ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке
5.11 Электрооборудование и приборы
5.11.1 Область применения
5.11.1.1 Требования настоящего стандарта в отношении электрооборудования распространяются:
a) на электрические цепи эскалатора или пассажирского конвейера и связанные с ними электрические цепи, следующие за главным выключателем эскалатора;
b) на цепи освещения и связанные с ними электрические цепи, следующие за выключателем освещения.
Эскалатор или пассажирский конвейер должен рассматриваться как единое целое со всей его аппаратурой.
5.11.1.2 Внешние цепи освещения машинных помещений, приводных и натяжных станций, цепи пожарной сигнализации, звукового оповещения, видеонаблюдения, мониторинга и связи не относятся к электрооборудованию эскалатора или пассажирского конвейера.
5.11.2 Общие требования
5.11.2.1 Электрооборудование эскалаторов или пассажирских конвейеров должно быть спроектировано и изготовлено таким образом, чтобы оно обеспечивало защиту от факторов риска, которые связаны с эксплуатацией электрооборудования или могут возникнуть вследствие внешних воздействий на него, при условии, что оборудование используется по назначению и обеспечивается его надлежащее техническое обслуживание.
5.11.2.2 Электрооборудование эскалатора и пассажирского конвейера, его монтаж, электроснабжение и заземление должны соответствовать требованиям, установленным в нормативных документах государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта (см. предисловие).
5.11.3 Защита от непосредственного контакта
5.11.3.1 Требования к защите от непосредственного контакта представлены в [1].
5.11.3.2 Требования к сопротивлению изоляции между проводниками и между проводником и землей изложены в [1].
5.11.3.3 Среднее значение постоянного напряжения или среднеквадратичное значение переменного напряжения цепей управления и безопасности, измеренное между проводниками или между проводниками и землей, должно быть не более 250 В.
5.11.3.4 Требования к нейтральному проводу и проводу заземления изложены в [1].
5.11.4 Главные контакторы, релейные контакторы, элементы цепей безопасности
5.11.4.1 Главные контакторы и релейные контакторы
Главные контакторы, применяемые для остановки привода (см. 5.12.4.8), следует относить к следующим категориям (см. [2]):
a) AC-3 - для контакторов электродвигателей переменного тока;
b) DC-3 - для контакторов электродвигателей постоянного тока.
5.11.4.2 Релейные контакторы следует относить к следующим категориям (см. [2]):
a) AC-15 - для контакторов цепей управления переменного тока;
b) DC-13 - для контакторов цепей управления постоянного тока.
5.11.4.3 Для главных и релейных контакторов при отказах по 5.12.2.2 допускается предполагать, что:
a) если один из нормально замкнутых контактов замкнут, все нормально разомкнутые контакты разомкнуты;
b) если один из нормально разомкнутых контактов замкнут, все нормально замкнутые контакты разомкнуты.
5.11.4.4 Элементы цепей безопасности
Если в цепях безопасности используют релейные контакторы (см. 5.11.4.2), требования 5.11.4.3 распространяются и на них.
Если применяемые реле таковы, что размыкаемые и замыкаемые контакты никогда не замкнуты одновременно при любом положении якоря, допускается не учитывать возможность частичного притягивания якоря [см. 5.12.2.2, перечисление f)].
Устройства, подключаемые после электрических устройств безопасности, должны отвечать требованиям 5.12.4.6.3 в отношении длин путей токов утечки и воздушных зазоров (но не в отношении расстояний размыкания).
Требование не распространяется на контакторы, указанные в 5.11.4.1.
5.11.5 Защита электродвигателей
5.11.5.1 Электродвигатели, непосредственно подключаемые к сети, должны быть защищены от короткого замыкания.
5.11.5.2 Электродвигатели, непосредственно подключаемые к сети, должны быть защищены от перегрузки посредством автоматических выключателей с ручным возвратом в исходное положение (за исключением случаев, предусмотренных 5.11.5.3), которые должны отключать питание электродвигателя путем разъединения всех проводников, находящихся под напряжением (см. [2]).
5.11.5.3 В тех случаях, когда перегрузку определяют по подъему температуры в обмотках электродвигателя, допускается автоматическое замыкание контактов после охлаждения до нужного уровня, но повторный пуск эскалатора или пассажирского конвейера должен быть возможен только при выполнении требований, указанных в 5.12.6.1.
5.11.5.4 Для электродвигателей с не менее чем двумя обмотками, которые запитываются от разных цепей питания, требования 5.11.5.2 и 5.11.5.3 распространяются на каждую обмотку.
5.11.5.5 Если приводные электродвигатели эскалатора или пассажирского конвейера питаются от генераторов постоянного тока, приводимых в движение электродвигателями, приводные двигатели генераторов также должны быть защищены от перегрузки.
