на номинальное напряжение 250 В, если степень защиты корпуса не менее IP4X, и на 500 В, если степень защиты менее IP4X.

Контакты безопасности должны относиться в соответствии с ГОСТ IEC 60947-5-1 к следующим категориям:

a) AC-15 - для контактов безопасности в цепях переменного тока;

b) DC-13 - для контактов безопасности в цепях постоянного тока.

5.5.11.2.3 Если степень защиты электрических устройств безопасности равна или меньше IP4X, пути утечки должны быть не менее 3 мм и расстояние для выключающих контактов не менее 4 мм после размыкания. Если защита лучше, чем IP4X, длина пути утечки может быть сокращена до 3 мм.

5.5.11.2.4 В случае разрыва одновременно в нескольких местах (многократные разрывы) расстояние после размыкания между контактами должно быть не менее 2 мм.

5.5.11.2.5 Износ контактных групп не должен приводить к короткому замыканию контактов.

5.5.11.3 Цепи безопасности

5.5.11.3.1 Цепи безопасности должны соответствовать требованиям 5.5.11 по отношению к возникновению неисправностей.

5.5.11.3.2 Кроме того, как показано на рисунке 5, будут применимы перечисленные ниже требования.

 

ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением

 

Рисунок 5 - Блок-схема оценки цепи безопасности

 

5.5.11.3.2.1 Если одна неисправность в сочетании со второй неисправностью может привести к опасной ситуации, грузонесущее устройство должно быть остановлено не позже следующей рабочей последовательности, в которой первый неисправный элемент должен принимать участие. Всякая дальнейшая работа грузонесущего устройства должна стать невозможной, пока присутствует эта неисправность.

Вероятность возникновения второй неисправности, возникающей после первой и до того, как грузонесущее устройство было остановлено последовательностью, упомянутой выше, не рассматривается.

5.5.11.3.2.2 Если две неисправности, которые сами по себе не ведут к опасной ситуации, в сочетании с третьей неисправностью могут привести к опасной ситуации, грузонесущее устройство должно быть остановлено не позднее следующей рабочей последовательности, в которой один из неисправных элементов должен принимать участие.

Вероятность возникновения третьей неисправности, возникающей после второй и до того, как грузонесущее устройство было остановлено последовательностью, упомянутой выше, не рассматривается.

5.5.11.3.2.3 Если возможно сочетание более трех неисправностей, тогда цепь безопасности должна быть спроектирована с несколькими каналами и схемой мониторинга, проверяющей одинаковость состояний каналов. При обнаружении разных состояний грузонесущее устройство должно быть остановлено.

5.5.11.3.2.4 При восстановлении электропитания после его отключения удержание грузонесущего устройства в остановленном состоянии не требуется при условии, что во время следующей последовательности остановка повторно вызывается в случаях, определяемых 5.5.11.3.2.1, 5.5.11.3.2.2 и 5.5.11.3.2.3.

5.5.11.3.2.5 В цепях с дублированием должны быть приняты меры для ограничения, насколько возможно, риска неисправностей, возникающих одновременно более чем в одной цепи и происходящих по одной причине.

5.5.11.3.3 Цепи безопасности, содержащие электронные компоненты, считаются компонентами безопасности.

5.5.11.4 Срабатывание электрических устройств безопасности

Срабатывание электрического устройства безопасности должно вызывать немедленную остановку привода и препятствовать приведению его в движение.

Электрические устройства безопасности должны воздействовать непосредственно на оборудование, управляющее подачей электропитания на привод, в соответствии с требованиями 5.5.7.

Если из-за передаваемой мощности релейные контакторы используются для управления приводом, они должны рассматриваться как оборудование, непосредственно контролирующее подачу питания на привод для пуска и остановки.

5.5.11.5 Приведение в действие электрических устройств безопасности

Узлы (детали), приводящие в действие электрические устройства безопасности, должны быть сконструированы таким образом, чтобы они могли нормально функционировать под воздействием механических нагрузок, возникающих при непрерывной нормальной работе.

