БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением

5.4 Привод и приводные системы

 

5.4.1 Общие положения

5.4.1.1 Системы привода

Выбранная система привода должна соответствовать одной из систем, указанных в 5.4.4 - 5.4.11.

5.4.1.2 Направление движения

Все типы систем привода, за исключением гидравлической, должны обеспечивать перемещение грузонесущего устройства в двух направлениях.

5.4.1.3 Редукторный привод

Коэффициенты безопасности, применяемые при расчете редукторных приводов, должны сохраняться в течение срока службы платформы с учетом возможного износа элементов привода.

Шкив, барабан, цилиндрическое зубчатое колесо, червяк и червячное колесо, тормозной барабан или диск, или его составная часть, не являющиеся неотъемлемой частью вала или приводного устройства, должны быть закреплены на валу или другом элементе привода одним из нижеперечисленных способов:

- призматическими шпонками;

- шлицевыми соединениями;

- поперечными штифтами.

Корпус редуктора не должен иметь перфорации.

5.4.1.4 Промежуточная передача привода

Если в качестве промежуточной передачи привода используется цепь или ремень, то должны выполняться следующие условия:

- редуктор находится на нагруженной стороне цепной или ременной передачи и

- или редуктор должен быть самотормозящимся; или

- тормоз должен находиться на нагруженной стороне цепной или ременной передачи и должно использоваться не менее двух ремней или цепей. Целостность цепи или ремня, а также ослабление ремня необходимо контролировать с помощью электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.11.

5.4.1.5 Две цепных промежуточных передачи

Если используются две промежуточных цепных передачи, то цепи каждой промежуточной передачи необходимо контролировать электрическим предохранительным устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11, которое отключает питание двигателя и тормоза в случае обрыва любой цепи.

5.4.1.6 Защита от нерегламентируемой вытяжки

Защита в случае нерегламентируемой вытяжки, слабины каната/плоского ремня или вытяжки цепи/зубчатого ремня должна быть обеспечена следующим образом:

a) в случае подвески грузонесущего устройства на двух канатах (ремнях) или цепях электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно вызывать остановку привода в случае нерегламентируемой относительной вытяжки одного каната (ремня) или одной цепи;

b) в случае позитивного или гидравлического привода, если существует риск ослабления каната (ремня) или цепи, электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно вызывать остановку привода в случае возникновения слабины.

После остановки привода возврат в режим "Нормальная работа" должен осуществлять квалифицированный персонал.

Для гидравлического привода с двумя или более гидроцилиндрами это требование распространяется на каждую подвеску.

5.4.1.7 Защита шкивов, блоков и звездочек

Для шкивов, блоков и звездочек должны быть предусмотрены меры для устранения рисков:

a) нанесения телесных повреждений;

b) схождения канатов/ремней/цепей в случае их слабины со шкивов/звездочек;

c) попадания предметов между канатами/ремнями/цепями и шкивами/звездочками.

Конструкцией ограждения должна быть предусмотрена возможность проведения работ по осмотру шкивов, блоков и звездочек без его разборки. Если в ограждении имеются отверстия, они должны соответствовать ГОСТ ISO 13857-2012, таблица 4.

Демонтаж ограждения допускается только в следующих случаях:

a) замена каната/плоского ремня/цепи/зубчатого ремня;

b) замена шкива/блока/звездочки;

c) при снятии шкива, блока или звездочки для повторной проточки канавок шкива или блока, или нарезки зубьев звездочки.

5.4.2 Тормозная система

5.4.2.1 Общие положения

Привод должен быть оборудован электромеханическим фрикционным тормозом нормально замкнутого типа (за исключением подъемных платформ с гидравлическим приводом, соответствующих 5.4.9, который автоматически срабатывает при прекращении питания:

a) от электросети;

b) к цепям управления платформы.

Тормоз должен быть способен плавно остановить грузонесущее устройство, движущееся с номинальной скоростью и с максимальной рабочей нагрузкой и удерживать его в неподвижном состоянии. Тормоз должен удерживать в неподвижном состоянии грузонесущее устройство с максимальной статической нагрузкой. Тормоз должен растормаживаться только при подаче питания на электродвигатель.

Не допускается использование ленточных тормозов.

5.4.2.2 Электромеханический тормоз

5.4.2.2.1 Общие положения

Тормозные накладки должны быть изготовлены из негорючего материала и должны быть закреплены таким образом, чтобы нормальный износ не ослаблял их крепления.

Срабатывание тормоза должно происходить без дополнительной временной задержки после размыкания цепи питания тормоза.

5.4.2.2.2 Тормоз должен состоять из двух систем торможения; все механические элементы тормоза, задействованные в процессе приложения усилия к тормозному барабану или диску, должны дублироваться. Каждая из систем торможения должна создавать усилие торможения, достаточное для остановки и удержания грузонесущего устройства, движущегося вниз с номинальной скоростью и номинальной нагрузкой и вверх с незагруженным грузоподъемным устройством.

Любой толкатель соленоида считается механической частью, а любая катушка соленоида нет.

5.4.2.2.3 В случае самотормозящихся приводных систем требования 5.4.2.2.2 могут не выполняться.

5.4.2.2.4 Если тормоз оборудован устройством для ручного растормаживания, то при прекращении воздействия на это устройство действие тормоза должно автоматически восстанавливаться. Растормаживание может проводиться посредством механического устройства (например, рычага) или путем подачи электропитания от перезаряжаемого аварийного источника питания (источник бесперебойного питания).

5.4.2.2.5 В случае привода трения, при расторможенном вручную тормозе и нахождении на грузонесущем устройстве груза массой

- не более чем (q - 0,1) x Q, или

- не менее чем (q + 0,1) x Q,

где q - коэффициент уравновешивания, указывающий величину уравновешивания номинальной грузоподъемности противовесом;

Q - номинальная грузоподъемность;

должно быть возможным перемещение грузонесущего устройства на ближайшую посадочную площадку:

a) или под действием силы тяжести;

b) или вручную посредством:

1) или механического устройства, имеющегося на месте эксплуатации платформы;

2) или электрическим средством, электропитание на которое подается от источника питания, не зависимого от основного источника питания привода.

5.4.2.2.6 Тормозная колодка или тормозной диск должны приводиться в действие пружинами сжатия или грузами.

5.4.2.2.7 Между тормозным барабаном (диском) и канатоведущим шкивом, или шкивом трения, или барабаном, или звездочкой, или зубчатым шкивом, или гайкой, или винтом должна быть неразмыкаемая кинематическая связь, за исключением случая, когда конечный элемент привода является самотормозящимся или используется система с двумя промежуточными цепными передачами по 5.4.1.5.

В случае использования тормоза, непосредственно воздействующего на несущую гайку, самоконтроль должен включать проверку правильного подъема или опускания тормозных элементов или проверку тормозного усилия. При обнаружении неисправности должен быть предотвращен следующий нормальный пуск грузонесущего устройства.

5.4.2.2.8 Прерывание подачи тока на тормоз должно проводиться не менее чем двумя независимыми друг от друга электрическими устройствами, теми же, которые прерывают подачу электрического тока к приводу. Если один из контакторов не разомкнул основные контакты, пока грузоподъемное устройство находится на остановке, то дальнейшее его движение должно быть предотвращено не позднее следующего изменения направления движения.

Срабатывание тормоза должно происходить без временной задержки после размыкания цепи питания тормоза.

Примечание - Пассивно действующий электрический компонент, который снижает искрение (например, диод, конденсатор или варисторы), не рассматривают как средство задержки.

 

5.4.2.2.9 Если двигатель привода работает в режиме генератора, электрические устройства, приводящие в действие тормоз, не должны питаться от этого двигателя.

5.4.2.3 Точность остановки/выравнивания

В режиме нормальной работы:

- точность остановки грузонесущего устройства должна быть +/- 10 мм;

- зона повторного выравнивания должна быть +/- 20 мм.

Тормозной путь при срабатывании электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.11, должен быть не более 20 мм.

