ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 колесные транспортные средства; КТС: Транспортные средства категорий L, M, N и O, снабженные колесным движителем, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также на автомагистралях.
3.2 мощность нетто Pn, кВт: Эффективная мощность, снятая с коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, на двигатель при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельного двигателя при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.
Примечание - Комплектация двигателя для определения полезной мощности (нетто) - в соответствии с приложением А.
3.3 мощность брутто Nб, кВт: Эффективная мощность, снятая с коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке на двигатель при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельного двигателя, при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.
Примечание - Комплектация двигателя для определения мощности брутто - в соответствии с приложением Б.
3.4 мощность механических потерь PМ.П, кВт: Мощность, затрачиваемая на преодоление трения в двигателе, на приведение в действие устройств, обслуживающих двигатель, и на насосные потери.
3.5 максимальный крутящий момент нетто Mmax, Н·м: Установленный техническими условиями на двигатель максимальный крутящий момент при указываемой частоте вращения коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, отрегулированного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, при полностью открытом дросселе у двигателя с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельных двигателей, при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.
Примечание - Комплектация двигателя для определения полезной мощности (нетто) - в соответствии с приложением А.
3.6 максимальный крутящий момент брутто Mб max, Н·м: Установленный техническими условиями на двигатель максимальный крутящий момент при указываемой частоте вращения коленчатого вала (или его эквивалента) двигателя, изготовленного, оборудованного и обкатанного в соответствии с конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке, при полностью открытом дросселе у двигателей с принудительным зажиганием и при полной подаче топлива у дизельных двигателей при комплектации двигателя серийным оборудованием и устройствами.
Примечание - Комплектация двигателя для определения мощности брутто - в соответствии с приложением Б.
3.7 частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту двигателя nM max, мин-1: Частота (или диапазон частот) вращения коленчатого вала, при которой двигатель развивает максимальный крутящий момент.
3.8 максимальная частота вращения холостого хода nх.х max, мин-1: Наибольшая частота вращения холостого хода, установленная в технических условиях на двигатель.
3.9 минимальная частота вращения холостого хода nх.х min, мин-1: Минимальная частота вращения холостого хода, установленная в технических условиях на двигатель и обеспечивающая устойчивую работу двигателя на холостом ходу не менее 10 мин.
3.10 удельный расход топлива geo, г/кВт·ч: Масса топлива, расходуемого в двигателе за 1 ч, отнесенная к соответствующей приведенной мощности, развиваемой двигателем.
Примечание - Удельный расход топлива газовых двигателей допускается выражать как удельный расход энергии, Дж/кВт·ч.
3.11 условная индикаторная мощность цилиндра Piц, кВт: Разность между мощностью нетто (или брутто) и мощностью, развиваемой этим же двигателем при этой же частоте вращения, но при выключенном в одном из цилиндров зажигании или при прекращении подачи топлива в один из цилиндров.
3.12 коэффициент равномерности работы цилиндров: Отношение наименьшей условной индикаторной мощности одного из цилиндров к наибольшей условной индикаторной мощности одного из цилиндров данного двигателя.
3.13 условный механический КПД: Отношение мощности нетто (брутто) двигателя к его условной индикаторной мощности.
3.14 масса двигателя G, кг: Масса двигателя с маховиком, картером маховика, водяным насосом, вентилятором, шкивами и ремнями и приводом вентилятора, масляным насосом и масляными фильтрами, карбюратором, топливным насосом, свечами зажигания, распределителем и катушкой зажигания (для двигателей с принудительным зажиганием) или с форсунками, насосом высокого давления, подкачивающей помпой, топливными фильтрами, свечами накала (для дизельных двигателей), впускным и выпускным трубопроводами, ступенчатым наддувом, воздухоочистителем и стартером (при условии, если вышеперечисленные агрегаты и детали установлены непосредственно на двигателе), но без сцепления, радиатора системы охлаждения, масляного радиатора (если он не встроен в двигатель), глушителя и его труб, автомобильного компрессора, насоса гидроусилителя руля, предпускового подогревателя, без охлаждающей жидкости и масла, без деталей крепления двигателя.
Примечание - При указании массы двигателя, комплектация которого отличается от указанной выше, должно быть отмечено отличие по номенклатуре составных частей.
3.15 номинальная частота вращения: Частота вращения коленчатого вала, установленная техническими условиями на двигатель для номинальной мощности.
3.16 отработавшие газы; ОГ: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и взвешенных частиц), поступающая из цилиндров двигателя в его выпускную систему.
3.17 влажные ОГ: ОГ, влагосодержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.
3.18 коэффициент избытка воздуха: Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива.
3.19 метод разбавления полного потока: Процесс смешивания разбавляющего воздуха с полным потоком ОГ до отделения доли разбавленных ОГ для проведения анализа.
3.20 метод разбавления части потока: Процесс отделения от полного потока части потока ОГ, необходимой для анализа, с последующим его смешиванием с соответствующим количеством разбавляющего воздуха для проведения измерения массы и количества взвешенных частиц.
3.21 выбросы вредных веществ; ВВВ: Компоненты, входящие в состав ОГ и считающиеся загрязнителями атмосферы.
Примечание - Например, ВВВ являются оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, выраженные в эквиваленте диоксида азота, и взвешенные частицы.
3.22 удельные выбросы вредных веществ (удельные ВВВ): Массовое количество вредных веществ, выраженное в граммах на киловатт-час [г/(кВт·ч)].