Если элементы, приводящие в действие электрические устройства безопасности, вследствие характера их установки доступны для людей, то они должны быть выполнены таким образом, чтобы соответствующие им электрические устройства безопасности не могли быть переведены в нерабочее состояние простыми средствами.

Примечание - Магнит или шунт не считаются простыми средствами.

 

В случае цепей безопасности с дублированием это должно быть обеспечено посредством механического или геометрического расположения передающих элементов, чтобы механическая неисправность не вызывала потери дублирования.

5.5.12 Защита двигателя привода

Двигатели привода должны быть защищены от перегрузки и возможного повреждения избыточными токами с помощью устройства, которое автоматически отключает питание. Устройство может автоматически переустановиться после соответствующего интервала времени.

Если защита обеспечивается с помощью устройства контроля температуры, то грузонесущее устройство может продолжать движение до остановки на уровне посадочной площадки, чтобы пользователь мог его покинуть. Автоматический возврат в режим "Нормальная работа" должен происходить только после снижения температуры до рабочих значений.

5.5.13 Электропроводка

5.5.13.1 Провода, изоляция и заземление

Жилы проводов должны быть медными. Применение алюминиевых проводов не допускается.

Поперечное сечение проводов должно соответствовать ГОСТ МЭК 60204-1-2002, таблица 5.

5.5.13.2 Изоляция

Изоляция проводов должна соответствовать ГОСТ МЭК 60204-1-2002, пункт 13.3.

Все открытые металлоконструкции, не являющиеся проводами и которые могут находиться под напряжением, должны быть заземлены.

5.5.13.3 Подвесной кабель

Силовой подвесной кабель и подвесной кабель цепи управления должны быть надежно закреплены на каждом конце, чтобы механическая нагрузка не передавалась на концевую заделку.

5.5.13.4 Клеммы и разъемы

5.5.13.4.1 Общие положения

Разъемы и устройства штекерного типа должны быть спроектированы таким образом, чтобы было невозможно их неправильно подключить.

5.5.13.4.2 Зажимы не должны вызывать повреждение жил или изоляции.

5.5.13.4.3 Все клеммы для подключения внешнего питания должны быть четко обозначены и легко доступны.

5.5.13.5 Идентификация электрического оборудования

Клеммы, разъемы и электрические компоненты должны быть маркированы с целью их идентификации.

5.5.14 Дополнительные требования к аккумуляторному источнику питания

5.5.14.1 Для платформ с питанием от аккумулятора напряжение цепи управления не должно превышать 60 В.

5.5.14.2 Предохранитель должен быть установлен в одной цепи с аккумулятором рядом с отрицательным полюсом, доступ к которому возможен только с помощью соответствующего инструмента (инструментов). Этот предохранитель должен отключить питание от аккумулятора в течение 0,5 с после короткого замыкания источника питания и в течение 5 с после увеличения среднего пикового тока в два раза.

5.5.14.3 Зарядное устройство для аккумулятора должно быть таким, как на рисунке 6, a для зарядки переменным током и рисунке 6, b для зарядки постоянным током.

 

ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением

 

a) Зарядное устройство переменного тока AC

 

 

 

ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением

 

b) Зарядное устройство постоянного тока AD

 

1 - AC - DC преобразователь; 2 - DC - DC преобразователь;

3 - цепь управления 60 В максимум; 4 - см. примечание;

5 - контакты для подзарядки аккумулятора

 

Примечание - Символ ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением обозначает, что отрицательный полюс аккумулятора подключен к раме (корпусу) подъемной платформы.

 

Рисунок 6 - Зарядное устройство

для подъемных платформ с аккумулятором

 

5.5.14.4 Клеммы аккумулятора и зарядные контакты должны быть физически защищены от короткого замыкания.

5.5.14.5 Должно быть обеспечено безопасное расположение или крепление аккумулятора.

5.5.14.6 Должен быть выключатель, отключающий аккумулятор от цепи управления и цепи питания привода.

5.5.14.7 Устройства для зарядки аккумулятора должны быть выполнены так, чтобы в случае остановки платформы вне досягаемости зарядных контактов визуальная и звуковая индикация информировала об этом пользователя.