5.4.3 Перемещение грузонесущего устройства для освобождения пользователя

5.4.3.1 Общие положения

Должна быть предусмотрена возможность перемещения грузонесущего устройства для освобождения пользователя в непредвиденных ситуациях, в том числе и при отключении питания платформы.

В такой ситуации время перемещения грузонесущего устройства до ближайшей посадочной площадки, где может быть открыта дверь шахты, или при отсутствии шахты до нижней посадочной площадки, должно быть не более 15 мин.

Действия по освобождению находящегося на грузоподъемном устройстве пользователя должны осуществляться только компетентным персоналом, находящимся вне шахты или вне зоны траектории движения грузонесущего устройства. При этом должен осуществляться контроль за перемещением грузонесущего устройства.

Во время ручного перемещения грузонесущего устройства посредством штурвала или иного приспособления электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно предотвращать работу органов управления, используемых в режиме "Нормальная работа".

Если средство для ручного перемещения грузонесущего устройства (например, штурвал или маховик) может быть приведено во вращение движением грузонесущего устройства, то оно должно быть гладким и без спиц. Съемное средство для перемещения грузонесущего устройства должно находиться в легко доступном месте в пространстве для размещения оборудования.

Если ручное усилие, необходимое для перемещения грузонесущего устройства с максимальной рабочей нагрузкой, превышает 30 Н при наложенном тормозе, то должно быть предусмотрено устройство для ручного растормаживания тормоза. При прекращении воздействия на это устройство действие тормоза должно автоматически восстанавливаться. Контроль за перемещением грузонесущего устройства должен осуществляться при любых обстоятельствах.

Операции по освобождению пользователей платформ с гидравлическим приводом должны отвечать требованиям 5.4.9.16.

При перемещении грузонесущего устройства для освобождения пользователя в качестве альтернативы для обеспечения работы привода может использоваться резервный источник питания. Резервный источник питания должен быть способен переместить грузонесущее устройство с максимальной рабочей нагрузкой на уровень посадочной площадки. В этом случае также должна быть исключена работа органов управления, используемых в режиме "Нормальная работа".

При перемещении грузонесущего устройства для освобождения при помощи резервного источника питания должны быть выполнены следующие условия:

a) максимальная скорость перемещения грузонесущего устройства не более 0,05 м/с;

b) перемещение должно быть возможным только при удержании элемента управления;

c) допускается шунтирование следующих электрических устройств безопасности, контролирующих:

1) натяжение канатов/ремней/цепей/зубчатых ремней;

2) ловители и ограничитель скорости;

3) кромки безопасности, фотоэлементы, световой барьер;

4) кнопку "Стоп".

При использовании в качестве резервного источника питания дополнительной батареи/аккумулятора:

a) или должны быть предусмотрены средства, информирующие обслуживающий персонал о том, что заряд батареи/аккумулятора ниже, чем это необходимо для перемещения грузонесущего устройства;

b) или должна быть информация для обслуживающего персонала о том, что дополнительная батарея/аккумулятор должна быть заменена по истечении определенного периода времени, определенного изготовителем.

5.4.3.2 Средства приведения в действие (включения) режима освобождения пользователя

Средства приведения в действие (включения) режима освобождения пользователя должны располагаться:

- или в контроллере (шкафу управления);

- или на панели для проведения освобождения и испытаний.

5.4.3.3 Информация о направлении движения

Если для перемещения грузонесущего устройства требуется вращение какого-либо элемента, то направление движения грузонесущего устройства должно быть четко указано рядом с этим элементом.

При применении несъемного элемента направление движения может быть указано непосредственно на нем.

5.4.4 Дополнительные требования к приводу с зубчато-реечной передачей

5.4.4.1 Общие положения

Грузонесущее устройство должно удерживаться, подниматься или опускаться посредством одной или нескольких шестерен, входящих в зацепление с зубчатой рейкой. Привод должен осуществляться с помощью одного или нескольких двигателей.

Должны быть приняты меры для предотвращения попадания посторонних предметов между каждой приводной шестерней или шестерней устройства безопасности и зубчатой рейкой.

5.4.4.2 Распределение нагрузки

При наличии нескольких взаимодействующих с рейкой ведущих шестерен для эффективного распределения нагрузки на каждую ведущую шестерню должно быть предусмотрено устройство, автоматически выравнивающее нагрузку между шестернями, либо приводная система должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки между шестернями.

5.4.4.3 Шестерня

Ведущая шестерня должна быть рассчитана с коэффициентом запаса не менее 2 по изгибной прочности зуба и 1,4 по контактной прочности зуба. Коэффициенты запаса прочности должны сохраняться при динамической нагрузке, износе и усталостных напряжениях, которые могут возникнуть в течение расчетного срока службы ведущей шестерни и связанных с ней компонентов, указанного изготовителем в руководстве по эксплуатации. Подрез зубьев недопустим. Шестерня должна быть закреплена на выходном валу в соответствии с 5.4.1.3.

5.4.4.4 Зубчатая рейка

5.4.4.4.1 Секции рейки должны быть надежно закреплены. Стыки реек должны быть точно выровнены для предотвращения сбоя зацепления или поломки зуба ведущей шестерни.

5.4.4.4.2 Рейка должна быть изготовлена из материала, имеющего свойства, соответствующие свойствам шестерни с точки зрения износа.

Рейка должна быть рассчитана с коэффициентом запаса не менее 2 по изгибной прочности зуба. Если рейка подвергается сжимающей нагрузке, коэффициент запаса по продольному изгибу должен быть не менее 3. Коэффициенты запаса прочности должны сохраняться при динамической нагрузке, износе и усталостных напряжениях, которые могут возникнуть в течение расчетного срока службы, указанного изготовителем в руководстве по эксплуатации.

5.4.4.5 Зацепление шестерня-рейка

5.4.4.5.1 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие правильное зацепление рейки со всеми приводными шестернями и шестерней ловителей при любой загрузке грузонесущего устройства. Эти средства не должны зависеть от башмаков скольжения или роликовых башмаков.

Диаметр делительной окружности шестерни должен совпадать с делительной прямой рейки. Максимальный допуск несовпадения - 1/3 модуля зацепления.

5.4.4.5.2 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие при выходе из строя средств, предусмотренных в соответствии с 5.4.4.5.1, отклонение диаметра делительной окружности шестерни отделительной прямой рейки не более чем 2/3 модуля зацепления.

5.4.4.5.3 Должны быть предусмотрены средства для обеспечения постоянного полного контакта зубьев рейки по всей их ширине с зубьями шестерни.

5.4.4.5.4 Должны быть предусмотрены средства, обеспечивающие в случае выхода из строя средств, указанных в 5.4.4.5.3, чтобы не менее 90% ширины зуба рейки находилось в зацеплении с зубьями шестерни.

5.4.4.5.5 Зубья шестерни и зубья рейки должны располагаться параллельно друг другу. Отклонение не более +/- 0,5°.

5.4.5 Дополнительные требования к канатам, плоским ремням, зубчатым ремням, цепному приводу и фрикционному приводу

5.4.5.1 Общие положения

Допускаются следующие типы приводов с тяговыми элементами:

a) использование барабана и канатов;

b) использование звездочек и цепей;

c) использование канатоведущего шкива и канатов;

d) использование барабана трения и плоских ремней;

e) использование зубчатого шкива и зубчатых ремней.

5.4.5.2 Канаты, цепи, плоские ремни и зубчатые ремни

5.4.5.2.1 Грузонесущее устройство, противовес или уравновешивающий груз должны быть подвешены на стальных канатах или на плоских/зубчатых ремнях с кордом из стальных проволок, или стальных цепях с параллельными звеньями (цепь Галля) или роликовых цепях.

5.4.5.2.2 Номинальный диаметр каната должен быть не менее 5 мм.

5.4.5.2.3 Плоский ремень должен соответствовать следующим требованиям:

- проволоки из углеродистой или легированной стали, применяемой для корда, должны иметь предел прочности на разрыв от 1570 Н/мм2 до 3500 Н/мм2;

- стальные проволоки или корд могут иметь антикоррозионное покрытие.

