ГОСТ 33966.1-2020 (EN 115-1:2017). Межгосударственный стандарт. Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Требования безопасности к устройству и установке
5.2 Основные параметры и размеры
5.2.1 Скорость движения несущего полотна и поручней
5.2.1.1 Номинальная скорость движения несущего полотна v должна быть не более 0,75 м/с.
Для эскалаторов с углом наклона более 30° номинальная скорость должна быть не более 0,5 м/с.
Допускается увеличение номинальной скорости пассажирских конвейеров до 0,90 м/с при условии, что ширина пластин или ленты не превышает 1,10 м, а у входных площадок пластины или лента движутся горизонтально на участке не менее 1,60 м. Данное требование не распространяется на пассажирские конвейеры, имеющие участки ускорения, или на системы пассажирских конвейеров с непосредственным переходом между пассажирскими конвейерами, движущимися с разными скоростями.
Допускается отклонение фактической скорости несущего полотна без нагрузки в установившемся режиме от номинальной не более +/- 5% при номинальной частоте и номинальном напряжении питающей сети.
5.2.1.2 Скорость движения поручня не должна отличаться от скорости движения несущего полотна более чем на 2%.
5.2.1.3 Если технология обслуживания или ремонта эскалатора/пассажирского конвейера предполагает нахождение обслуживающего персонала рядом с движущимися или вращающимися деталями, должна быть предусмотрена возможность перемещения несущего полотна с ремонтной скоростью не более 0,15 м/с при выполнении этих работ.
Для эскалаторов и пассажирских конвейеров, устанавливаемых в метрополитене, ремонтная скорость должна быть не более 0,04 м/с.
При использовании ручного привода значения ремонтной скорости не регламентируются.
5.2.2 Угол наклона
Угол наклона эскалатора не должен быть более 30°, но при высотах транспортирования пассажиров h13, не превышающих 6 м, и при номинальной скорости, не превышающей 0,50 м/с, допускается увеличение угла наклона до 35° (см. рисунок 1).
Угол наклона эскалаторов тяжелого режима работы не должен быть более 30°.
Угол наклона пассажирских конвейеров не должен быть более 12°.
5.2.3 Ширина несущего полотна (ступени, пластины, ленты)
Номинальная ширина z1 несущего полотна эскалаторов и пассажирских конвейеров должна быть не менее 0,58 м и не более 1,10 м.
Для пассажирских конвейеров с углом наклона до 6° допускается ширина несущего полотна до 1,65 м.
5.2.4 Провозная способность
5.2.4.1 Максимальная фактическая провозная способность эскалатора/пассажирского конвейера не превышает значений, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Максимальная фактическая провозная способность П
Ширина ступени/пластины z1, м | Провозная способность П, чел./ч, при номинальной скорости v, м/с | ||
0,50 | 0,65 | 0,75 | |
0,60 | 3600 | 4400 | 4900 |
0,80 | 4800 | 5900 | 6600 |
1,00 | 6000 | 7300 | 8200 |
Примечание 1 - При проектировании транспортного узла следует учитывать, что максимальная фактическая провозная способность достигается при напряженном пассажиропотоке, дискомфортном для пассажиров.
Примечание 2 - Провоз покупательских и багажных тележек (см. приложение B) уменьшает провозную способность приблизительно на 80%.
Примечание 3 - В случае пассажирских конвейеров с пластинами шириной более 1,00 м провозная способность не увеличивается, так как пользователям необходимо держаться за поручень, дополнительная ширина нужна для того, чтобы можно было провозить покупательские или багажные тележки.
5.2.4.2 Максимальная фактическая провозная способность П (чел./ч, чел./мин) эскалаторов и пассажирских конвейеров в метрополитене, учитывающая реальное заполнение несущего полотна пассажирами, составляет, не более:
П = 8800(2,1 - v)z1v, чел./ч;
П = 190(2,1 - v)z1v, чел./мин.
5.2.5 Режимы работы
5.2.5.1 Эскалаторы и пассажирские конвейеры, которые:
- являются частью системы общественного транспорта, включая точки входа и выхода, или
- установлены на объектах, на которых предполагается их интенсивное использование, классифицируются в настоящем стандарте как эскалаторы или пассажирские конвейеры тяжелого Т режима работы.
Интенсивное использование: работа примерно в течение 140 ч в неделю с нагрузкой, достигающей 100% нагрузки, указанной для эскалаторов в таблице 4 и для пассажирских конвейеров - в таблице 5, в течение периодов общей продолжительностью не менее чем 0,5 ч в течение любого 3-часового интервала времени.