5.5.14.8 Заземление должно быть выполнено в соответствии с рисунком 4.

Заземление не требуется в цепях зарядки с SELV-защитой.

5.5.14.9 Аккумуляторы не должны протекать. Аккумуляторы не должны выделять пары при нормальной работе, включая зарядку.

5.5.15 Аппараты управления

5.5.15.1 Аппараты управления должны располагаться на каждой посадочной площадке и на грузонесущем устройстве. Требования к аппаратам управления в таблице 9.

 

Таблица 9

 

Аппараты управления

 

Элемент

Требования

Минимальный размер рабочей поверхности кнопки

Площадь, ограниченная вписанной окружностью диаметром 20 мм

Идентификация рабочей поверхности кнопок

Визуальное (контрастность) и тактильное (рельеф) отличие от лицевой панели поста управления или других окружающих элементов

Идентификация лицевой панели поста управления

Цвет лицевой панели должен контрастировать с цветом окружающих элементов

Рабочее усилие воздействия на кнопку

От 2,5 до 5,0 Н

Информация о регистрации команды

Информирование пользователя о регистрации команды после нажатия на кнопку (световая индикация)

Расположение маркировки кнопок

На рабочей поверхности кнопки или на расстоянии от 10 до 15 мм слева от нее

Размер маркировки (рельеф)

Рельефно выделенная маркировка должна быть высотой от 15 до 40 мм

Высота рельефа

Не менее 0,8 мм

Расстояние между рабочими поверхностями кнопок

Не менее 10 мм

Расстояние между группами кнопок вызова и другой группой кнопок

Минимум в два раза превышающее расстояние между рабочими поверхностями кнопок

Минимальное расстояние от уровня пола до центра любой кнопки

850 мм

Максимальное расстояние от уровня пола до центра наиболее высоко расположенной кнопки

1200 мм (предпочтительно 1100 мм)

Максимальное расстояние от уровня пола посадочной площадки до центра наиболее высоко расположенной кнопки на посадочной площадке

1100 мм

На грузонесущем устройстве, предназначенном для перевозки пассажиров в креслах-колясках, минимальное боковое пространство между осевой линией любых кнопок и углом на грузонесущем устройстве или за пределами площадки

400 мм

 

5.5.15.2 Аппараты управления должны работать следующим образом

5.5.15.2.1 Управление движением с грузонесущего устройства должно происходить только при постоянном воздействии на элемент управления.

5.5.15.2.2 Расположенные на посадочных площадках и используемые для вызова грузонесущего устройства аппараты управления не требуют удержания во время движения грузонесущего устройства. Это должно гарантировать выполнение условий 5.5.15.3.

Примечание - Когда пользователь испытывает затруднения при работе с обычными устройствами управления, может возникнуть необходимость применения специальных устройств, соответствующих конкретным нарушениям, при условии сохранения функции удержания для движения. Рекомендации для таких устройств приведены в приложении C.

 

5.5.15.3 Действия по управлению с грузонесущего устройства должны иметь приоритет относительно команд с посадочных площадок. Если грузонесущее устройство не стоит на уровне посадочной площадки, вызов грузонесущего устройства с посадочной площадки должен быть невозможен.

5.5.15.4 После закрытия двери шахты должна быть предусмотрена пауза не менее 5 с, прежде чем грузонесущее устройство может быть вызвано с других посадочных площадок.

5.5.15.5 Устройство аварийной остановки "Стоп" должно быть установлено на грузонесущем устройстве и в приямке. При активации устройство аварийной остановки "Стоп" должно напрямую размыкать электрическую цепь безопасности.

Устройство аварийной остановки "Стоп" на грузонесущем устройстве должно быть хорошо видимо и легко доступно для пользователя.

5.5.15.6 Концевые выключатели

Должны быть предусмотрены концевые выключатели. Они должны быть установлены так, чтобы срабатывать при нахождении грузонесущего устройства как можно ближе к нижней или верхней посадочным площадкам, без риска случайного срабатывания.

Концевой выключатель должен быть:

- или устройством, которое за счет принудительного механического разделения контактов непосредственно размыкает цепи, питающие двигатель и тормоз;

- или электрическим устройством безопасности в соответствии с 5.5.11.