5.4.5.2.4 Цепи должны соответствовать требованиям ГОСТ 13568.

5.4.5.2.5 Зубчатые ремни должны обеспечивать уровень безопасности не ниже, чем при использовании стальных канатов.

5.4.5.2.6 Коэффициент запаса прочности тяговых элементов должен быть не менее:

- 12 для канатов, плоских и зубчатых ремней;

- 10 для цепей.

Коэффициент запаса прочности определен как отношение минимального разрывного усилия тягового элемента к максимальной нагрузке, действующей на этот элемент при нахождении грузонесущего устройства с номинальной нагрузкой на нижней посадочной площадке.

Для платформ с позитивным и гидравлическим приводом коэффициент запаса прочности для тягового элемента подвески уравновешивающего груза определяется как отношение минимального разрывного усилия тягового элемента к максимальной нагрузке, действующей на этот элемент от массы уравновешивающего груза.

5.4.5.2.7 Минимальное число тяговых элементов должно быть равно двум. Тяговые элементы должны быть независимыми.

5.4.5.3 Заделка канатов/цепей/плоских ремней/зубчатых ремней

5.4.5.3.1 Заделка концов канатов/плоских ремней/зубчатых ремней/цепей при их креплении к грузонесущему устройству, противовесу (уравновешивающему устройству) или точкам подвески неподвижной ветви полиспаста должна выдерживать не менее 80% минимального разрывного усилия канатов/плоских ремней/зубчатых ремней/цепей.

5.4.5.3.2 Концы канатов/плоских ремней должны быть прикреплены к грузонесущему устройству, противовесу (уравновешивающему грузу) или к точкам подвешивания оконечных частей запасованных канатов/ремней посредством самозатягивающихся клинообразных муфт, зажимных хомутов или обжимных наконечников.

5.4.5.3.3 Устройства для регулировки длины канатов/плоских ремней/зубчатых ремней/цепей должны быть выполнены таким образом, чтобы эти устройства не могли самостоятельно ослабляться после регулировки.

5.4.5.4 Блоки, барабаны и звездочки

5.4.5.4.1 Отношение между диаметром делительной окружности (расчетным диаметром) шкивов, блоков или барабанов и номинальным диаметром тяговых канатов должно быть не менее 25, независимо от числа прядей.

5.4.5.4.2 Отношение между диаметром делительной окружности (расчетным диаметром) барабанов и номинальным диаметром корда ремней должно быть не менее 40, независимо от числа прядей.

5.4.5.4.3 Барабан должен иметь нарезанные по винтовой линии канавки, соответствующие диаметру каната. На барабан должен быть намотан только один слой каната. При нахождении грузонесущего устройства на его упорах в канавках барабана должно оставаться не менее полутора запасных витков каждого закрепленного на барабане каната. Угол отклонения канатов относительно оси канавок должен быть не более 4°.

5.4.5.4.4 Крепление канатов к барабану следует выполнять посредством заклинивания или с использованием не менее двух прижимных планок, или любым другим способом, обеспечивающим эквивалентный уровень безопасности.

5.4.5.4.5 Все приводные звездочки должны быть изготовлены из металла и иметь не менее 16 обработанных на металлорежущем станке зубьев. В зацеплении должно быть не менее 8 зубьев. Минимальный угол зацепления должен быть 140°.

5.4.5.4.6 Все приводные зубчатые шкивы должны быть изготовлены из металла и иметь не менее 24 зубьев. В зацеплении должно быть не менее 12 зубьев. Минимальный угол зацепления должен быть 140°.

5.4.5.4.7 Должны быть предусмотрены средства для предотвращения заклинивания из-за исчезновения натяжения или ослабления цепи/зубчатого ремня и для предотвращения схода или перескакивания цепи/зубчатого ремня по зубьям звездочек/зубчатых шкивов.

Должна быть предусмотрена защита, предотвращающая опасность захвата между звездочкой/зубчатым шкивом и цепью/зубчатым ремнем и любыми другими частями платформы.

5.4.5.5 Распределение нагрузки между тяговыми элементами

5.4.5.5.1 Автоматическое устройство, обеспечивающее выравнивание натяжения между тяговыми элементами, должно быть предусмотрено по крайней мере на одном из их концов.

5.4.5.5.2 Для цепей/зубчатых ремней, взаимодействующих со звездочками/зубчатыми шкивами, концы, закрепленные на грузонесущем устройстве, а также концы, закрепленные на уравновешивающем грузе, должны быть оснащены такими выравнивающими устройствами.

5.4.5.5.3 При установке на один вал нескольких отводных звездочек/шкивов эти звездочки/шкивы должны вращаться независимо друг от друга.

5.4.5.5.4 Если для распределения нагрузки используют пружины, то они должны работать на сжатие.

5.4.5.6 Средства защиты для предотвращения свободного падения, превышения скорости, непреднамеренного движения и сползания грузонесущего устройства - общие положения

5.4.5.6.1 Средства или комбинация средств и устройств приведения их в действие должны защищать грузоподъемное устройство от:

a) свободного падения;

b) превышения номинальной скорости грузонесущего устройства при движении вниз или движении вверх и вниз для платформ с приводом трения;

c) непреднамеренного движения с открытыми дверями шахты.

5.4.5.6.2 Для платформ с приводом трения и позитивным приводом должны быть предусмотрены средства защиты в соответствии с таблицей 4.

 

Таблица 4

 

Средства защиты для платформ

с приводом трения и позитивным приводом

 

Опасная ситуация

Средства защиты

Устройства, приводящие в действие средства защиты

Свободное падение или превышение скорости при движении грузонесущего устройства в направлении вниз

Ловители по 5.3.1

Ограничитель скорости по 5.3.2

Свободное падение противовеса или уравновешивающего груза при наличии под приямком платформы пространства (помещения), доступного для людей

Ловители по 5.3.1

Ограничитель скорости по 5.3.2 или устройство, срабатывающее от обрыва или ослабления тяговых элементов, или канат безопасности

Превышение скорости при движении в направлении вверх (только для платформ с приводом трения)

См. 5.4.13

Устройство защиты от превышения скорости грузоподъемного устройства вверх по 5.4.13

Непреднамеренное движение грузонесущего устройства с открытыми дверями шахты для платформ с системами выравнивания или повторного выравнивания

Устройство, защищающее от непреднамеренного движения грузонесущего устройства, или самодиагностируемая система привода

Защита от непреднамеренного движения грузонесущего устройства должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ 33984.1-2016, пункт 5.6

 

5.4.6 Дополнительные требования для привода с передачей винт-гайка

5.4.6.1 Средства защиты против свободного падения и превышения скорости при движении вниз грузонесущего устройства

5.4.6.1.1 Средства защиты или их комбинация при их срабатывании в соответствии с таблицей 5 должны предотвратить:

a) свободное падение грузонесущего устройства, или

b) превышение скорости при движении вниз грузонесущего устройства.

 

Таблица 5

 

Комбинации средств защиты против

свободного падения и превышения скорости

при движении вниз грузонесущего устройства

 

Свободное падение

Превышение скорости при движении вниз

Ловители, соответствующие 5.3.1

Ограничитель скорости, соответствующий 5.3.2

Предохранительная гайка по 5.4.6.1.4

- или останавливающее устройство безопасности в соответствии с 5.4.6.1.3, срабатывающее от ограничителя скорости, соответствующего 5.3.2;

- или ограничитель скорости, соответствующий 5.3.2, в сочетании с тормозной системой в соответствии с 5.4.2.2 <*>;

- или самотормозящаяся передача винт-гайка

<*> В этом случае тормоз должен быть спроектирован так, чтобы затормозить, остановить и удержать грузонесущее устройство с номинальным грузом, движущееся вниз на скорости срабатывания ограничителя скорости.

