ГОСТ 34682.2-2020 (EN 81-41:2010). Межгосударственный стандарт. Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности к устройству и установке. Часть 2. Платформы с вертикальным перемещением
5.3 Ловители и ограничитель скорости
5.3.1 Ловители
5.3.1.1 Общие положения
Грузонесущее устройство должно быть оборудовано ловителями. Ловители должны остановить и удержать движущееся вниз грузонесущее устройство с максимальной статической нагрузкой, определенной в таблице 3. Допускается не оборудовать ловителями:
1) платформы с гидравлическим приводом прямого действия (см. 5.4.9.12);
2) платформы с самотормозящимся приводом винт-гайка при наличии предохранительной гайки (см. 5.4.6);
3) платформы с приводом винт-гайка, оборудованные ограничителем скорости в соответствии с 5.3.2 и тормозной системой в соответствии с 5.4.2.2 или останавливающим устройством безопасности в соответствии с 5.4.6.1.3.
Если грузонесущее устройство приводится в движение направляемой цепью, ловители могут устанавливаться не на грузонесущее устройство при условии соблюдения требований 5.4.7 в отношении привода с направляемой цепью.
После срабатывания ловителей ослабление натяжения или каната, или цепи, или иного механизма, используемого для включения ловителей, не должно приводить к снятию с ловителей.
Ловители должны быть способны остановить и удержать грузонесущее устройство с максимальной статической нагрузкой на расстоянии не более 150 мм от места включения ловителей (касания направляющих).
Ловители должны взаимодействовать с направляющими или эквивалентным им элементом.
Любой вал, схватывающие элементы, клин или корпус, которые являются частью ловителей и которые подвергаются нагрузкам во время их работы, должны быть изготовлены из металла.
Срабатывание ловителей не должно вызывать перекос грузонесущего устройства более, чем на 5°.
При наличии привода трения ловители, имеющие дополнительную функцию защиты от превышения скорости поднимающегося вверх грузонесущего устройства, должны использоваться в соответствии с ГОСТ 33984.1-2016, пункт 5.6.6, если коэффициент балансировки превышает 5%.
Для того чтобы обеспечить срабатывание ограничителя скорости прежде, чем будет достигнута опасная скорость грузонесущего устройства, максимальное расстояние между точками срабатывания на ограничители скорости не должно превышать 250 мм перемещения каната ограничителя скорости.
5.3.1.2 Приведение в действие ловителей
Ловители должны механически включаться посредством ограничителя скорости прежде, чем скорость платформы возрастет на 0,3 м/с. Ловители, установленные на противовесе, уравновешивающем грузе или на платформе с гидравлическим приводом непрямого действия, могут срабатывать от каната безопасности, который не зависит от элементов подвески и включает ловители при ослаблении или обрыве тягового каната или цепи. Канат безопасности должен соответствовать 5.3.2.2.
Если ограничитель скорости приводится в действие элементами подвески - цепью, ремнем, канатом или аналогичными элементами, то ловители также должны приводиться в действие механизмом, срабатывающим при обрыве или ослаблении элементов подвески.
5.3.1.3 Снятие с ловителей
После срабатывания ловителей снятие с ловителей должно осуществляться квалифицированным персоналом.
Снятие с ловителей грузонесущего устройства, противовеса или уравновешивающего груза должно быть возможно только при подъеме перечисленных узлов.
5.3.1.4 Доступность для осмотра
Ловители должны быть доступны для осмотра и проверок.
5.3.1.5 Электрический контроль
При срабатывании ловителей электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно приводиться в действие ловителями и должно немедленно вызывать остановку привода и предотвращать его пуск.
5.3.2 Ограничитель скорости
5.3.2.1 Общие положения
Привод трения ограничителя скорости должен быть независим от главного привода трения платформы.
Ограничитель скорости, у которого усилие для приведения в действие ловителей создается только за счет трения между канатом и рабочим шкивом, должен иметь канавки, которые:
- были подвергнуты дополнительному процессу упрочнения; или
- были подрезаны в соответствии с ГОСТ 33984.4-2017, пункт 5.2.2.3.
Направление вращения, соответствующее срабатыванию ловителей, должно быть указано на ограничителе скорости одностороннего действия.
Если ограничитель скорости регулируется на предприятии-изготовителе, то окончательная настройка должна быть зафиксирована таким образом, чтобы было невозможно изменить настройку без нарушения фиксации.
Ограничитель скорости или другое устройство, посредством электрического устройства безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11, должно вызывать остановку привода не позднее момента срабатывания ограничителя скорости.
Если после снятия с ловителей по 5.3.1 ограничитель скорости автоматически не возвращается в исходное состояние, то электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.11, должно предотвращать движение грузонесущего устройства до приведения ограничителя скорости в исходное состояние.
Обрыв или превышение регламентированной вытяжки каната, приводящего в действие ограничитель скорости, должны вызывать остановку привода электрическим устройством безопасности, отвечающим требованиям 5.5.11.
Усилие в элементе (канат, ремень, рычаг), приводящем в действие ловители при срабатывании ограничителя скорости, должно быть не менее следующей величины:
- удвоенного значения, необходимого для приведения в действие ловителей, или;
- 300 Н.
5.3.2.2 Канат ограничителя скорости, канат безопасности
Канат ограничителя скорости должен быть стальным. Коэффициент запаса прочности каната ограничителя скорости, определенный как отношение разрывного усилия каната в целом к усилию, возникающему в нем при срабатывании ловителей, должен быть не менее 8:
1) при расчете усилия, возникающего в канате ограничителя скорости или канате безопасности при срабатывании ловителей, должен использоваться коэффициент трения, равный 0,2 между канатом, приводящим в действие ограничитель скорости, и шкивом ограничителя скорости;
2) отношение диаметра шкива или блока к диаметру огибаемого каната, приводящего в действие ограничитель скорости, должно быть не менее 25.
Для приведения в действие ограничителя скорости могут применяться иные элементы (например, цепь, зубчатый ремень и т.п.) при обеспечении уровня безопасности как при использовании стального каната.
5.3.2.3 Доступность
a) ограничитель скорости должен быть доступен для проверок и технического обслуживания;
b) если ограничитель скорости располагается в шахте, он должен быть не доступен для пользователей;
c) если ограничитель скорости располагается в шахте, он должен быть доступен для проверок и технического обслуживания снаружи шахты;
d) требования по перечислению c) допускается не выполнять, если соблюдены следующие условия:
1) обеспечена возможность дистанционно снаружи шахты приводить в действие ограничитель скорости для его испытания. При этом должно быть исключено непреднамеренное срабатывание ограничителя скорости. Применение беспроводных средств управления ограничителем скорости не допускается;
2) обеспечена возможность осуществлять проверки и техническое обслуживание ограничителя скорости с грузонесущего устройства или из приямка;
3) ограничитель скорости грузонесущего устройства, противовеса или уравновешивающего груза должен автоматически возвращаться в исходное положение после перемещения вверх соответственно грузонесущего устройства, противовеса или уравновешивающего устройства.
Электрические устройства безопасности, контролирующие работу ограничителя скорости, допускается возвращать в нормальное положение посредством дистанционного управления снаружи шахты, если это не влияет на работоспособность ограничителя скорости.
