ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке
5.4 Лестничное/пластинчатое полотно, ленты, направляющие
5.4.1 Общие требования
5.4.1.1 Лестничное/пластинчатое полотно эскалатора/пассажирского конвейера должно состоять из ступеней/пластин, соединенных не менее чем двумя тяговыми цепями, причем с каждой стороны ступени/пластины должна располагаться хотя бы одна цепь.
Допускается осуществлять привод пластин пассажирского конвейера одной цепью, если параллельность движения пластин рабочей ветви обеспечивается другими механическими средствами.
5.4.1.2 Рабочая поверхность настила ступеней, пластин или ленты должна иметь впадины в направлении движения, в которые входят зубья гребенок входных площадок.
Настил не должен оканчиваться впадиной у балюстрады.
Два крайних выступа настила и предшествующие им впадины ступеней эскалаторов для метрополитена должны иметь яркий отличительный цвет с каждой стороны ступени.
5.4.1.3 Подступенки ступеней должны иметь выступы с гладкой поверхностью. Впадины на конце настила ступени должны совпадать с выступами подступенка следующей ступени.
Подступенок не должен оканчиваться впадиной у балюстрады.
Край настила или съемный гребень настила, примыкающий к подступенку, должен быть притуплен.
5.4.1.4 Стык полотна ленты не должен иметь перепадов на поверхностях выступов и впадин.
5.4.1.5 Материалы, из которых изготовлены ступени, пластины или ленты, должны сохранять свои прочностные характеристики в течение установленного для них срока службы с учетом условий окружающей среды, например температуры, ультрафиолетового излучения, влажности, коррозии.
5.4.1.6 Поверхность настила должна обеспечивать надежную опору ногам пассажиров без проскальзывания (см. 5.5.2).
5.4.1.7 Для выделения края ступени эскалатора у входных площадок должно быть предусмотрено разграничение в направлении движения ступеней (например, впадина в настиле, полоса или гребень яркого отличительного цвета).
5.4.2 Размеры ступеней, пластин (см. рисунок 1, вид X и рисунок 5), ленты (см. рисунок 1, вид X)
5.4.2.1 Ширина ступени, пластины, ленты - по 5.2.3.
5.4.2.2 Высота ступени x1 должна быть не более 0,24 м.
Для эскалаторов метрополитена высота ступени x1 должна быть не более 0,205 м.
5.4.2.3 Глубина ступени y1 должна быть не менее 0,38 м.
5.4.2.4 Ширина b7 впадин настила должна быть не менее 5 мм (для ленты - не менее 4,5 мм) и не более 7 мм.
5.4.2.5 Глубина h7 впадин настила должна быть не менее 10 мм (для ленты - не менее 5 мм).
5.4.2.6 Ширина выступов настила b8 должна быть:
- не менее 2,5 мм и не более 5 мм - для ступени/пластины;
- не менее 4,5 мм и не более 8 мм - для ленты.
5.4.3 Конфигурация ступеней, пластин и ленты
5.4.3.1 В пассажирской зоне эскалатора настил ступеней должен быть горизонтальным с допуском в направлении движения не более 1:100.
5.4.3.2 У входных площадок ступени эскалатора должны направляться таким образом, чтобы передние края ступеней, выходящие из гребенки, и задние края ступеней, входящие в гребенку, двигались горизонтально на участке l от линии L2 (см. рисунок 1, вид X), не менее:
- 0,80 м - при номинальных скоростях не более 0,50 м/с и при высоте транспортирования пассажиров h13 не более 6 м;
- 1,20 м - при номинальных скоростях более 0,50 м/с или при высоте транспортирования пассажиров h13 более 6 м.
При номинальных скоростях более 0,65 м/с рекомендуется увеличивать этот размер до 1,60 м.
Разность уровней двух смежных ступеней/пластин по вертикали на горизонтальном участке должна быть не более 4 мм.
5.4.3.3 У верхних входных площадок пассажирских конвейеров с наклоном более 6° пластины или лента должны двигаться на участке длиной не менее 0,40 м под углом не более 6° до входа в гребенку или после выхода из гребенки.
При этом передний край пластины, выходящей из гребенки, и задний край пластины, входящей в гребенку, должны двигаться без изменения угла наклона на участке длиной не менее 0,40 м.