 

5.4.6.1.2 Коэффициент трения, принимаемый при расчете самотормозящейся передачи винт-гайка, должен быть не более 0,06.

Примечание - Вышеуказанная цифра основана на коэффициенте трения 0,075 и коэффициенте безопасности 1,25.

 

5.4.6.1.3 Останавливающее устройство безопасности

5.4.6.1.3.1 Останавливающее устройство безопасности в случае, предусмотренном 5.4.6.1.1, должно отвечать следующим требованиям:

a) останавливающее устройство безопасности должно срабатывать только при движении вниз;

b) останавливающее устройство безопасности должно быть способно блокировать вращение гайки относительно винта или наоборот, остановить и удержать в неподвижном состоянии грузонесущее устройство при его движении со скоростью срабатывания ограничителя скорости и при нахождении на грузонесущем устройстве максимальной рабочей нагрузки.

5.4.6.1.3.2 Останавливающее устройство безопасности должно быть плавного торможения.

5.4.6.1.3.3 Останавливающее устройство безопасности не должно приводиться в действие механизмами с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом.

5.4.6.1.3.4 При срабатывании останавливающего устройства безопасности среднее замедление при торможении с максимальной рабочей нагрузкой грузонесущего устройства, опускающегося со скоростью по 5.3.1.2, должно составлять от 0,2g до 1,0g (от 1,96 до 9,81 м/с2).

5.4.6.1.3.5 Снятие воздействия останавливающего устройства безопасности должно быть возможным только при подъеме грузонесущего устройства. После снятия воздействия останавливающее устройство безопасности должно вернуться в нормальное рабочее состояние.

5.4.6.1.3.6 Если останавливающее устройство безопасности регулируется, то окончательная настройка должна быть зафиксирована таким образом, чтобы было невозможно изменить настройку без нарушения фиксации.

5.4.6.1.3.7 После срабатывания останавливающего устройства безопасности пол грузонесущего устройства с равномерно распределенной номинальной нагрузкой или без нее не должен отклоняться от горизонтали более, чем на 5°.

5.4.6.1.3.8 При включении останавливающего устройства безопасности электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно вызывать остановку привода, если грузонесущее устройство движется вниз, и препятствовать его запуску в этом направлении.

5.4.6.1.3.9 Останавливающее устройство безопасности рассматривается в качестве компонента безопасности и проверяется в соответствии с требованиями ГОСТ 34682.3-2020, приложение Б.1.

5.4.6.1.4 Предохранительная гайка

Должна быть предусмотрена дополнительная ненагруженная предохранительная гайка, расположенная на грузонесущем устройстве и обеспечивающая, указанную в 5.3.1, эквивалентную степень безопасности в случае выхода из строя несущей гайки.

Выход из строя (отказ) несущей гайки должен:

- или активировать электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, которое должно вызывать отключение питания двигателя и тормоза;

- или механически отсоединить предохранительную гайку от привода.

После выхода из строя несущей гайки вращение предохранительной гайки должно предотвращаться за счет самоторможения передачи винт-гайка либо за счет принудительного внешнего воздействия.

После выхода из строя несущей гайки на предохранительную гайку не должен воздействовать ни двигатель, ни тормоз привода.

Должна быть предусмотрена защита электрического устройства безопасности от воздействия загрязнения и вибрации.

5.4.6.1.5 Электронное обнаружение превышения скорости

Структура системы безопасности должна быть такой, чтобы обнаруживалась любая случайная неисправность и система переходила в безопасное состояние (SIL 2) в соответствии с 5.5.11.

Примечание - Уровень встроенной безопасности (Safety Integration Level, SIL - это разумный уровень (один из трех) для точного определения требований степени (полноты) безопасности назначенных функций безопасности программируемых электронных блокировок системы, в которой уровень 3 - высший уровень, а уровень 1 - низший.

 

5.4.6.2 Привод платформы

5.4.6.2.1 Допускается только привод прямого действия.

Если используется несколько винтов и гаек, то наклон грузонесущего устройства не допускается ни при загрузке, ни при движении. Если при подъеме грузонесущего устройства его наклон будет больше чем 1%, то подъем грузонесущего устройства должен быть остановлен.

5.4.6.2.2 Общие требования к винту

5.4.6.2.2.1 Должны быть предусмотрены надежные механические средства для предотвращения расстыковки секций многосекционного винта. Должна быть обеспечена соосность секций для обеспечения правильности резьбового соединения или предотвращения поломки гайки. Должна быть предусмотрена возможность проверки стыков секций винта.

5.4.6.2.2.2 Расчет винта

Коэффициент запаса прочности винта при растяжении должен быть не менее 5. При расчете учитываются максимальные нагрузки и вращающий момент, создаваемые приводом и грузонесущим устройством. Коэффициент запаса прочности в верхнем соединении должен быть не менее 5 при максимальной растягивающей нагрузке.

Коэффициент запаса прочности винта по продольному изгибу должен быть не менее 3 при максимальной сжимающей нагрузке на максимальной длине винта.

5.4.6.2.3 Общие требования к гайке

5.4.6.2.3.1 Материал несущей гайки должен иметь меньшую твердость, чем сопрягаемый винт.

5.4.6.2.3.2 Должна быть предусмотрена возможность проверки и определения износа несущей гайки. Критерии проверки должны быть подробно изложены в руководстве по эксплуатации.

5.4.6.2.3.3 Расчет гайки

Коэффициент запаса прочности несущей гайки с учетом ее максимального износа при максимальной рабочей нагрузке и максимальном крутящем моменте должен быть не менее 5 относительно предела прочности на растяжение.

Коэффициент запаса прочности предохранительной гайки и ее соединения с грузонесущим устройством при максимальной рабочей нагрузке и максимальном крутящем моменте с учетом динамических нагрузок, возникающих при разрушении несущей гайки, должен быть не менее 5 относительно предела прочности на растяжение.

5.4.6.2.4 Соединение грузонесущего устройства с несущей гайкой

5.4.6.2.4.1 Если на винт действует усилие сжатия, то между несущей гайкой и грузонесущим устройство должно быть гибкое (шарнирное) соединение.

5.4.6.2.4.2 Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие нарушение механической связи между грузонесущим устройством и несущей гайкой.

5.4.7 Дополнительные требования для привода с направляемой цепью

5.4.7.1 Общие требования

5.4.7.1.1 Введение

Грузонесущее устройство должно поддерживаться, подниматься и опускаться с помощью одной или нескольких цепей, приводимых в действие с помощью одного или нескольких приводов.

Должны быть приняты меры для предотвращения проникновения инородных тел между цепью и сопряженными с ней элементами.

5.4.7.1.2 Вал, звездочки и ловители

Все звездочки и ловители по 5.4.7.2.3 должны быть надежно закреплены на выходном валу в соответствии с 5.4.1.3.

5.4.7.1.3 Распределение нагрузки

Если применены несколько приводов, то кинематическая связь между приводными звездочками должна быть обеспечена средствами согласно 5.4.1.3.

5.4.7.1.4 Звездочки

Каждая звездочка должна быть сконструирована с учетом прочности зубьев и их выкрашивания, а также должны учитываться требования 5.1.10.3, касающиеся анализа усталостных напряжений.

Каждая звездочка должна иметь минимальный коэффициент запаса прочности 2,0 относительно предела усталости зубьев с учетом максимального износа, указанного в руководстве по эксплуатации изготовителя.

Каждая звездочка должна иметь минимальный коэффициент запаса прочности 1,4 относительно предела усталости при выкрашивании зубьев.

5.4.7.1.5 Направляющие элементы цепи

Цепь должна иметь направляющую по всей длине, чтобы передавать как растягивающую, так и сжимающую нагрузку.

Все приводные звездочки должны быть изготовлены из металла и иметь не менее 16 механически обработанных зубьев. В зацеплении должно быть не менее 8 зубьев.

При проектировании направляющих элементов, которые ограничивают перемещение цепи по оси X (см. рисунок 3) не учитывается износ диаметра ролика цепи более 5%.