Срабатывание концевого выключателя должно предотвращать движение грузонесущего устройства в обоих направлениях. Возврат платформы в режим "Нормальная работа" должен осуществляться квалифицированным персоналом. Приведение в действие концевых выключателей должно осуществляться:

a) или непосредственно грузонесущим устройством в верхней и нижней частях шахты;

b) или же за счет механизма, который связан с грузонесущим устройством посредством каната, ремня или цепи. В этом случае обрыв или слабина каната, ремня или цепи должны привести к остановке привода посредством электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.11.

При наличии позитивного привода приведение в действие концевых выключателей должно осуществляться:

a) или устройством, связанным с перемещением приводного механизма;

b) или непосредственно грузонесущим устройством в верхней и нижней частях шахты.

5.5.15.7 Средства, предусмотренные для остановки на крайних посадочных площадках в режиме "Нормальная работа" грузонесущего устройства, должны быть независимыми от концевого выключателя.

5.5.15.8 Допускается не устанавливать нижний концевой выключатель в случае гидравлического привода или привода с тяговыми канатами/цепями, если ослабление тяговых канатов или цепей контролируется электрическим устройством безопасности. Кроме того, допускается не устанавливать концевой выключатель, если конструкция привода препятствует переходу грузонесущего устройства за пределы границ перемещения, даже без использования механических концевых упоров.

Допускается не устанавливать нижний концевой выключатель, если выключатель точной нижней остановки является электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11.

5.5.16 Устройства экстренной сигнализации

5.5.16.1 На грузонесущем устройстве должно быть предусмотрено устройство экстренной сигнализации, обеспечивающее двустороннюю переговорную связь пользователя с обслуживающим персоналом, в течение всего времени, когда платформа доступна для пользователей.

5.5.16.2 Устройство экстренной сигнализации должно быть оснащено резервным источником питания (например, резервным аккумулятором и зарядным устройством) на случай отключения основного источника питания.

Продолжительность работы устройства экстренной сигнализации от резервного источника питания должна составлять не менее 1 ч.

Устройство экстренной сигнализации должно работать даже в случае сбоя электропитания. В случае подключения к телефонной сети общего пользования 5.5.16.2 может не применяться.

5.5.16.3 Устройство экстренной сигнализации или аналогичное устройство, имеющее резервный источник питания (как, например указанный в 5.5.4), должно быть установлено для обеспечения двусторонней переговорной связи также между приямком и машинным помещением или устройством управления, если прямая голосовая связь между этими местами невозможна.

5.5.17 Беспроводное управление

5.5.17.1 Беспроводная система управления должна быть рассчитана на работу только с одной платформой. Она должна быть сконструирована таким образом, чтобы платформа не реагировала на сигналы от другой платформы или другой беспроводной системы управления (например, путем использования соответствующего частотного спектра, кодированных сигналов и диапазона).

На платформах, установленных в общественных зданиях, пульты беспроводной системы управления должны быть закреплены, чтобы их нельзя было унести.

5.5.17.2 Беспроводная система управления должна быть сконструирована таким образом, чтобы в случае отказа компонента она была не менее безопасной, чем проводная система управления.

5.5.18 Управление при проверках и испытаниях

Для облегчения проведения работ по осмотру, техническому обслуживанию, проверкам и испытаниям может быть предусмотрен специальный пост управления.

Включение этого поста управления должно осуществляться аппаратом (выключатель режима "Инспекция"), удовлетворяющим требованиям к электрическим устройствам безопасности в соответствии с 5.5.11. Аппарат должен иметь два фиксированных положения и быть защищен от случайного воздействия.

Одновременно должны выполняться следующие условия:

a) включение режима "Инспекция" должно отключать режим "Нормальная работа";

b) движение грузонесущего устройства должно зависеть от постоянного нажатия на кнопку, защищенную от случайного срабатывания и с четко указанным направлением движения;

c) на посту управления должно быть устройство аварийной остановки;

d) движение грузонесущего устройства должно быть возможным только при замкнутых контактах электрических устройств безопасности.