5.4.3.4 Зазор между двумя следующими друг за другом ступенями эскалаторов или пластинами пассажирского конвейера в любом положении на рабочей ветви, измеренный у поверхности настила [см. рисунок 1 (виды Y, Z), рисунок 6 (вид S) и рисунок 7 (вид U)], не должен превышать 6 мм. Измерения зазоров следует проводить так, как показано на указанных рисунках.
При эксплуатации допускается увеличение указанного зазора, но не более чем до 10 мм.
В районе переходных кривых пассажирских конвейеров при заходе выступов во впадины передних и задних кромок пластин допускается увеличение зазора до 8 мм (см. рисунок 7, вид V).
5.4.3.5 Зазор между ступенью, пластиной или лентой и фартуком не должен превышать 4 мм с любой из сторон и 7 мм - по сумме зазоров, измеренных с обеих сторон.
При эксплуатации допускается увеличение указанных зазоров, но не более чем до 6 мм с любой из сторон и не более 10 мм - по сумме зазоров с обеих сторон.
Для пассажирских конвейеров, у которых фартук заканчивается выше поверхности настила пластины или ленты, зазор, измеренный по вертикали от поверхности настила пластины/ленты до фартука, не должен превышать 4 мм. Поперечное смещение пластин или ленты не должно вызывать появление горизонтального зазора между фартуком и краем пластины или ленты.
Смещение по вертикали ступеней и пластин на рабочей ветви не должно превышать 4 мм, ленты - 6 мм.
5.4.3.6 Радиус кривизны верхнего перехода от наклонного к горизонтальному участку должен быть, м, не менее:
- 1,0 - при номинальных скоростях менее 0,5 м/с;
- 1,5 - при номинальных скоростях более 0,5 м/с, но не более 0,65 м/с;
- 2,6 - при номинальных скоростях более 0,65 м/с.
Радиус кривизны нижнего перехода от наклонного к горизонтальному участку эскалатора должен быть, м, не менее:
- 1,0 - при номинальных скоростях не более 0,65 м/с;
- 2,0 - при номинальных скоростях более 0,65 м/с.
У эскалаторов метрополитена радиусы кривизны верхнего и нижнего переходов от наклонного к горизонтальному участку должны быть не менее 2,6 м.
5.4.3.7 Для ленточных пассажирских конвейеров радиус кривизны в месте перехода от наклонного к горизонтальному участку должен быть не менее 0,4 м.
Для пластинчатых пассажирских конвейеров нет необходимости определять указанный радиус кривизны, т.к. он всегда будет достаточно большим вследствие необходимости обеспечить допустимый зазор между двумя следующими друг за другом пластинами (см. 5.4.3.4).
5.4.3.8 Конструкцией эскалатора/пластинчатого пассажирского конвейера должны быть исключены подъем ступеней/пластин на рабочем участке ветви несущего полотна и смещение несущего полотна в поперечном направлении более значений, указанных в 5.4.3.5.
5.4.3.9 При опускании ступени или пластины ниже уровня, при котором совмещение зубьев гребенки и впадин рабочей поверхности настила ступени/пластины более не обеспечивается, эскалатор или пассажирский конвейер должен быть остановлен блокировочными устройствами [см. 5.12.3, перечисление c)], расположенными перед каждой входной площадкой на расстоянии, достаточном для того, чтобы гарантировать, что опущенная ступень или пластина не дойдет до линии пересечения гребенки (см. тормозные пути, указанные в 5.7.3). Контроль опускания может осуществляться по любому месту ступени или пластины.
5.4.3.10 Использование по назначению эскалатора/пассажирского конвейера допускается только с полным комплектом ступеней/пластин. Отсутствие ступени/пластины должно выявляться [см. 5.12.3, перечисление b)], и эскалатор/пассажирский конвейер должен останавливаться до того, как проем, образовавшийся в результате отсутствия ступени/пластины, появится из-под гребенки нижней или верхней входной площадки в пассажирской зоне. Устройство, обнаруживающее отсутствие ступени/пластины, должно быть установлено в приводной и натяжной станциях со стороны нерабочего участка трассы движения ступеней/пластин.
5.4.3.11 В случае расстыковки тяговой цепи эскалатор или наклонный пластинчатый пассажирский конвейер должен быть остановлен блокировочным устройством [см. 5.12.3, перечисление d)].
5.4.3.12 При сползании обода (например, полиуретана) с основного или вспомогательного бегунков ступени эскалатора метрополитена несущее полотно должно быть остановлено блокировочным устройством [см. 5.12.3, перечисление o)].