 

ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением

 

1 - направляющий элемент

 

Рисунок 3 - Направляющие элементы цепи

 

При проектировании направляющих элементов, которые ограничивают перемещение цепи по оси Z (см. рисунок 3) не учитывается износ ширины внутреннего ролика цепи менее 15%.

5.4.7.1.6 Направляемая цепь

Цепь должна быть роликовой, отвечать требованиям ГОСТ 13568 и быть предварительно растянутой при нагрузке 50% от предела прочности на разрыв.

Коэффициент запаса прочности цепи, являющейся элементом трансмиссии, должен быть не менее 3 относительно предела прочности на растяжение.

5.4.7.1.7 Расчет по продольному изгибу

Элементы направляющих цепи при сжимающих нагрузках с учетом максимального износа в соответствии с 5.4.7.1.5 должны быть спроектированы таким образом, чтобы при максимальной сжимающей нагрузке на максимальной длине направляющих элементов от грузоподъемного устройства с максимальной рабочей нагрузкой обеспечивался коэффициент запаса прочности не менее 3 по продольному изгибу.

5.4.7.2 Привод

5.4.7.2.1 Общие положения

Каждый узел привода должен быть спроектирован с учетом усилий, возникающих в цепи при движении грузонесущего устройства в любом направлении. Анализ усталостных напряжений проводится по 5.1.10.3.

5.4.7.2.2 Привод

Грузонесущее устройство должно приводиться в движение не менее чем одним приводом.

Двигатель должен быть присоединен к приводу при помощи неразмыкаемой кинематической связи, отвечающей требованиям 5.4.1.3, и не должен отсоединяться от нее.

5.4.7.2.3 Ловители

Грузонесущее устройство должно быть снабжено ловителями, способными остановить движущееся вниз на скорости срабатывания ограничителя скорости грузонесущее устройство с максимальной рабочей нагрузкой. Ловители могут быть расположены непосредственно на приводе (приводном блоке, модуле), если имеется жесткая кинематическая связь между узлами привода в соответствии с 5.4.1.3.

5.4.8 Дополнительные требования для привода механизма подъема ножничного типа

Изложенные в настоящем стандарте требования ко всем типам приводов должны в равной степени применяться к приводу, приводящему в действие механизм подъема ножничного типа.

5.4.9 Дополнительные требования к гидравлическому приводу

5.4.9.1 Основные положения

Возможны два следующих варианта привода

a) прямого действия;

b) непрямого действия.

Если для подъема грузонесущего устройства используется несколько гидроцилиндров, то они должны быть гидравлически соединены для обеспечения уравнивания давления.

Для привода непрямого действия применимы требования 5.4.5.2 и 5.4.5.3.

5.4.9.2 Гидроцилиндр

5.4.9.2.1 Расчет давления

Цилиндр и поршень должны быть спроектированы таким образом, чтобы при усилии, возникающем при давлении, превышающем в 2,3 раза давление от полной нагрузки, коэффициент запаса прочности был не менее 1,7 относительно предела текучести RP0,2.

Для расчета элементов телескопических гидроцилиндров с гидравлической синхронизацией давление от полной нагрузки заменяется самым высоким давлением, которое возникает в элементе за счет гидравлической синхронизации. Должна быть учтена вероятность возникновения аномально высокого давления из-за неправильной настройки гидравлической синхронизации во время монтажа.

При расчете толщины добавляется значение 1,0 мм для стенки и основания цилиндра и 0,5 мм для стенки полого штока простых и телескопических гидроцилиндров.

Расчет должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 33984.4-2017, пункты 5.4.1 и 5.4.2.

5.4.9.2.2 Расчет по потере устойчивости при продольном изгибе

Гидроцилиндр под действием сжимающей нагрузки должен полностью отвечать следующим требованиям:

- в полностью выдвинутом положении поршня и под действием сил, обусловленных давлением, превышающим в 1,4 раза давление от полной нагрузки, обеспечивает коэффициент запаса прочности не менее двух по потери устойчивости;

- расчет должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 33984.4-2017, пункт 5.4.3.

5.4.9.2.3 Расчет напряжений при растяжении

Гидроцилиндр должен быть спроектирован так, чтобы под действием растягивающих нагрузок, возникающих при давлении, превышающем в 1,4 раза давление от полной нагрузки, коэффициент запаса прочности был не менее 2 относительно предела текучести RP0,2.

5.4.9.2.4 Ограничение хода поршня

Должны быть предусмотрены средства для остановки поршня в конце его перемещения. Конструкция упора должна быть такой, чтобы среднее замедление грузонесущего устройства не превышало 9,81 м/с2 и чтобы в случае привода непрямого действия замедление не приводило к ослаблению каната или цепи.

5.4.9.2.5 Средства защиты

Если гидроцилиндр расположен ниже уровня пола шахты, то он должен быть установлен в защитную трубу. Если гидроцилиндр частично расположен в других пространствах, то он должен быть надлежащим образом защищен. Установка гидроцилиндра должна быть выполнена таким образом, чтобы можно легко проверить гидроцилиндр на предмет наличия коррозии.

Таким же образом должны быть защищены:

a) разрывной клапан(ы)/дроссель(и);

b) жесткий трубопровод, соединяющий разрывной клапан(ы)/дроссель(и) с цилиндром;

c) жесткий трубопровод, соединяющий разрывные клапаны/дроссели друг с другом.

Должен быть обеспечен сбор подтекающей и соскабливаемой с головки цилиндра жидкости.

Гидроцилиндр должен быть оборудован устройством для выпуска воздуха в атмосферу.

5.4.9.3 Соединение грузонесущего устройства с поршнем/цилиндром

5.4.9.3.1 В случае гидравлического привода прямого действия, кроме привода механизма подъема ножничного типа, соединение между грузонесущим устройством и поршнем/цилиндром должно быть таким, чтобы все силы действовали на поршень/цилиндр по его оси.

Соединение между механизмом подъема ножничного типа и поршнем/цилиндром должно быть таким, чтобы все силы действовали на поршень/цилиндр по его оси.

5.4.9.3.2 Соединение между грузонесущим устройством и поршнем (цилиндром) должно быть выполнено так, чтобы выдерживать вес поршня (цилиндра) с учетом динамических нагрузок. Соединение должно быть надежно закреплено.

5.4.9.3.3 В том случае, если поршень состоит из более чем одной секции, соединение между секциями должно быть выполнено таким образом, чтобы выдерживать вес подвешенных секций поршня с учетом дополнительных динамических нагрузок.

5.4.9.3.4 В случае гидравлического привода непрямого действия оголовок плунжера (цилиндра) должен перемещаться по направляющим.

Это требование не применимо к натяжным гидроцилиндрам при условии, что натяжное приспособление препятствует воздействию изгибающих сил на поршень.

5.4.9.3.5 В случае гидравлического привода непрямого действия ни одна из частей направляющей системы головки поршня не должна находиться в пределах вертикальной проекции грузонесущего устройства.

5.4.9.4 Телескопические гидроцилиндры

При применении телескопических гидроцилиндров дополнительно должны быть выполнены следующие требования:

5.4.9.4.1 Между последовательными секциями должны быть установлены упоры для предотвращения выхода поршней из соответствующих цилиндров.

5.4.9.4.2 Длина опоры каждой секции телескопического гидроцилиндра без внешней направляющей должна по меньшей мере в два раза превышать диаметр соответствующего поршня.

5.4.9.4.3 Гидроцилиндры должны быть снабжены механическим или гидравлическим средством синхронизации.

5.4.9.4.4 Если в качестве средства синхронизации применены канаты или цепи, то должны быть выполнены перечисленные ниже условия:

a) обязательное наличие по меньшей мере двух независимых канатов или цепей;

b) блоки и звездочки должны иметь ограждения;

c) коэффициент запаса прочности должен быть не менее чем:

12 - для канатов;

10 - для цепей.

Коэффициент запаса прочности определяется отношением между минимальной разрывной нагрузкой одного каната или цепи и максимальным усилием, действующим на этот канат или цепь.