Таблица 4
Максимальная нагрузка на ступень эскалатора
Номинальная ширина z1, м | Нагрузка на одну ступень Q, кг |
До 0,60 включ. | 60 |
Св. 0,60 до 0,80 включ. | 90 |
Св. 0,80 до 1,10 включ. | 120 |
Таблица 5
Максимальная нагрузка для пассажирских конвейеров
Номинальная ширина z1, м | Нагрузка Q, кг, на отрезок длиной 0,4 м |
До 0,60 включ. | 50 |
Св. 0,60 до 0,80 включ. | 75 |
Св. 0,80 до 1,10 включ. | 100 |
Св. 1,10 до 1,40 включ. | 125 |
Св. 1,40 до 1,65 включ. | 150 |
Режим работы эскалаторов и пассажирских конвейеров тяжелого режима работы в метрополитене: работа примерно в течение 140 ч в неделю с эквивалентной эксплуатационной нагрузкой по 5.2.6.3.3, при этом не менее 3 ч непрерывной работы за любой интервал времени 6 ч со среднечасовой эксплуатационной нагрузкой по 5.2.6.3.2.
5.2.5.2 Эскалаторы и пассажирские конвейеры, которые:
- не являются частью системы общественного транспорта, включая точки входа и выхода, или
- не установлены на объектах, на которых предполагается их интенсивное использование, классифицируются в настоящем стандарте как эскалаторы или пассажирские конвейеры нормального Н режима работы.
5.2.6 Расчетные нагрузки
5.2.6.1 Максимальная статическая нагрузка qс для расчета металлоконструкций, плит перекрытий и входных площадок на прочность и жесткость составляет 5000 Н/м2.
5.2.6.2 Максимальная эксплуатационная нагрузка qм.э (Н/м) на один метр длины несущего полотна эскалатора/пассажирского конвейера определяется для эскалаторов - по данным таблицы 4, для пассажирских конвейеров - по данным таблицы 5 по формуле qм.э = 9,81Q/0,4. Максимальная нагрузка на поручень составляет 1% эксплуатационной нагрузки на несущем полотне.
5.2.6.3 Нагрузки для эскалаторов и пассажирских конвейеров в метрополитене
5.2.6.3.1 Максимальную эксплуатационную нагрузку на один метр длины несущего полотна qм.э (Н/м) для расчета деталей и узлов механизмов на прочность, расчета направляющих бегунков на жесткость, проверки пусковых и тормозных характеристик принимают равной 2000(2,1 - v)z1.
5.2.6.3.2 Среднечасовая эксплуатационная нагрузка для расчета номинальной мощности двигателя привода - 0,83qм.э.
5.2.6.3.3 Эквивалентная эксплуатационная нагрузка для расчета элементов конструкции на выносливость и долговечность - 0,63qм.э.
5.2.6.3.4 Эксплуатационные нагрузки на поручень составляют 1% соответствующих эксплуатационных нагрузок на несущем полотне.
5.2.7 Основные размеры
5.2.7.1 Основные принципиальные размеры эскалатора и пассажирского конвейера приведены на рисунках 1 - 8.
5.2.7.2 Рисунки 1 - 8 не определяют конструкцию.
1 - наклонная база; 2 - горизонтальная нижняя база;
3 - горизонтальная верхняя база; 4 - вертикальная нижняя
база; 5 - вертикальная верхняя база
Примечание - Зазоры между смежными ступенями на видах Y и Z даны в миллиметрах.