5.4.4 Направляющие
5.4.4.1 Стрела упругого прогиба направляющих бегунков рабочего участка трассы движения ступеней/пластин эскалатора/пассажирского конвейера метрополитена под действием нагрузки qм.э (см. 5.2.6.3.1) должна быть не более 1/1000 длины пролета.
При расчете верхних криволинейных направляющих следует учитывать дополнительные усилия, возникающие от перегиба тяговых цепей.
5.4.4.2 Направляющие и их стыки на всех участках трассы должны быть предохранены от поперечного смещения.
5.4.4.3 Опоры по осевой линии ленты пассажирского конвейера должны быть установлены с интервалом не более 2 м и расположены не ниже чем на 50 мм относительно нижней поверхности ленты, нагруженной согласно 5.4.6.4.
5.4.4.4 Если монтаж/демонтаж ступеней/пластин проводят через открывающийся проем в направляющих несущего полотна, должно быть предусмотрено блокировочное устройство, предотвращающее пуск или останавливающее эскалатор/пассажирский конвейер при незакрытом проеме в направляющих на демонтажном участке ступеней/пластин [см. 5.12.3, перечисление j)].
5.4.5 Тяговые цепи
5.4.5.1 Расчетный запас прочности тяговой цепи должен быть не менее 5. Этот запас прочности определяется как отношение между разрушающим усилием цепи и статическим усилием, воздействию которого она подвергается, при загрузке несущего полотна статической нагрузкой qс в соответствии с 5.2.6.1 вместе с усилием натяжения натяжного устройства.
Расчетный запас прочности тяговой цепи эскалаторов и пассажирских конвейеров метрополитена должен быть не менее 7. Это запас прочности определяют как отношение разрывного усилия цепи к наибольшему расчетному натяжению при нагрузке qм.э (см. 5.2.6.3.1) с учетом усилия натяжного устройства, при этом динамические нагрузки не учитывают.
Если применяют более чем одну цепь, предполагается, что нагрузка между цепями распределяется равномерно.
5.4.5.2 Разрывное усилие тяговой цепи следует проверять на стенде. Для этого отбирают не менее двух однотипных отрезков цепи и доводят их до разрушения. При этом должно быть выполнено требование 5.4.5.1.
Длина отобранных для испытаний отрезков цепи должна быть не менее 600 мм. Испытания цепей допускается проводить совместно с осями ступеней, вставленными в отверстия полых валиков.
Допускается не доводить цепи до разрушения, если нагрузка при испытаниях превысила на 5% расчетную разрушающую нагрузку.
5.4.5.3 Каждый отрезок цепи эскалаторов метрополитена должен быть проверен на стенде под нагрузкой, превышающей в два раза наибольшее расчетное натяжение при нагрузке qм.э (см. 5.2.6.3.1).
После испытаний цепь не должна иметь остаточных деформаций или распрессовки деталей цепи.
5.4.5.4 Цепи должны быть постоянно натянуты. Перемещение натяжного устройства в сторону привода или в обратном направлении на расстояние 30 мм (не более) должно контролироваться устройством безопасности или функцией безопасности в соответствии с 5.12.3, перечисление d).
Применение пружин растяжения для натяжения цепей не допускается.
При использовании для натяжения цепей грузов должно быть предусмотрено их улавливание в случае обрыва.
Примечание - Допускается не натягивать концевые участки длиннозвенных цепей (шаг цепи равен шагу ступеней/пластин) за пределами пассажирской зоны, если предусмотрены конструктивные меры по обеспечению прохождения несущего полотна на указанных участках без соприкосновения смежных ступеней/пластин.
5.4.6 Лента
5.4.6.1 Расчетный запас прочности ленты, включая ее стык, должен быть не менее 5.
Расчетный запас прочности определяют как отношение разрывного усилия ленты (по данным предприятия - изготовителя ленты) к наибольшему расчетному натяжению при нагрузке qм.э (см. 5.2.6.2, 5.2.6.3.1) с учетом усилия натяжного устройства и динамических усилий в соответствии с 5.6.5 и 5.7.6.
Расчет должен быть проведен для наиболее неблагоприятного случая нагружения.
5.4.6.2 Лента должна выдерживать все возможные нагрузки и деформирующие воздействия, которые могут создаваться приводом, натяжным устройством и направляющей системой в ходе эксплуатации, и должна быть рассчитана на то, чтобы нести равномерно распределенную нагрузку 6000 Н/м2.