5.11.6 Главные выключатели
5.11.6.1 Вблизи привода, натяжной станции или шкафа управления должен находиться главный выключатель, рассчитанный на прерывание находящихся под нагрузкой цепей, подающих питание на привод, тормоз и цепи управления.
Главный выключатель не должен отключать подачу напряжения на розетки или цепи освещения, необходимые для осмотра или технического обслуживания (см. 5.10.8).
При наличии независимых цепей питания вспомогательного оборудования, например системы отопления, освещения балюстрады и входной площадки, рядом с главным выключателем должен находиться выключатель, размыкающий эти цепи, с четкой маркировкой.
5.11.6.2 Должна быть исключена возможность случайного включения главного выключателя посторонними лицами. Для этой цели могут быть использованы замки или другие аналогичные средства.
Главный выключатель следует устанавливать в легкодоступном месте.
5.11.6.3 Главный выключатель должен быть рассчитан на прерывание цепи питания под максимальной нагрузкой, возникающей при нормальной работе эскалатора или пассажирского конвейера, и при коротком замыкании.
Требования к главному выключателю изложены в [1].
5.11.6.4 При установке в одном машинном помещении главных выключателей нескольких эскалаторов или пассажирских конвейеров должна быть обеспечена возможность легко определить, к какому эскалатору или пассажирскому конвейеру относится каждый выключатель.
5.11.7 Электропроводка
5.11.7.1 Кабели для электропроводки должны соответствовать требованиям, установленным в нормативных документах государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта, и ГОСТ IEC 60227-3 - ГОСТ IEC 60227-6 (см. также [1]).
5.11.7.2 Для обеспечения механической прочности площадь поперечного сечения проводников не должна быть меньше, чем указано в соответствующих нормативных документах (см. [1]).
5.11.8 Требования к монтажу электрооборудования
5.11.8.1 Электрооборудование для облегчения пользования следует снабжать необходимыми и понятными обозначениями в соответствии с электрической принципиальной схемой.
5.11.8.2 При монтаже электрооборудования следует выполнять общие требования соответствующих нормативных документов (см. [1]).
5.11.8.3 Проводники и кабели должны быть установлены в каналах или желобах или иметь эквивалентную механическую защиту. Проводники и кабели с двойной изоляцией могут быть установлены без каналов или желобов, если они расположены так, чтобы избежать случайного повреждения, например движущимися частями.
Данное требование не следует применять:
a) к проводникам или кабелям, не подключенным к предохранительным устройствам, при условии, что они:
1) не подвержены номинальной мощности более 100 ВА;
2) являются частью схем SELV или PELV;
b) к электропроводке рабочих или распределительных устройств в шкафах или на панелях между:
1) различными частями электрооборудования или
2) этими частями оборудования и соединительными клеммами.
5.11.8.4 Соединения, соединительные клеммы и разъемы, устанавливаемые без защитного кожуха, должны иметь защиту IP2X (см. ГОСТ 14254) при подключении и отключении и должны быть надлежащим образом закреплены для предотвращения непреднамеренного разъединения.
5.11.8.5 Если после размыкания главного выключателя или выключателей эскалатора или пассажирского конвейера некоторые клеммы остаются под напряжением, они должны быть четко отделены от клемм, которые обесточиваются; требования маркировки, разделения или идентификации по цвету представлены в [1].
Если напряжение превышает 25 В переменного тока или 60 В постоянного тока, то постоянная предупредительная надпись (см. [1]) должна быть размещена в непосредственной близости от главного выключателя или выключателей, и соответствующее предупреждение должно быть включено в руководство по техническому обслуживанию.
5.11.8.6 Соединительные клеммы, случайное неверное соединение которых между собой может привести к возникновению опасной ситуации на эскалаторе или пассажирском конвейере, должны иметь отличительную маркировку, если их конструкция не устранят этот риск.
5.11.8.7 Для механической защиты защитные кожухи кабелей должны входить в корпуса выключателей и приборов либо иметь кабельные сальники на концах.
Однако если существует опасность механического повреждения движущимися деталями или острыми краями металлоконструкции, кабели, подключенные к устройству безопасности, должны быть защищены механически.
5.11.9 Разъемы
Требования к соединительным разъемам представлены в [1].
Разъемы и устройства со штепсельным соединением, размещенные в цепях с электрическими устройствами безопасности, должны иметь конструкцию, исключающую возможность их неправильного включения, которое может привести к опасной ситуации.
5.11.10 Защита от статического электричества
В местах возможного образования электростатического потенциала должны быть предусмотрены средства для его снятия (например, щетки).