При расчете максимального усилия необходимо учесть:

1) усилие, создаваемое давлением полной нагрузки;

2) число канатов (или цепей).

Должно быть устройство, которое препятствует превышению скорости движущегося вниз грузонесущего устройства более чем на 0,15 м/с по отношению к номинальной скорости движения в случае неисправности устройства синхронизации.

5.4.9.5 Трубопровод

5.4.9.5.1 Общие положения

Трубы и фитинги, находящиеся под давлением (соединения, клапаны и т.п.), будучи в общем случае компонентами гидравлической системы, должны:

- соответствовать используемой гидравлической жидкости;

- спроектированы и установлены таким образом, чтобы исключить любое напряжение вследствие крепления, перекоса или вибрации;

- защищены от повреждений, в частности повреждений механического характера.

Трубы и фитинги должны быть надежно закреплены и доступны для осмотра. Если трубы (жесткие или гибкие) проходят через стены или пол, они должны быть защищены посредством муфт, размеры которых позволяют производить при необходимости демонтаж труб. Никакие соединения не должны находиться внутри муфты.

5.4.9.5.2 Жесткие трубопроводы

Жесткие трубы и фитинги между цилиндром и обратным клапаном(ами) или клапаном(ами), регулирующим(и) движение в направлении вниз, должны быть сконструированы таким образом, чтобы под действием сил, создаваемых давлением, превышающим в 2,3 раза давление от полной нагрузки, обеспечивался коэффициент запаса прочности не менее 1,7 по отношению к пределу текучести RP0,2.

При расчетах толщины должно быть добавлено значение 1,0 мм для соединения между цилиндром и разрывным клапаном, в случае его использования, и значение 0,5 мм для других жестких труб.

Расчеты должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ 33984.4-2017, пункт 5.4.1.

Для телескопических гидроцилиндров, имеющих более двух секций и гидравлическое средство синхронизации, дополнительный коэффициент запаса прочности, равный 1,3, следует учитывать при расчете труб и фитингов между разрывным клапаном и обратным клапаном или клапаном(ами) движения вниз.

Трубы и фитинги, в случае их использования между цилиндром и разрывным клапаном, следует рассчитывать на то же давление, что и цилиндр.

5.4.9.5.3 Гибкие трубопроводы

Гибкий трубопровод между цилиндром и обратным клапаном или клапаном движения вниз следует выбирать с коэффициентом запаса прочности не менее 8 по отношению к давлению полной нагрузки и разрывному давлению.

Гибкий трубопровод и его соединения между цилиндром и обратным клапаном или клапаном движения вниз должны выдерживать без повреждения давление, в 5 раз превышающее давление полной нагрузки; это испытание должен проводить изготовитель шланга в сборе.

На гибкий трубопровод должна быть нанесена несмываемая маркировка, содержащая:

a) наименование изготовителя или торговый знак;

b) значение испытательного давления;

c) дату проведения испытания.

Гибкий трубопровод должен быть закреплен с радиусом изгиба, не менее указанного изготовителем трубопровода.

5.4.9.6 Остановка привода и проверка остановленного состояния

Остановку привода, инициируемую электрическим устройством безопасности, следует контролировать в соответствии со следующими требованиями.

Движение в направлении вверх: подача электропитания на электродвигатель должна быть прервана по меньшей мере двумя независимыми контакторами, силовые контакты которых должны быть соединены последовательно в схеме питания электродвигателя.

Движение в направлении вниз: при движении в направлении вниз подача электропитания на клапан(ы), регулирующий(ие) движение вниз, должна быть прервана одним из следующих способов:

1) по меньшей мере двумя независимыми электрическими устройствами, соединенными последовательно;

или

2) непосредственно электрическим устройством безопасности.

5.4.9.7 Сбой в контактах

Если во время остановки грузонесущего устройства один из контакторов не разомкнул основные контакты или не разомкнул одно из электрических устройств, то необходимо предотвратить дальнейший пуск не позднее следующего изменения направления движения.

5.4.9.8 Запорный клапан

Должен быть предусмотрен запорный клапан, установленный на участке соединения гидроцилиндра (цилиндров) с обратным клапаном и клапаном движения вниз.

5.4.9.9 Обратный клапан

Должен быть предусмотрен обратный клапан, установленный на участке соединения насоса(ов) с запорным клапаном. Обратный клапан должен быть способен удерживать грузонесущее устройство с максимальной статической нагрузкой в любой точке траектории его движения, в случае падения давления ниже минимального рабочего давления. Закрытие обратного клапана должно происходить под воздействием гидравлического давления от гидроцилиндра и под воздействием не менее чем одной пружины сжатия, имеющей направляющие элементы, и/или под действием силы тяжести.

5.4.9.10 Предохранительный клапан

Должен быть предусмотрен предохранительный клапан, установленный на участке между насосом (насосами) и обратным клапаном. Гидравлическая жидкость должна возвращаться в бак. Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельное значение давления, составляющее максимум 140% давления от полной нагрузки. При необходимости из-за высоких внутренних потерь (потери напора, трение) предохранительный клапан может быть отрегулирован на большее значение, но не более 170% от давления от полной нагрузки. В этом случае при расчете гидравлического оборудования (включая гидроцилиндр) должно использоваться фиктивное давление от полной нагрузки, равное уменьшенному в 1,4 раза давлению, на которое отрегулирован предохранительный клапан. При расчете изгибной устойчивости коэффициент превышения давления, равный 1,4, должен быть заменен коэффициентом, соответствующим повышенному установочному значению предохранительного клапана.

5.4.9.11 Клапаны направления движения вниз

Клапан движения вниз должен открываться при подаче на него электропитания. Закрытие клапанов должно происходить под действием давления жидкости, поступающей от гидроцилиндра, и не менее чем одной пружины сжатия, имеющей направляющие элементы, на каждый клапан.

5.4.9.12 Защита от свободного падения и движения вниз с превышением скорости грузоподъемного устройства

Должен использоваться один из методов защиты, перечисленных в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Комбинация средств защиты от свободного падения (5.4.9.12)

или превышения скорости при движении вниз или сползания

(5.4.9.17) грузонесущего устройства

 

Защита от свободного падения или движения вниз с превышением скорости

Защита против сползания

Дополнительное срабатывание ловителей (5.3) при движении кабины вниз

Предохранительный упор (5.4.9.18)

Электрическая система, препятствующая сползанию (5.4.9.19)

Привод прямого действия

ловители (5.3.1), срабатывающие от ограничителя скорости (5.3.2)

X

X

X

разрывной клапан (5.4.9.12.1)

 

X

X

дроссель (5.4.9.12.2)

 

X

 

Привод непрямого действия

ловители (5.3.1), срабатывающие от ограничителя скорости (5.3.2)

X

X

X

разрывной клапан (5.4.9.12.1) плюс ловители (5.3.1), срабатывающие от обрыва подвески (5.3.1.2) или каната безопасности (5.3.2.2)

X

X

X

дроссель (5.4.9.12.1) плюс ловители (5.3.1), срабатывающие от обрыва подвески или каната безопасности (5.3.2.2)

X

X

 

Примечание - X - комбинация варианта защиты от свободного падения или движения вниз с превышением скорости и варианта защиты против сползания, которые должны быть выбраны.

 

5.4.9.12.1 Разрывной клапан

Если в соответствии с таблицей 6 применяется разрывной клапан, то он устанавливается непосредственно на выходе из гидроцилиндра, чтобы в случае выхода из строя любой части гидравлического контура (за исключением гидроцилиндра) остановить спуск грузонесущего устройства. Разрывной клапан должен быть:

- или неотъемлемой частью гидроцилиндра;

- или жестко закреплен непосредственно на фланце;

- или размещен рядом с цилиндром и соединен с ним посредством коротких жестких труб, имеющих сварные, фланцевые или резьбовые соединения;

- или присоединен непосредственно к гидроцилиндру на резьбе. Разрывной клапан должен иметь резьбовой конец с буртиком; буртик должен упираться в гидроцилиндр.

