ГОСТ 3163-2020. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Прицепы и полуприцепы автомобильные. Общие технические требования
5 Общие технические требования
5.1 Основные технические требования
5.1.1 Перечень основных технических требований, установленных в отношении ТС категории O, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Технические требования к ТС категории O
Объект технического регулирования | Категория ТС | Технические требования |
1 Световозвращатели | O | В соответствии с [2] |
2 Устройства для освещения заднего номерного знака | O | В соответствии с [3] |
3 Указатели поворота | O | В соответствии с [4] |
4 Габаритные огни, сигналы торможения | O | В соответствии с [5] |
5 Устойчивость к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитная совместимость | O | В соответствии с [6] |
6 Эффективность тормозных систем | O | В соответствии с [7] |
7 Фонари заднего хода | O | В соответствии с [8] |
8 Оснащение шинами | O | В соответствии с [9], [10] |
9 Пожарная безопасность | O | В соответствии с [11] |
10 Лампы накаливания | O | В соответствии с [12] |
11 Задние противотуманные огни | O | В соответствии с [13] |
12 Оснащение безопасными стеклами | O | В соответствии с [14] |
13 Оснащение устройствами освещения и световой сигнализации | O | В соответствии с [15] |
14 Оснащение сцепными устройствами | O | В соответствии с [16] |
15 Оснащение задними защитными устройствами ТС для перевозки грузов | O3, O4 | В соответствии с [17] |
16 Оснащение боковыми защитными устройствами ТС для перевозки грузов | O3, O4 | В соответствии с [18] |
17 Рулевое управление | O | В соответствии с [19] |
18 Боковые габаритные фонари | O | В соответствии с [20] |
19 Оснащение укороченными сцепными устройствами | O3, O4 | В соответствии с [21] |
20 Светоотражающая маркировка | O3, O4 | В соответствии с [22] |
21 Уровень шума от качения шин | O | В соответствии с [23] |
22 Сцепление шин на мокром покрытии | O1, O2 | В соответствии с [23] |
23 Сопротивление качению шин | O | В соответствии с [23] |
24 Защита от разбрызгивания из-под колес | O3, O4 | В соответствии с [24] (пункт 9 приложения N 3) |
25 Весовые ограничения | O | В соответствии с [24] (пункт 14 приложения N 3) |
26 Устойчивость | O | В соответствии с [24] (пункт 4 приложения N 3) |
27 Идентификация ТС | O | В соответствии с [24] (пункты 1, 2, 4 приложения N 7) |
28 Интерфейс ТС | O | В соответствии с [24] (пункт 15 раздела IV) |
Примечание - В отношении специализированных и специальных ТС категории O дополнительно применяют требования в соответствии с [24] (приложение N 6). |
5.2 Дополнительные технические требования
5.2.1 Требования стойкости к внешним воздействиям
5.2.1.1 Лакокрасочные покрытия прицепов или полуприцепов, кроме поставляемых на комплектацию окрашенных грунтом, не должны разрушаться при механической мойке струей воды под давлением до 0,15 МПа (1,5 кгс/см), а также должны быть стойкими к воздействию топливо-смазочных материалов.
5.2.1.2 Срок службы лакокрасочного или иного защитного покрытия - не менее 5 лет при эксплуатации прицепов (полуприцепов).
5.2.2 Требования эргономики и технической эстетики
5.2.2.1 Лакокрасочные покрытия, применяемые для наружных поверхностей прицепов или полуприцепов, должны допускать возможность подкраски или перекраски их красками естественной сушки.
5.2.2.2 Усилия, необходимые для подъема запасного колеса, откидного трапа, не должны превышать 500 Н (50 кгс). При применении механизмов подъема (механического, гидравлического) усилие на рукоятке привода механизмов, если оно циклически повторяется, не должно превышать 200 Н (20 кгс).
Усилие, необходимое для подъема борта платформы (приведение в транспортное положение), должно быть не более 300 Н (30 кгс).
Усилие, необходимое для открывания и закрывания запорных устройств бортов платформы, должно быть не более 200 Н (20 кгс).
5.2.2.3 Усилия на рукоятке привода механизма подъема - опускания опорных устройств полуприцепов и опорной стойки одноосного прицепа должны быть не более 200 Н (20 кгс). Для опорных устройств с нагрузкой более 200 кН (20 тс) по согласованию с потребителем (заказчиком) допускается увеличение усилия, но не более 400 Н (40 кгс).
5.2.3 Конструктивные требования
5.2.3.1 Размеры и расположение тягово-сцепного и поворотного устройств прицепов должны быть такими, чтобы при повороте автопоезда (при движении вперед) соблюдались расстояния между тягачом и прицепом, указанные на рисунке 1, и при этом не было касания прицепа с автомобилем-тягачом в условиях эксплуатации.