Рисунок 1 - Эскалатор (основные размеры)
Таблица
Основной размер | Пункт, подпункт | Основной размер | Пункт, подпункт |
b7 - 5 - 7 мм (настилы ступеней и пластин) | 5.4.2.4 | h8 >= 4 мм | 5.5.3 |
b7 - 4,5 - 7 мм (лента) | 5.4.2.4 | h13 - высота транспортирования пассажиров | 5.2.2 |
b8 - 2,5 - 5 мм (настилы ступеней и пластин) | 5.4.2.6 | L1 - линия основания зубьев гребенки | 5.5.2 |
b8 - 4,5 - 8 мм (лента) | 5.4.2.6 | L2 - линия пересечения гребенки | 5.8.3.2 |
h1 - 0,90 - 1,10 м | 5.8.3.1 | l - горизонтальный участок перед входной площадкой | 5.4.3.2 |
h2 >= 25 мм | 5.8.8.2 | ||
h3 - 0,10 - 0,25 м | 5.9.9 | l1 - расстояние между опорами | 5.3.1 |
h4 >= 2,30 м | 5.13.2 | l2 >= 0,60 м | 5.8.3.2 |
h5 >= 0,30 м | 5.13.6 | l3 >= 0,30 м | 5.8.3.3 |
h6 <= 4 мм | 5.5.3 | l4 >= 0,30 м | 5.9.10 |
h7 >= 10 мм (настилы ступеней и пластин) | 5.4.2.5 |
| 5.2.2 |
h7 >= 5 мм (лента) | 5.4.2.5 | 5.5.5 |
Рисунок 1, лист 2
1 - фартук (см. 5.8.8); 2a - внутренний плинтус
(см. 5.8.3.7); 2b - наружный плинтус (см. 5.8.3.4);
3 - внутренний щит (см. 5.8.3.7, 5.8.4); 4 - наружный щит
(см. 5.8.10); 5 - карниз балюстрады (см. 5.8.3.4)
Рисунок 2 - Эскалатор/пассажирский конвейер (вид в разрезе),
основные размеры
Таблица
Основной размер | Пункт, подпункт | Основной размер | Пункт, подпункт | Основной размер | Пункт, подпункт |
b1 <= z2 + 0,45 м | 5.9.8 | b6 <= 5 мм по всей трассе, кроме НКУ <1>; b6 <= 7 мм на НКУ | 5.9.4 | h2 >= 25 мм | 5.8.8.2 |
b2 = 70 - 100 мм | 5.9.6 | h3 = 0,10 - 0,25 м | 5.9.9 | ||
b3 < 0,12 м (если | 5.8.3.7 |
| 5.9.4 | z2 = z1 + 7 мм; расстояние между фартуками | 5.4.3.5 |
b12 >= 25 мм | 5.9.5 | ||||
b4 < 30 мм | 5.8.3.7 | b18 >= 8 мм | 5.9.5 | ||
b5 <= 50 мм | 5.9.7 | h1 = 0,90 - 1,10 м | 5.8.3.1 | 5.8.3.7 | |
<1> НКУ - нижний криволинейный участок рабочей ветви трассы поручня. |
Рисунок 2, лист 2
1 - ограждение, препятствующее влезанию (см. 5.8.3.4);
2 - ограждение, ограничивающее доступ (см. 5.8.3.5);
3 - противоскользящее устройство (см. 5.8.3.6);
4 - вертикальный предохранительный щиток (см. 5.13.6)
Рисунок 3 - Устройства, препятствующие
ненадлежащему использованию
Таблица
Основной размер | Пункт, подпункт | Основной размер | Пункт, подпункт |
b10 >= 80 мм | 5.13.3 | h9 = (1000 +/- 50) мм | 5.8.3.4 |
b13, b14 | 5.8.3.5 | h10 = 25 - 150 мм | 5.8.3.5 |
b15, b16 | 5.8.3.6 | h11 >= 20 мм | 5.8.3.6 |
b17 >= 100 мм | 5.8.3.6 | l5 >= 1000 мм | 5.8.3.4 |
h5 >= 0,30 м | 5.13.6 |
|
|
Рисунок 3, лист 2
1 - препятствие (например, колонна)
Таблица
В миллиметрах
Основной размер | Пункт | Основной размер | Пункт |
b9 >= 400 | 5.13.6 | h4 >= 2300 | 5.13.2 |
b10 >= 80 | 5.13.3 | h12 >= 2100 | 5.13.2 |
b11 >= 160 | 5.13.5 |
|
|
Рисунок 4 - Расстояния между элементами конструкции здания
и эскалатором/пассажирским конвейером
1 - настил ступеней; 2 - подступенок
Рисунок 5 - Ступени (основные размеры)
Таблица
В метрах
Основной размер | Пункт, подпункт |
x1 <= 0,24 | 5.4.2.2 |
y1 >= 0,38 | 5.4.2.3 |
z1 = 0,58 - 1,10 | 5.2.3 |
Рисунок 5, лист 2
Рисунок 6 - Пластины, зазор (в миллиметрах) между смежными
пластинами (пластинчатый пассажирский конвейер без выступов
и впадин на передних и задних краях пластин) у нижней
и верхней входных площадок и в месте перехода
от горизонтального участка к наклонному
Рисунок 7 - Пластины, зазор и глубина входа (в миллиметрах)
выступов в углубления смежной пластины (пластинчатый
пассажирский конвейер с выступами и впадинами на передних
и задних краях пластин) у нижней и верхней входных площадок
и в месте перехода от горизонтального участка к наклонному
z3 - расстояние между опорными роликами в поперечном
направлении, мм (см. 5.4.6.4)
Рисунок 8 - Лента (вид в разрезе), одиночное усилие