БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке

5.8 Балюстрада и ограждения

 

5.8.1 Все механические движущиеся детали эскалатора или пассажирского конвейера должны быть полностью ограждены от пассажирской зоны щитами или стенами, не имеющими отверстий. Исключение составляют предназначенные для перемещения пассажиров ступени, пластины, часть ленты и поручня. Допускаются отверстия для вентиляции по 5.8.11.3.

Допускается не ограждать механические движущиеся детали в местах, к которым доступ пассажиров исключен (например, посредством запираемых на замок дверей).

5.8.2 С каждой стороны несущего полотна должна быть установлена прочная, жесткая, гладкая облицовка - балюстрада.

5.8.3 Размеры балюстрады и ограждений

5.8.3.1 Высота по вертикали h1 от переднего края ступени, или поверхности пластины, или поверхности ленты до поверхности поручня должна быть не менее 0,90 м и не более 1,10 м (см. рисунки 1 и 2).

5.8.3.2 Концевые участки балюстрады, включая поручни, должны выступать по горизонтали за линию пересечения гребенки L2 (см. рисунок 1, вид X) не менее чем на 0,6 м в продольном направлении (см. l2, рисунок 1).

5.8.3.3 Горизонтальная часть поручня должна продолжаться в продольном направлении у входных площадок на расстояние l3 (см. рисунок 1) не менее 0,30 м за линию пересечения гребенки L2 (см. рисунок 1, вид X).

В случае наклонных пассажирских конвейеров без горизонтальных участков у входных площадок допускается продолжение поручня параллельно линии угла наклона несущего полотна.

5.8.3.4 Балюстрада не должна иметь деталей, на которые мог бы встать пассажир.

Должны быть предусмотрены меры, препятствующие попыткам пассажиров взобраться на балюстраду с внешней стороны, если это может привести к их падению.

При отсутствии крайней балюстрады на наружном плинтусе эскалатора или пассажирского конвейера должны быть предусмотрены ограждения 1 (см. рисунок 3) на расстоянии h9 от уровня пола, равном (1000 +/- 50) мм. Основание ограждения должно быть расположено параллельно карнизу балюстрады и должно иметь длину l5 не менее 1000 мм. Высота ограждения должна быть не ниже поверхности поручня при соблюдении размеров b10 (см. рисунок 4) и b12 (см. рисунок 2).

5.8.3.5 В тех случаях, когда эскалаторы или пассажирские конвейеры располагаются рядом со стенами и ширина наружного плинтуса b13 превышает 125 мм, должны быть предусмотрены ограждения 2 (см. рисунок 3), ограничивающие доступ в образовавшееся пространство. При параллельной установке эскалаторов/пассажирских конвейеров такая защита должна быть предусмотрена в тех случаях, когда общая ширина наружных плинтусов b14 превышает 125 мм. Верхняя кромка ограждения должна быть расположена на расстоянии h10 от нижней поверхности поручня, равном 25 - 150 мм.

Все открытые головки деталей крепления таких ограждений должны быть антивандального типа, откручивание которых невозможно с применением стандартных приспособлений.

5.8.3.6 В тех случаях, когда расстояние b15 между элементом конструкции здания (стеной) и осевой линией поручня превышает 300 мм или расстояние b16 между осевыми линиями поручней смежных эскалаторов или наклонных пассажирских конвейеров превышает 400 мм, а указанные пространства закрыты щитами крайней или средней балюстрады, должны быть предусмотрены противоскользящие устройства 3 (см. рисунок 3).

Эти устройства должны состоять из элементов, прикрепленных к щиту балюстрады не ближе 100 мм от края поручня (см. b17 на рисунке 3) с интервалом не более 1800 мм. Высота h11 должна быть не менее 20 мм. Эти устройства не должны иметь острых углов или кромок.

Установка противоскользящих устройств не требуется в случае установки на балюстраде светильников или рекламных щитов (см. 5.8.12, 5.13.3).

5.8.3.7 Плинтус и щит внутренней балюстрады должны иметь угол наклона ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке не менее 25° к горизонтали (см. рисунок 2). Это не распространяется на горизонтальную часть плинтуса, которая непосредственно примыкает к щиту (см. b4 на рисунке 2).

Горизонтальная часть плинтуса b4 должна быть не более 30 мм.

Измеренная по горизонтали ширина плинтуса b3, наклоненного под углом менее 45° к горизонтали, должна быть не более 0,12 м (см. рисунок 2).