Примечание - Значение 6000 Н/м2 получают умножением статической нагрузки qс (см. 5.2.6.1) на коэффициент динамичности 1,2.
5.4.6.3 Ленту приводят в движение барабаном, и ее натяжение должно осуществляться постоянно и автоматически. При перемещении натяжного устройства в сторону привода или в обратном направлении на расстояние 30 мм (не более) должен подаваться сигнал [см. 5.12.3, перечисление d)] на остановку пассажирского конвейера.
Не допускается применение пружин растяжения для натяжения ленты.
При использовании для натяжения ленты грузов должно быть предусмотрено их улавливание в случае обрыва.
5.4.6.4 Ленту при натяжении, соответствующем условиям эксплуатации, следует испытывать одиночным усилием 750 Н (включая массу испытательной пластинки), приложенным через стальную пластинку размерами 0,15 x 0,25 x 0,025 м. Пластинку следует устанавливать посередине между опорными роликами, находящимися по краям ленты, таким образом, чтобы ее продольная ось была параллельна продольной оси ленты. Прогиб в центре не должен превышать 1/100z3 [z3 - поперечное расстояние между опорными роликами (см. z3 на рисунке 8)].
5.4.7 Ступени, пластины
5.4.7.1 Сборные ступени и пластины должны быть спроектированы таким образом, чтобы все комплектующие детали, например вкладыши, были надежно прикреплены и их крепление не ослаблялось в течение срока службы. Вкладыши и детали крепления должны выдерживать противодействующее усилие гребенки входной площадки при срабатывании блокировки входной площадки [см. 5.12.3, перечисление i)] от попадания под гребенку обуви или частей одежды пассажиров.
5.4.7.2 Коэффициент запаса прочности ступени/пластины должен быть не менее 5.
Запас прочности ступени/пластины определяют как отношение предела прочности деталей ступени к расчетным напряжениям, возникающим при равномерно распределенной максимальной эксплуатационной нагрузке (см. 5.2.6.2, 5.2.6.3.1) с учетом максимальных усилий от тяговых цепей, действующих на ступень/пластину на верхних криволинейных участках трассы движения лестничного/пластинчатого полотна.
5.4.7.3 Прочность ступеней/пластин должна подтверждаться испытаниями на стенде по 5.4.7.4 - 5.4.7.9.
Ступень испытывают в сборе вместе с бегунками (неподвижными), полуосями (или осями) в горизонтальном положении на наклонной опоре, угол наклона которой соответствует максимальному углу наклона направляющих эскалатора.
Пластину в сборе испытывают на горизонтальной опоре.
При проверке фактического запаса прочности по 5.4.7.4 допускается основные бегунки не устанавливать.
5.4.7.4 Для проверки фактического запаса прочности к ступени/пластине прикладывают нагрузку 5qм.э (не менее), равномерно распределенной по площади настила. Допускается прикладывать нагрузку 5qм.э через пластинку согласно требованиям 5.4.7.5.
Для ступеней/пластин, воспринимающих усилия от перегиба тяговых цепей на верхних криволинейных участках трассы движения лестничного/пластинчатого полотна, должно быть проведено испытание соответствующими пятикратными нагрузками, приложенными к осям ступени/пластины по центру шарниров тяговой цепи.
После испытаний ступень/пластина не должна иметь трещин, изломов или остаточной деформации более 4 мм, измеренной у поверхности настила.
5.4.7.5 Прочность изготовленных или отремонтированных ступеней проверяют приложением однократного усилия, равного 3000 Н (см. рисунок 9, усилие F1), прочность пластин - усилием, которое для пластины площадью 1 м2 составляет 7500 Н.
Указанное усилие (включая массу пластинки) прикладывают в центре стальной пластинки размером 0,20 x 0,30 м (0,30 x 0,45 м - для пластины площадью 1 м2) и толщиной не менее 25 мм перпендикулярно к поверхности настила. Короткий край пластинки должен быть расположен параллельно переднему краю ступени/пластины, длинный край пластинки - перпендикулярно к переднему краю ступени/пластины.
Для пластин меньшей или большей площади усилие и площадь нагрузки должны быть изменены пропорционально, при этом площадь нагрузки должна иметь отношение длин сторон 1:1,5; однако усилие не должно быть меньше 3000 Н (включая массу пластинки), размер пластинки не должен быть менее 0,20 x 0,30 м, а ее толщина должна быть не менее 25 мм. В случае пластин глубиной менее 0,30 м ширина испытательной пластинки должна быть 0,20 м, а длина пластинки должна быть равна глубине пластины.