Другие типы соединений между гидроцилиндром и разрывным клапаном, такие как обжимные или развальцованные фитинги, не допускаются.

Разрывной клапан должен быть способен остановить грузонесущее устройство при движении вниз и удерживать его в неподвижном состоянии. Разрывной клапан должен сработать не позже момента увеличения скорости движения грузонесущего устройства вниз на 0,15 м/с.

Разрывной клапан должен быть рассчитан так же, как и гидроцилиндр.

5.4.9.12.2 Дроссель

Если в соответствии с таблицей 6 применяется дроссель, то он устанавливается непосредственно на выходе из гидроцилиндра, чтобы в случае выхода из строя любой части гидравлического контура (за исключением гидроцилиндра) предотвратить превышение номинальной скорости опускающегося с максимальной рабочей нагрузкой грузонесущего устройства. Дроссель должен быть:

- или неотъемлемой частью гидроцилиндра;

- или жестко закреплен непосредственно на фланце;

- или размещен рядом с цилиндром и соединен с ним посредством коротких жестких труб, имеющих сварные, фланцевые или резьбовые соединения;

- или присоединен непосредственно к гидроцилиндру на резьбе. Дроссель должен иметь резьбовой конец с буртиком; буртик должен упираться в гидроцилиндр.

Другие типы соединений между гидроцилиндром и дросселем, такие как обжимные или развальцованные фитинги, не допускаются.

5.4.9.13 Фильтры

Фильтры или подобные им устройства должны быть установлены в схеме между:

a) резервуаром и насосом (насосами); и

b) запорным клапаном и клапаном(ами) движения в направлении вниз.

Фильтр или подобное устройство между запорным клапаном и клапаном движения в направлении вниз должны быть доступны для проверок и технического обслуживания.

5.4.9.14 Контроль давления

Должно быть предусмотрено устройство, указывающее давление в гидравлической системе (манометр). Это устройство должно быть установлено на участке между обратным клапаном или клапаном(ами) движения вниз и запорным клапаном. Между главным контуром и подсоединением этого устройства должен быть установлен запорный клапан. Соединение должно иметь внутреннюю резьбу М 20 x 1,5 или G 1/2".

5.4.9.15 Резервуар

Резервуар должен быть спроектирован и сконструирован таким образом, чтобы было легко:

a) проверять уровень гидравлической жидкости в резервуаре;

b) заливать и сливать гидравлическую жидкость из резервуара.

5.4.9.16 Освобождение пассажиров

5.4.9.16.1 Перемещение грузонесущего устройства вниз

Платформа должна быть оборудована управляемым вручную аварийным клапаном опускания, позволяющим, даже в случае отключения электропитания, опускать грузонесущее устройство до уровня, на котором пассажиры смогут его покинуть. Аварийный клапан опускания должен располагаться вне шахты, а при ее отсутствии вне пространства, в котором перемещается грузонесущее устройство.

Скорость опускания грузонесущего устройства не должна превышать 0,15 м/с.

Для приведения в действие этого клапана требуется постоянно вручную прикладывать к нему усилие. Клапан должен быть защищен от непреднамеренного включения.

На платформах с приводом непрямого действия, на которых возможно возникновение слабины канатов/цепей, воздействие на клапан аварийного опускания не должно вызывать чрезмерного опускания поршня, приводящего к слабине канатов/цепей.

5.4.9.16.2 Перемещение грузонесущего устройства вверх

Ручной насос, который обеспечивает перемещение грузонесущего устройства в направлении вверх, должен быть постоянно установлен на каждой платформе, оборудованной ловителями.

Ручной насос должен быть подсоединен на участке между обратным клапаном или клапаном(ами) движения вниз и запорным клапаном.

Ручной насос должен быть оборудован предохранительным клапаном, ограничивающим давление до величины, в 2,3 раза превышающей давление от полной нагрузки.

5.4.9.17 Защита от сползания грузонесущего устройства

5.4.9.17.1 Устройства или комбинации устройств и их приведение в действие в соответствии с таблицей 6 должны быть предусмотрены на подъемных платформах с гидравлическим приводом для предотвращения сползания грузонесущего устройства с уровня посадочной площадки более чем на 20 мм, а также сползания ниже нижнего конца зоны отпирания двери шахты.

5.4.9.17.2 Электрическое устройство безопасности, контролирующее сползание грузонесущего устройства, должно быть электрическим контактом безопасности или устройством в соответствии с 5.5.11, таблица 8.

На платформах с гидравлическим приводом и автоматическими дверями шахты должна быть гарантирована возможность закрытия двери даже при отсутствии питания привода двери, пока предохранительный упор удерживает грузонесущее устройство на уровне посадочной площадки.

5.4.9.17.3 Грузонесущее устройство должно быть автоматически отправлено на нижнюю посадочную площадку в течение 15 мин после последней нормальной поездки и/или после последней команды.

5.4.9.18 Предохранительный упор

Если в соответствии с 5.4.9.17 платформа оборудована предохранительным упором, то он должен отвечать следующим требованиям:

a) предохранительный упор должен приводиться в действие только при движении грузонесущего устройства вниз и быть способен остановить движущееся на номинальной скорости грузонесущее устройство с максимальным рабочим грузом. Если предохранительный упор сработал и остановил опускающееся грузонесущее устройство, его должно быть невозможно вернуть в исходное положение, до тех пор, пока грузонесущее устройство не будет снято с упора;

b) должен быть предусмотрен по крайней мере один электрически убираемый предохранительный упор, обеспечивающий в выдвинутом положении остановку движущегося вниз грузонесущего устройства до соприкосновения с жесткими опорами;

c) для каждой посадочной площадки должны быть предусмотрены опоры на двух уровнях:

1) для предотвращения опускания грузонесущего устройства ниже уровня точной остановки более чем на 20 мм, и

2) остановки грузонесущего устройства на нижнем уровне зоны отпирания дверей;

d) выдвижение упора(ов) должно осуществляться с помощью пружины (пружин) сжатия или под действием силы тяжести;

e) при остановке привода платформы питание электрического устройства, вызывающего убирание предохранительного упора, должно отключаться;

f) конструкция предохранительного упора(ов) и неподвижных опор должна быть такой, чтобы при любом положении упора не происходило остановки или повреждения движущегося вверх грузонесущего устройства;

g) при применении нескольких упоров должны быть приняты меры, гарантирующие вхождение в зацепление всех упоров с соответствующими опорами, даже в случае прекращения подачи электроэнергии при движении грузонесущего устройства вниз;

h) электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно предупреждать любое движение грузонесущего устройства вниз, если упоры не в убранном состоянии.

5.4.9.19 Электрическая система, препятствующая сползанию

Если в соответствии с 5.4.9.17 платформа оборудована электрической системой, препятствующей сползанию, то перемещение грузонесущего устройства должно обеспечиваться независимо от положения дверей шахты, если грузонесущее устройство находится в зоне, которая простирается от расположенной на 20 мм ниже уровня посадочной площадки отметки до нижней границы зоны отпирания двери.

5.4.9.20 Управление выравниванием, повторным выравниванием и препятствие сползанию с открытыми дверями шахты

Допускается движение грузонесущего устройства с открытыми дверями шахты в зоне отпирания дверей с целью выравнивания, повторного выравнивания или электрического препятствия сползанию грузонесущего устройства с уровня посадочной площадки при условии, что:

a) любое перемещение грузонесущего устройства за пределы зоны отпирания двери должно быть предотвращено по крайней мере одним коммутирующим устройством, установленным в цепи, шунтирующей контролирующие закрытие и запирание двери электрические устройства безопасности;

b) это коммутирующее устройство должно:

1) быть электрическим контактом безопасности по 5.5.11.2 или

2) быть подключено таким образом, чтобы удовлетворять требованиям для цепей безопасности по 5.5.11.3;

c) если работа системы зависит от косвенной механической связи с грузонесущим устройством, например посредством каната, ремня или цепи, то разрыв или слабина этой механической связи должны вызывать остановку привода посредством электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.11;

d) в течение процесса выравнивания контролирующие закрытие и запирание двери электрические устройства безопасности могут быть зашунтированы только после остановки грузонесущего устройства на посадочной площадке.

