БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке

5.7 Тормозная система

 

5.7.1 Эскалаторы и пассажирские конвейеры должны иметь тормозную систему, посредством которой они могут останавливаться с равномерным замедлением и удерживаться в неподвижном состоянии, в том числе и при нагрузке qм.э на несущем полотне.

При применении тормозной системы не должно быть преднамеренной задержки, т.е. процесс торможения должен запускаться немедленно после поступления соответствующего сигнала системы управления.

5.7.2 Рабочее торможение должно осуществляться рабочим тормозом или путем электрического торможения с последующим наложением рабочего тормоза.

5.7.3 Тормозной путь (в метрах) лестничного полотна эскалатора или пластинчатого полотна или ленты пассажирского конвейера при торможении по 5.7.2 должен быть:

- не менее 0,72v2 - на спуск и подъем без нагрузки;

- не более 2,0v - на спуск с нагрузкой qм.э по 5.2.6.2, 5.2.6.3.1, где v - номинальная скорость (см. 5.2.1.1), м/с.

Это также относится к ненагруженным и нагруженным движущимся в обоих направлениях горизонтальным пассажирским конвейерам.

5.7.4 Тормозной путь следует измерять за интервал времени от момента срабатывания электрического устройства безопасности (кнопка "стоп", блокировочное устройство) до момента остановки несущего полотна.

5.7.5 Замедление движущегося на спуск лестничного полотна эскалатора, пластинчатого полотна или ленты наклонного пассажирского конвейера при торможении по 5.7.3 не должно превышать 1 м/с2. Для горизонтального пассажирского конвейера направление движения безразлично.

Рекомендуется обеспечивать как можно более короткий тормозной путь в пределах установленного ограничения замедления.

5.7.6 Должна быть предусмотрена функция безопасности [см. 5.12.3, перечисление r)], предотвращающая повторный пуск эскалатора/пассажирского конвейера, в случае если тормозной путь превысит максимальные значения, указанные в 5.7.3, более чем на 20%. Повторный пуск должен быть возможен только после принудительного восстановления рабочего состояния функции. Перед восстановлением рабочего состояния функции необходимо проконтролировать тормозную систему и при необходимости принять меры к устранению неисправностей.

Примечание - Контроль тормозного пути допускается проводить по расчетному времени торможения, соответствующему данному тормозному пути.

 

5.7.7 Должно быть предусмотрено устройство контроля нерастормаживания тормозной системы после пуска эскалатора/пассажирского конвейера [см. 5.12.3, перечисление f)].

5.7.8 Электрическое торможение

5.7.8.1 Для снижения скорости несущего полотна при рабочем торможении допускается использовать электрическое торможение (например, изменением частоты вращения ротора электродвигателя при помощи частотного преобразователя) с обязательным применением рабочего тормоза (см. 5.7.9) не позднее 1 с после окончания заданного (определенного) времени электрического торможения, измеряемого с момента подачи команды на электрическое торможение.

5.7.8.2 При использовании электрического торможения требования к рабочему тормозу (см. 5.7.9) сохраняются.

5.7.8.3 Прерывание подачи питания на рабочий тормоз должно происходить по истечении расчетного времени электрического торможения.

Общее время электрического торможения до срабатывания рабочего тормоза не должно превышать 4 с.

Если используется система слежения за снижением скорости несущего полотна при электрическом торможении и устройство контроля по 5.7.8.4 обнаруживает нарушение расчетного изменения скорости, команда на срабатывание рабочего тормоза должна подаваться немедленно.

5.7.8.4 Должно быть предусмотрено устройство контроля или функция безопасности системы управления [см. 5.12.3, перечисление s)], прерывающие подачу питания на рабочий тормоз при обнаружении отклонений параметров процесса электрического торможения по 5.7.8.3.

5.7.9 Рабочий тормоз

5.7.9.1 Рабочий тормоз (см. также 5.6.6) должен автоматически накладываться при каждом отключении главного или вспомогательного привода, а также в случае обесточивания цепи питания или цепи управления.

5.7.9.2 Тормоз должен находиться в расторможенном состоянии при непрерывном протекании электрического тока. Срабатывание тормоза должно происходить после размыкания электрической цепи тормоза без задержки.

5.7.9.3 Тормозное усилие должно создаваться пружиной (или пружинами) сжатия, установленной в направляющих, и/или грузом.

5.7.9.4 Должна быть исключена возможность растормаживания вследствие электрического самовозбуждения устройства отпускания тормоза.

5.7.9.5 Прерывание подачи электропитания должно осуществляться двумя независимыми электрическими устройствами. Это могут быть устройства, которые размыкают цепь питания привода. Если после остановки эскалатора или пассажирского конвейера одно из этих электрических устройств не разомкнулось, повторный пуск эскалатора/пассажирского конвейера должен быть невозможен.

5.7.9.6 При использовании двух и более рабочих тормозов тормозной путь (в метрах) движущегося на спуск несущего полотна эскалатора или наклонного пассажирского конвейера с нагрузкой qм.э (см. 5.2.6.2, 5.2.6.3.1) при торможении каждым тормозом должен быть не более 5V, где V - номинальная скорость (см. 5.2.1.1), м/с.