5.8.4 Части балюстрады, обращенные в сторону ступеней, пластин или ленты, должны быть гладкими и ровными. Стыковые накладки, ориентированные не в направлении движения, не должны выступать более чем на 3 мм. Они должны быть жесткими и должны иметь скругленные края или края со снятыми фасками. Не допускается использовать стыковые накладки на фартуке.

Стыковые накладки, ориентированные в направлении движения (в частности, между плинтусом и щитом боковой балюстрады), должны иметь такую конструкцию и форму, чтобы исключить возможность защемления частей тела или одежды пассажира.

Зазоры между щитами должны быть не более 4 мм. Края щитов должны быть скруглены или иметь фаски.

5.8.5 Балюстрада должна быть рассчитана на то, чтобы выдерживать одновременное воздействие статического усилия 600 Н в поперечном направлении и усилия 730 Н в вертикальном направлении, которые равномерно распределены на длине 1 м и приложены к направляющей поручня в одном и том же месте.

Зазор между смежными щитами внутренней балюстрады при приложении усилия 500 Н в любой точке щита под прямым углом на квадратной или круглой площадке 2500 мм2 не должен превышать 4 мм. Остаточная деформация не допускается.

5.8.6 Стеклянные щиты балюстрады следует изготавливать из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм. В случае многослойного закаленного стекла толщина минимум одного слоя также должна быть не менее 6 мм.

5.8.7 Расстояние по горизонтали (измеряемое в направлении, перпендикулярном к направлению движения) между нижними точками щитов внутренней балюстрады должно быть не более расстояния по горизонтали, измеренного в более высоких точках.

5.8.8 Фартук

5.8.8.1 Фартук должен быть вертикальным, прямым и должен иметь соединения встык. Допускается иметь другие конструкции соединений (например, скользящие) в случае длинных эскалаторов или пассажирских конвейеров в тех местах, где они пересекают температурные швы зданий или сооружений.

Стыки фартуков не должны иметь перепадов более 0,5 мм и должно быть исключено их взаимное смещение.

5.8.8.2 Расстояние в перпендикулярном направлении h2 между верхней кромкой фартука, или нижним краем плинтуса или штапика, или нижней кромкой жесткой части дефлектора (см. 3.1.50) и линией гребней ступеней или поверхностью настила пластин или ленты должно быть не менее 25 мм (см. рисунок 2).

5.8.8.3 Прогиб фартука под воздействием одиночного усилия 1500 Н, приложенного в наиболее неблагоприятном месте перпендикулярно к поверхности фартука на площади 25 см2 в виде квадратной или круглой площадки, должен быть не более 4 мм. Такое воздействие не должно приводить к появлению остаточной деформации. Это требование должно выполняться до высоты 25 мм над линией гребней ступеней или поверхности настила пластин или ленты (см. 5.8.5, рисунок 1, вид R). Для высоты более 25 мм должно выполняться требование к прилагаемому усилию на балюстраду, равному 500 Н.

5.8.8.4 На эскалаторах должна быть сведена к минимуму возможность защемления обуви или багажа между фартуком и ступенями.

Для этого должны быть выполнены следующие четыре условия:

a) обеспечена достаточная жесткость фартука в соответствии с 5.8.8.3;

b) выдержаны зазоры в соответствии с 5.4.3.5;

c) установлены дефлекторы (см. 5.8.9);

d) применены материалы или покрытие фартука, для которых коэффициент трения ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке для резины со смазкой равен менее 0,45 [для испытаний используют резину на основе SBR каучука (бутадиенстирольный каучук) плотностью (1,23 +/- 0,2) г/см3 и твердостью по Шору D 50 +/- 3 согласно ГОСТ 263; испытательная смазка содержит додецилсульфат натрия (чистота >= 99%) и деионизированную или дистиллированную воду]. Методика испытаний - см. приложение E.

5.8.9 Дефлекторы (см. рисунок 11)

 

ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке

 

Рисунок 11 - Требования к дефлектору

 

ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке

 

--------------------------------

<a> На наклонном участке.

<b> На переходных и горизонтальных участках.

 

1 - гибкая часть; 2 - жесткая часть

 

Примечание - Рисунок не определяет конструкцию.

 

Рисунок 11, лист 2

 

5.8.9.1 Дефлекторы должны состоять из жесткой и гибкой частей (например, щетки, резиновые профили).

5.8.9.2 Горизонтальное расстояние от края дефлектора до фартука должно быть от 33 до 50 мм (см. рисунок 11, a).