R1 - радиус габарита задней части тягача (прицепа или
полуприцепа для многозвенного автопоезда); R2 - радиус
габарита передней части прицепа; P1 - центр тягово-сцепного
устройства; P2 - центр поворотного устройства прицепа;
L - расстояние до центра тягово-сцепного устройства
для прицепов с центральной осью (осями) - не более 420 мм
Рисунок 1 - Расстояния между автомобилем-тягачом и прицепом
при повороте автопоезда
Данные требования не распространяются на прицепы, оборудованные сцепным устройством, изменяющим расстояние между прицепом и автомобилем-тягачем при повороте.
Присоединительные размеры полуприцепов - по ГОСТ 12105 (исполнение А).
5.2.3.2 Конструкцией прицепов или полуприцепов, кроме прицепов или полуприцепов, скорость которых ограничена требованиями конструкторской документации, должна быть обеспечена возможность их движения в составе автопоезда полной массы с максимальной скоростью не ниже максимальной скорости основного автомобиля-тягача.
5.2.3.3 Дорожный просвет прицепов или полуприцепов, кроме прицепов или полуприцепов с пониженной погрузочной высотой, должен быть не менее чем у основного автомобиля-тягача.
5.2.3.4 Полуприцепы должны быть оборудованы опорным устройством для поддержания передней части в отцепленном состоянии и обеспечивать удобства сцепки (расцепки) полуприцепа с автомобилем-тягачом силами одного человека.
Органы управления опорным устройством должны быть расположены только с правой стороны полуприцепа.
5.2.3.5 Конструкцией прицепов или полуприцепов должно быть обеспечено удобство выполнения уборочных и моечных работ (удаление грязи, пыли, снега).
5.2.3.6 Управляемые колеса прицепов и полуприцепов должны иметь блокировочное устройство для удобства маневрирования при движении автопоезда задним ходом.
Конструкцией блокировочного устройства должна быть исключена возможность его самопроизвольного включения (выключения).
5.2.3.7 Прицепы или полуприцепы должны иметь запасные колеса и соответствующие устройства для их крепления. Число запасных колес и их необходимость для самосвальных прицепов, прицепов-роспусков и одноосных прицепов, буксируемых грузопассажирскими ТС, устанавливают по согласованию с потребителем (заказчиком).
5.2.3.8 Прицепы или полуприцепы, имеющие бортовые платформы, могут быть оборудованы приспособлениями (крюками, скобами и т.п.) для увязки тента и крепления груза, а также по требованию потребителя (заказчика) должна быть обеспечена возможность крепления каркаса тента и дополнительных бортов или надставок.
Бортовые платформы прицепов или полуприцепов должны иметь задний и боковые откидные борта. Бортовые платформы одноосных прицепов полной массой до 1,2 т включительно допускается оборудовать одним откидным задним бортом.
5.2.3.9 По требованию потребителя (заказчика) прицепы или полуприцепы укомплектовывают надставными бортами.
Конструкцию устройств для крепления надставных бортов платформ прицепов или полуприцепов грузоподъемностью 4,0 т и более рекомендуется рассчитывать на максимальную высоту надставных бортов, определяемую условиями полного использования грузоподъемности прицепов или полуприцепов при перевозке грузов с удельным объемом не менее 2,5 м3/т.
5.2.3.10 По требованию потребителя (заказчика) конструкцией платформ должна быть предусмотрена возможность установки уплотнительных устройств, исключающих утерю сыпучих грузов при их перевозке.
5.2.3.11 Места для установки домкратов должны быть указаны в руководстве по эксплуатации.
5.2.3.12 Прицепы, кроме одноосных и роспусков, должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с автомобилем-тягачом.
При самопроизвольной расцепке петли дышла с тяговым крюком (в случае аварийного отрыва), устройство не должно допускать касания сцепной петли дышла с поверхностью горизонтального участка дороги.
5.2.3.13 Прицепы или полуприцепы должны иметь не менее двух противооткатных упоров, размещенных в легкодоступном месте.
5.2.3.14 Полуприцепы, предназначенные для перевозки длинномерных грузов (труб, бревен и т.п.), должны иметь впереди устройство, защищающее кабину водителя автомобиля-тягача от повреждения вследствие возможного смещения перевозимого груза при резком торможении.
5.2.3.15 Самосвальные прицепы или полуприцепы должны быть оборудованы приспособлением для фиксации поднятого незагруженного кузова.
5.2.3.16 Прицепы или полуприцепы должны быть оборудованы ступеньками или лестницей для подъема на платформу, если конструкцией не предусмотрены другие элементы, выполняющие их функции. Опорная поверхность ступеньки должна быть рифленой.
5.2.3.17 Конструкцией подъемника запасного колеса не должно быть допущено его падение при освобождении рукоятки привода подъемника.