Тормозные пути в режиме торможения на спуск без нагрузки каждым тормозом не должны отличаться более чем на 15%.

5.7.9.7 Тормоза, которые можно растормозить вручную, должны иметь такую конструкцию, которая требует постоянного приложения ручного воздействия, чтобы держать их в расторможенном состоянии.

5.7.9.8 При достижении предельного износа тормозных обкладок в тормозах эскалаторов тяжелого режима работы устройство контроля [см. 5.12.3, перечисление g)] должно подавать сигнал в систему управления о необходимости замены изношенных тормозных обкладок.

В зависимости от конструкции тормоза данное устройство может быть использовано либо как информационное, либо как блокировочное, предотвращающее пуск эскалатора после остановки лестничного полотна.

Контроль следует проводить по величине хода якоря электромагнита или другим элементам тормоза, изменяющим свое расположение при затормаживании и растормаживании тормоза.

5.7.10 Дополнительный тормоз

5.7.10.1 Эскалаторы и наклонные пассажирские конвейеры с углом наклона более 6° должны быть оборудованы автоматически действующим дополнительным тормозом (тормозами), если:

a) эскалатор или пассажирский конвейер эксплуатируют в тяжелом режиме работы (см. 5.2.5.1), или

b) соединение между рабочим тормозом (см. 5.6.6) и ведущими звездочками ступеней/пластин или барабаном ленты не осуществляется валами, шестернями, многорядными цепями или более чем одной однорядной цепью, или

c) рабочий тормоз не является электромеханическим тормозом согласно 5.7.9, или

d) высота транспортирования пассажиров h13 превышает 6 м.

5.7.10.2 Соединение между дополнительным тормозом и ведущими звездочками ступеней/пластин или барабаном ленты должно осуществляться валами, шестернями, многорядными цепями или более чем одной однорядной цепью. Не допускается, чтобы это соединение было выполнено на основе фрикционной передачи, т.е. ремней, дисков сцепления.

Это соединение должно иметь независимую от рабочего тормоза кинематическую связь с ведущими звездочками ступеней/пластин или барабаном ленты, в противном случае дополнительный тормоз должен устанавливаться непосредственно на валу звездочек ступеней/пластин или барабана ленты.

5.7.10.3 Дополнительный тормоз должен обеспечивать остановку с эффективным замедлением и удержание в неподвижном состоянии несущего полотна эскалатора или пассажирского конвейера, движущегося на спуск с нагрузкой qм.э. При этом значение замедления не должно превышать 1 м/с2.

Примечание - Нет необходимости выдерживать указанный уровень замедления в случае нарушения кинематической связи между валом электродвигателя привода и ведущими звездочками ступеней/пластин или барабаном ленты.

 

5.7.10.4 К тормозным путям при торможении дополнительным тормозом не применяются ограничения, установленные для тормозных путей при рабочем торможении (см. 5.7.3).

5.7.10.5 Дополнительный тормоз должен быть механическим (фрикционным). Рекомендуется применять тормоз нормально замкнутого типа с постоянным тормозным моментом.

5.7.10.6 Дополнительный тормоз должен срабатывать:

a) до того, как скорость движения несущего полотна превысит номинальную скорость более чем в 1,4 раза;

Примечание - Для эскалаторов метрополитена - не более чем в 1,2 раза;

 

b) если ступени, пластины или лента, движущиеся на подъем, самопроизвольно изменят текущее направление движения.

Для обнаружения ситуации, при которой необходимо применение дополнительного тормоза, следует применять устройство контроля скорости несущего полотна [см. 5.12.3, перечисление a)].

5.7.10.7 Совместное срабатывание дополнительного и рабочего тормозов в случае отказа электропитания или разрыва цепи управления допускается при условии, что замедление лестничного полотна при торможении не превысит 1 м/с2, в противном случае одновременное срабатывание дополнительного и рабочего тормозов допускается только при условиях по 5.7.10.6.

5.7.11 Проверка и испытания тормозной системы

5.7.11.1 Проверку эффективности действия и регулировку тормозного момента тормозов проводят при торможении несущего полотна без нагрузки по величине расчетного (настроечного) тормозного пути.

Для рабочих тормозов эскалаторов и пассажирских конвейеров тяжелого режима работы рекомендуется устанавливать контрольный диапазон настроечного тормозного пути 200(v/0,75)2 мм, где v - номинальная скорость (см. 5.2.1.1), м/с.

5.7.11.2 Грузовые испытания тормозов следует проводить с использованием грузов, устанавливаемых на несущем полотне.

Число ступеней, которое следует учитывать при определении суммарной тормозной нагрузки для эскалатора, определяется высотой транспортирования пассажиров h13, разделенной на максимальную видимую высоту подступенка (см. x1 на рисунке 5).

Нагрузку на одну ступень определяют по таблице 4 или как произведение qм.э (см. 5.2.6.3.1) на глубину ступени (см. y1 на рисунке 5).

При испытаниях допускается распределение общей тормозной нагрузки по двум третям учитываемого числа ступеней, но не более 300 кг на ступень.

При определении тормозной нагрузки для пассажирских конвейеров, которые имеют несколько наклонов вдоль своей длины (разностей в уровне), следует учитывать только те секции, которые движутся вниз.

TOC