Прогиб, измеренный у поверхности настила в ходе этого испытания, не должен превышать 4 мм. Остаточная деформация, превышающая допуски на установку, не допускается.
5.4.7.6 Настил ступени со стороны фартука не должен отклоняться в любом направлении более чем на 4 мм при приложении одиночной нагрузки 1500 Н (см. рисунок 9, усилие F2) у края ступени перпендикулярно к поверхности настила на площади 2500 мм2 через квадратную стальную плиту a1 x b (где a1 = b = 50 мм) толщиной не менее 15 мм. При наличии вставок/накладок на поверхности настила нагрузку следует прикладывать непосредственно к вставке/накладке, смонтированной на ступень. Площадка приложения нагрузки должна составлять a2 x b, где a2 - ширина вставки/накладки, b = 50 мм (см. рисунок 10). Усилие следует прикладывать вертикально. Направление действия силы не должно меняться во время испытания. Остаточная деформация, превышающая допуски на установку, не допускается.
F1 = 3000 Н; F2 = 1500 Н; a1 = 50 мм; b = 50 мм
Рисунок 9 - Испытание ступени
F2 = 1500 Н; a2 - ширина вставки/накладки; b = 50 мм
Рисунок 10 - Испытание ступени со вставками/накладками
5.4.7.7 Подступенок полностью собранной ступени не должен прогибаться более чем на 4 мм под воздействием одиночной нагрузки 1500 Н (см. рисунок 9, усилие F2), приложенной перпендикулярно к его поверхности на площади 2500 мм2, с использованием квадратной или круглой стальной пластинки толщиной не менее 25 мм, форма которой повторяет кривизну подступенка. Направление действия силы не должно меняться во время испытания. Остаточная деформация, превышающая допуски на установку, не допускается.
При наличии вставок/накладок на подступенке дополнительное испытание следует проводить на полностью собранной ступени нагрузкой F2, приложенной непосредственно к вставке/накладке, посредине полной высоты подступенка на площадке a2 x b, где a2 - ширина вставки/накладки, b = 50 мм (см. рисунок 10).
5.4.7.8 Ступень/пластина (независимо от ее размера) должна быть подвергнута воздействию нагрузки, пульсирующей в диапазоне 500 - 3000 Н на одной частоте в диапазоне 5 - 20 Гц в течение не менее 5 x 106 циклов, что позволяет обеспечить установившийся гармонический режим нагружения. Нагрузку следует прикладывать перпендикулярно к поверхности настила через стальную пластинку размером 0,20 x 0,30 м и толщиной не менее 25 мм, расположенную в центре поверхности настила так, как указано в 5.4.7.5.
В случае пластин глубиной менее 0,30 м ширина испытательной пластинки должна быть 0,20 м, а длина пластинки должна быть равна глубине пластины.
После испытания ступень/пластина не должна иметь признаков трещинообразования. Остаточная деформация, измеренная у поверхности настила, не должна превышать 4 мм. Ступени/пластины и их детали, например вкладыши или крепежные детали, должны быть надежно закреплены, и их крепление не должно ослабляться.
В случае повреждения бегунков в ходе испытания допускается их замена.
5.4.7.9 Ступень/пластина должна быть такой, чтобы она выдерживала скручивающую нагрузку, эквивалентную смещению на +/- 2 мм центра вспомогательного бегунка, движущегося по дуге, центром которой является центр основного бегунка. Смещение +/- 2 мм относится к расстоянию 400 мм между центрами вспомогательного и основного бегунков. При размерах, отличающихся от 400 мм, значение смещения изменяется пропорционально.
Динамическую нагрузку следует регулировать таким образом, чтобы гарантировать, что указанные выше прогибы достигаются в ходе испытания. Испытание следует проводить на одной частоте в диапазоне 5 - 20 Гц в течение не менее 5 x 106 циклов, что должно обеспечивать установившийся гармонический режим нагружения.
После испытания ступень/пластина не должна иметь признаков трещинообразования. Остаточная деформация, измеренная у поверхности настила, не должна превышать 4 мм. Ступени/пластины и их детали, например вкладыши или крепежные детали, должны быть надежно закреплены, и их крепление не должно ослабляться.
Примеры испытаний на кручение приведены в приложении D.
Испытание на кручение требуется только для пластин, оснащенных вспомогательными бегунками.