3.23 цикл испытаний на установившихся режимах: Испытательный цикл, включающий последовательность режимов, на которые отводят достаточное время для достижения двигателем определенной частоты вращения, крутящего момента и критериев стабильности на каждом режиме.
3.24 цикл испытаний на быстропеременных режимах: Испытательный цикл, включающий последовательность нормализованных значений частоты вращения и крутящего момента, которые относительно быстро изменяются по времени.
Примечание - Проведение испытаний на быстропеременных режимах - см. [2] <1>.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 16183-2013 "Высоконагруженные двигатели. Измерение выбросов газообразных вредных веществ в неразбавленных отработавших газах и выбросов частиц с использованием системы разбавления части потока при проведении испытаний на быстропеременных режимах".
3.25 пробоотборная система: Устройство для подачи ОГ из выпускной системы двигателя в измерительную камеру газоанализатора или дымомера.
3.26 взвешенные частицы: Любая субстанция, отложившаяся на фильтре из определенного материала после разбавления ОГ чистым отфильтрованным воздухом при температуре не более 325 К (52 °C), измеренной в точке непосредственно перед фильтром.
Примечание - Прежде всего, это углерод (сажа), углеводороды и сульфаты со связанной водой.
3.27 дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб ОГ определенной длины, либо видимая дисперсия жидких и/или взвешенных частиц в ОГ, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и масла в цилиндрах двигателя.
3.28 дымомер: Средство измерения дымности ОГ.
3.29 коэффициент поглощения света k, м-1: Значение дымности, измеренное по основной шкале дымомера с диапазоном от 0 до .
Примечание - Для сопоставления полученных результатов необходимо определять температуру и давление в зоне измерения дымности, так как они влияют на коэффициент поглощения светового потока.
3.30 показатель дымности (непрозрачности) N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале с диапазоном 0% - 100%.
3.31 эффективная фотометрическая длина: Длина участка светового луча между источником излучения и приемником (через который проходит поток ОГ), при необходимости скорректированная в соответствии с требованиями учета неоднородности, вызванной различием градиента плотности потока, а также эффекта интерференции.
3.32 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении органа управления подачей топлива из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.
3.33 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения XMi, м-1: Видимый выброс загрязняющих веществ с ОГ двигателей с воспламенением от сжатия, характеризующийся максимальным значением коэффициента поглощения света, измеренным в режиме свободного ускорения.
3.34 результат определения дымности в режиме свободного ускорения: Среднее арифметическое значение четырех последних измерений дымности ОГ.
3.35 испытательный цикл (режимы испытаний): Совокупность фиксированных по частоте вращения и мощности режимов работы двигателя, устанавливаемая в соответствии с его назначением и реализуемая в процессе испытаний.
3.36 двигатель с принудительным зажиганием: Двигатель внутреннего сгорания, воспламенение в котором инициируется электрической искрой.
3.37 уровень шума (звукового давления) двигателя, дБA: Характеристика внешнего шума, производимого двигателем при его работе на внешней скоростной характеристике, измеренная по установленной методике на расстоянии 1 м от испытуемого двигателя.
3.38 пусковые качества двигателя: Совокупность свойств двигателя, его узлов и агрегатов, систем КТС, от которых зависит надежный пуск двигателя, обеспечивающих приведение двигателя в действие с принятием нагрузки в определенных условиях и за установленное время.
3.39 холодный двигатель: Двигатель при температуре его деталей, охлаждающей жидкости, моторного масла и топлива, отличающейся от температуры окружающего воздуха не более чем на 1 °C (без учета погрешностей измерений).
3.40 горячий двигатель: Двигатель, остановленный после работы, при температуре окружающего воздуха до 45 °C и температуре охлаждающей жидкости и/или моторного масла не ниже 5 °C рабочей температуры двигателя, установленной в технических условиях на двигатель конкретного типа.
3.41 надежный пуск двигателя: Пуск двигателя, оборудованного всеми навесными агрегатами, на основном топливе не более чем за три попытки пуска "холодного двигателя" и не более чем за две попытки пуска горячего двигателя и двигателя после тепловой подготовки.
3.42 предельная температура надежного пуска холодного двигателя: Наиболее низкая температура окружающего воздуха, при которой осуществляется надежный пуск двигателя с допустимыми отклонениями от температуры окружающего воздуха (без учета погрешностей измерений).
3.43 время подготовки двигателя к принятию нагрузки: Общие затраты времени на приведение в действие и работу устройства облегчения пуска холодного двигателя, или устройства для облегчения пуска горячего двигателя, или системы тепловой подготовки, а также на пуск двигателя и его работу на холостом ходу до достижения состояния, обеспечивающего принятие нагрузки.
3.44 минимальная пусковая частота вращения: Наименьшая для данной температуры средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, при которой обеспечивается пуск стартером двигателя за две попытки пуска.
3.45 среднее давление трения pМ.П, МПа: Условная удельная величина, характеризующая сопротивление проворачиванию коленчатого вала двигателя (укомплектованного всеми штатными навесными агрегатами, необходимыми для работы двигателя).
3.46 система последующей обработки отработавших газов, система нейтрализации отработавших газов; СПООГ: Совокупность компонентов, обеспечивающих снижение ВВВ с ОГ при работе двигателя.
3.47 диагностический индикатор: Световой индикатор на панели приборов КТС, информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и СПООГ.
3.48 встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию двигателя устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя и накопление данных о неисправностях в системах управления двигателем и СПООГ.
3.49 экологический класс: Классификационный код, характеризующий КТС в зависимости от уровня удельных ВВВ, наличия и возможностей бортовой системы диагностики.