5.4.10 Дополнительные требования для привода трения при наличии противовеса и для позитивного привода при наличии уравновешивающего устройства

5.4.10.1 Противовес и уравновешивающее устройство

При наличии позитивного привода применение противовеса не допускается. Разрешено применение уравновешивающего устройства.

5.4.10.2 Общие положения

5.4.10.2.1 Конструкция противовеса или уравновешивающего устройства, в состав которых входят грузы, должна исключать смещение грузов. Грузы должны устанавливаться в раму и закрепляться в ней.

5.4.10.2.2 Блоки и/или звездочки, установленные на противовесе или уравновешивающем устройстве, должны быть защищены в соответствии с 5.4.1.7.

5.4.10.3 Ограждение противовеса или уравновешивающего устройства

Зона перемещения противовеса или уравновешивающего груза должна быть ограждена. Ограждение должно удовлетворять перечисленным ниже требованиям:

- если ограждение выполнено из перфорированного листа, то следует соблюдать требование ГОСТ ISO 13857-2012, пункт 4.2.4.1 относительно расстояния до подвижных частей;

- ограждение должно быть размещено от самой нижней точки находящегося на упоре противовеса или уравновешивающего устройства в его самом нижнем положении до отметки 2,0 м от уровня пола приямка;

- расстояние от пола приямка до самой нижней части ограждения должно быть не более 0,30 м;

- ширина ограждения должна быть не менее ширины противовеса или уравновешивающего устройства.

5.4.10.4 Крайнее положение грузонесущего устройства, противовеса и уравновешивающего устройства

При нахождении противовеса на упоре должны одновременно выполняться два следующих условия:

- длина направляющих должна обеспечивать перемещение грузонесущего устройства не менее, чем на 0,05 м;

- вертикальный зазор между самыми нижними элементами перекрытия шахты и самыми высокими элементами оборудования, закрепленными на грузонесущем устройстве, должен быть не менее 0,05 м.

5.4.11 Дополнительные требования для привода трения с канатом или плоским ремнем

Канат и плоский ремень должны удовлетворять следующим трем условиям:

a) должно отсутствовать их проскальзывание на канатоведущем шкиве или барабане трения при размещении на грузонесущем устройстве груза массой, равной максимальной рабочей нагрузке или 125% от максимальной статической нагрузки, определенной в таблице 3;

b) должна быть обеспечена остановка грузонесущего устройства пустого или с номинальным грузом при любом экстренном торможении;

c) должно быть исключено опасное подтягивание пустого грузонесущего устройства или противовеса, вызванного остановкой грузонесущего устройства или противовеса любым из двух способов:

1) или канаты/плоские ремни должны проскальзывать на шкиве трения;

2) или привод должен быть остановлен посредством электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.11.

Примечание - Небольшой подъем грузонесущего устройства или противовеса является приемлемым при условии отсутствия риска разрушения в крайних положениях или при падении грузонесущего устройства или противовеса, вызванного силой удара в элементах подвески или чрезмерного ускорения замедления грузонесущего устройства.

 

5.4.12 Шкивы трения, блоки и звездочки в шахте

Шкивы трения, блоки и звездочки могут устанавливаться в шахте выше уровня нижней посадочной площадки при условии наличия устройств, отклоняющих падающие шкивы/блоки/звездочки в случае механического их разрушения и предотвращающих их падение на грузонесущее устройство. Эти устройства должны выдерживать массу шкивов/блоков/звездочек и подвешенных грузов.

5.4.13 Средства защиты от превышения скорости грузонесущего устройства при движении вверх

5.4.13.1 Средство защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства, включающее в себя элементы контроля скорости и снижения скорости, должно выявлять превышение скорости (см. 5.4.13.9) и вызывать остановку грузонесущего устройства.

Средство должно быть активным:

- в режиме "Нормальная работа";

- при ручном перемещении грузонесущего устройства во время освобождения пассажиров, если отсутствует прямое визуальное наблюдение за приводом или скорость грузонесущего устройства не ограничивается другими средствами до величины не более 115% от номинальной скорости.

5.4.13.2 Средство защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства должно быть способно согласно требованию 5.4.13.1 контролировать скорость и замедлять или останавливать грузонесущее устройство без помощи любого компонента платформы, который во время нормальной работы выполняет эти функции.

Для защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства допускается использовать компоненты платформы, используемые во время нормальной работы, имеющие встроенное дублирование (резервирование) и самодиагностику правильной работы.

В случае использования для этой цели тормоза привода самодиагностика может включать проверку правильности подъема или опускания тормозных элементов, или проверку тормозного усилия. При обнаружении неисправности должен быть предотвращен следующий нормальный пуск грузоподъемного устройства.

Механическая связь с грузонесущим устройством, независимо от того, используется ли такая связь для какой-либо другой цели, может использоваться для выполнения этой функции.

5.4.13.3 Это средство должно воздействовать на:

- грузонесущее устройство, или

- противовес, или

- канаты/ремни подвески, или

- канатоведущий шкив/барабан трения, или

- тот же вал, что и вал канатоведущего шкива/барабана трения, при условии, что вал опирается только на две опоры.

5.4.13.4 Каждое срабатывание средства защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства должно приводить в действие электрическое/электронное устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11.

5.4.13.5 Возврат средства защиты в исходное положение не должен требовать доступа в шахту. Разрешен доступ к средству защиты через проемы на грузонесущем устройстве.

5.4.13.6 Возврат в исходное состояние средства защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузоподъемного устройства после его срабатывания должен осуществляться квалифицированным персоналом.

5.4.13.7 После возврата средства защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузоподъемного устройства в исходное положение - это средство должно быть готово к работе.

5.4.13.8 Если средство защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства требует внешнего источника питания для его приведения в действие, отсутствие питания от внешнего источника должно приводить к остановке грузонесущего устройства, и привод должен оставаться в выключенном состоянии. Данное требование не применяется в случае использования пружин сжатия.

5.4.13.9 В качестве элемента контроля скорости средства защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузоподъемного устройства может быть использован:

a) или ограничитель скорости, соответствующий требованиям 5.3.2;

b) или иное устройство, соответствующее требованиям 5.3.2.

5.4.13.10 Средство защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства является компонентом безопасности и должно быть испытано в соответствии с требованиями ГОСТ 34682.3-2020, приложение Б.9.

5.4.13.11 На устройстве контроля скорости и устройстве снижения скорости средства защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства должны быть указаны следующие сведения:

a) наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

b) фактическая скорость срабатывания, на которую отрегулировано устройство;

c) тип устройства, применяемого для защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства.

5.4.13.12 Ограничение времени работы привода

5.4.13.12.1 Платформы с приводом трения должны иметь ограничение времени работы электродвигателя, вызывающего отключение электропитания привода и удержание привода в отключенном состоянии, если:

- двигатель не вращается при пуске;

- грузонесущее устройство/противовес остановлены при движении вниз препятствием, что приводит к проскальзыванию канатов/плоских ремней на канатоведущем шкиве (барабане трения).

5.4.13.12.2 Ограничение по времени работы электродвигателя должно срабатывать за время, не превышающее время, необходимое для прохождения всего пути перемещения при нормальной работе, плюс 10 с, но не менее 20 с, если время прохождения полного пути менее 10 с.

5.4.13.12.3 Возврат к нормальной работе возможен только посредством ручного возврата в исходное состояние, осуществляемого квалифицированным персоналом. При восстановлении электропитания после его отключения удержание привода в остановленном состоянии не является необходимым.

5.4.13.12.4 Ограничитель времени работы электродвигателя не должен оказывать влияния на движение грузонесущего устройства при выполнении операций при освобождении пользователя.