5.8.9.3 Дефлекторы должны выдерживать вертикальное усилие 900 Н, приложенное к жесткой части на прямоугольной площадке 600 мм2, без отрыва от основания или появления остаточной деформации.

5.8.9.4 Размеры дефлектора

Горизонтальное расстояние от края жесткой части дефлектора, соответствующего по прочности требованиям 5.8.9.3, до фартука должно быть от 18 до 25 мм.

Горизонтальная проекция гибкой части должна быть от 15 до 30 мм.

Расстояние от нижней кромки жесткой части дефлектора до гребня ступени или поверхности настила пластин или ленты в направлении, перпендикулярном к настилу, должно быть от 25 до 30 мм в наклонной части и от 25 до 55 мм - на радиусных и горизонтальных участках.

Нижняя поверхность жесткой части должна быть скошена под углом не менее 25° вверх, а верхняя поверхность должна быть скошена под углом не менее 25° вниз от перпендикуляра к фартуку.

Допускается плоская поверхность жесткой части дефлектора, расположенная перпендикулярно к фартуку на ширину не более 5 мм, за которой следует уклон вниз на верхней поверхности жесткой части и/или вверх на нижней поверхности жесткой части. При этом уклон 25° должен обеспечиваться не менее чем для половины горизонтальной проекции жесткой части (см. рисунок 11, b).

Также допускается плоская поверхность, перпендикулярная к фартуку шириной не более 10 мм, а затем уклон вниз не менее 25° на верхней поверхности жесткой части и/или плоская поверхность, перпендикулярная к фартуку шириной не более 5 мм, а затем прямой наклон вверх не менее 25° на нижней поверхности жесткой части (см. рисунок 11, c).

Дефлекторы должны иметь скругленные края. Головки крепежных деталей и соединительные элементы стыков не должны выступать в область движения.

Дефлектор должен заканчиваться у входных площадок на расстоянии не менее чем 50 мм до линии пересечения гребенки и не более чем 150 мм - за линией пересечения гребенки. Концы дефлектора должны иметь плавные переходы к фартуку.

5.8.9.5 Если дефлектор является продолжением плинтуса, наклоненного под углом менее 45° к горизонтали, суммарная ширина плинтуса b3 (см. рисунок 2) и жесткой части дефлектора, измеренная по горизонтали, должна быть не более 0,12 м.

5.8.10 Наружная балюстрада

5.8.10.1 Щиты наружной балюстрады должны выдерживать усилие 250 Н в любой точке, приложенное под прямым углом на площади 25 см2, без разрушения или деформации, приводящей к появлению какого-либо зазора. Крепление должно быть спроектировано таким образом, чтобы оно выдерживало нагрузку от удвоенной собственной массы наружной балюстрады. Зазоры или отверстия должны быть не более 4 мм.

5.8.11 Смотровые проемы и вентиляционные отверстия

5.8.11.1 Люки смотровых проемов и подъемные плиты перекрытий

Люки смотровых проемов и подъемные плиты перекрытий должны иметь блокировочное устройство [см. 5.12.3, перечисление j)].

Открытие люка или подъемной плиты должно быть возможно только ключом или инструментом, подходящим для этой цели.

Если крышка смотрового проема или подъемная плита перекрытия состоит из более, чем одной детали, должно быть предусмотрено блокировочное устройство [см. 5.12.3, перечисление j)]:

- на первом открывающемся элементе, в случае если удаление последующих элементов исключено механическими средствами или перекрывающимися элементами;

- для каждой отдельно демонтируемой детали.

Если в машинные пространства за люком или подъемной плитой могут проникать люди, они должны открываться изнутри без ключа или специального инструмента, даже если они заперты.

Крышки люков и подъемные плиты перекрытий не должны иметь отверстий. Крышки люков должны соответствовать тем же требованиям, что и места их установки.

5.8.11.2 Части балюстрады (например, карниз балюстрады, щиты балюстрады), которые необходимо удалить в целях технического обслуживания, не должны рассматриваться в качестве люков смотровых проемов.

5.8.11.3 Вентиляционные отверстия должны быть выполнены или расположены таким образом, чтобы была исключена возможность просунуть сквозь ограждение вентиляционного отверстия прямой жесткий стержень диаметром 10 мм и коснуться им какой-либо движущейся детали.

5.8.12 Допускается установка на балюстраде решеток для громкоговорящей связи, осветителей и розеток по согласованию с разработчиком эскалатора или пассажирского конвейера или экспертной организацией.

TOC