БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний

9 Обработка результатов испытаний

 

9.1 По данным измерений, полученным при испытании двигателя, а также по результатам расчетов величин, определяемых аналитически, строят графики. Опытные точки наносят на график. На кривых (графиках) величин, получаемых в результате расчетов (например, P и g), точки не ставят.

Если установленное на стенде оборудование для испытания двигателя не полностью соответствует в части отображения единиц измерения в системе СИ, рекомендуется до вычисления по формулам данного раздела измеренные значения привести в соответствие с требованиями ГОСТ 8.417. В формулах раздела 9 температура T выражена в градусах Кельвина. В соответствии с ГОСТ 8.417 температуру в градусах Цельсия (обозначение t) определяют выражением t = T - T0, где T0 = 273,15 К.

При измерении ВВВ значения концентраций могут иметь размерность млн-1 (частиц на миллион), которая не входит в систему СИ.

9.2 Определение мощности двигателя

9.2.1 Измеренную мощность Pm, кВт, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний или ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (8)

 

где n - частота вращения, мин-1;

Mm - измеренный крутящий момент, Н·м.

9.2.2 Приведение полезной мощности

Если установка двигателя на стенд в полном соответствии с приложением А невозможна или нецелесообразна, то следует вычислять приведенную полезную мощность Pn, кВт, по формуле

 

Pn = Pm - Pa + Pb, (9)

 

где Pm - измеренная мощность, кВт;

Pa - мощность, которая должна потребляться вспомогательным оборудованием, необходимым для работы двигателя, но не устанавливаемым на стенде, кВт;

Pb - мощность, потребляемая вспомогательным оборудованием, которое должно быть демонтировано на время испытания, но не демонтировано, кВт.

Данные по затратам на привод оборудования должны быть определены при испытаниях (см. 8.10) или предоставлены производителем двигателя.

9.3 При построении кривой мощности по ВСХ в зависимости от частоты вращения по [12] используют приведение к стандартным атмосферным условиям.

Приведение мощности двигателя к стандартным атмосферным условиям P0 (температура T0 = 298 К (25 °C); сухое давление pso = 99 кПа) осуществляется по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (10)

 

где ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - поправочный коэффициент (ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний или ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний);

Pm - измеренная мощность.

9.4 Расчет поправочных коэффициентов ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний и ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний

9.4.1 Для двигателей с принудительным зажиганием без наддува или с наддувом поправочный коэффициент ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний численно равен коэффициенту атмосферных условий fa, и поэтому поправочный коэффициент ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний рассчитывают по формуле (3).

Испытание считается действительным, если поправочный коэффициент ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний находится в пределах ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.

Если эти предельные значения оказались превышены, должно быть зафиксировано полученное приведенное значение, а в протоколе испытания должны быть точно указаны условия проведения испытания (температура и давление).

9.4.2 Для дизельных двигателей поправочный коэффициент мощности ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (11)

 

где fa - коэффициент атмосферных условий, вычисляемый по формулам (1) и (2);

fm - характеристический параметр для каждого типа двигателя и настройки, зависящий от приведенного расхода топлива qc.

При цикловой подаче расход топлива qc, равный 40 - 65 мг/(л·цикл), вычисляют по формуле

 

fm = 0,036·qc - 1,14, (12)

 

при этом qc = q/r, (13)

 

здесь q - расход топлива в миллиграммах на цикл и на литр общего рабочего объема, мг/(л·цикл);

r - отношение давлений на выходе и входе компрессора (r = 1 для двигателей без наддува).

Примечание - Значение q вычисляют по формуле

- для четырехтактного двигателя: ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний;

- для двухтактного двигателя: ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний,

где GF - массовый расход топлива, кг/ч;

n - частота вращения коленчатого вала, мин-1;

VДВ - рабочий объем двигателя, дм3.

 

При значении qc <= 40 мг/(л·цикл) принимают постоянное значение fm = 0,3.

Для значений qc >= 65 мг/(л·цикл) принимают постоянное значение fm = 1,2.

Испытание считают действительным, если поправочный коэффициент ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний находится в пределах ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.

Если эти предельные значения превышены, то должно быть зафиксировано полученное приведенное значение, а в протоколе испытания должны быть точно указаны условия проведения испытания (температура и давление).

9.5 Среднее эффективное давление pe, МПа - для формулы (14) [бар - для формулы (15)], вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний (14)

 

или

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (15)

 

где M - крутящий момент двигателя, Н·м - для формулы (14), кгс·м - для формулы (15);

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - тактность двигателя;

Vh - рабочий объем цилиндра, дм3;

i - число цилиндров.

9.6 Влажность воздуха

9.6.1 Относительной влажностью воздуха Ra, %, называют отношение парциального давления водяного пара, содержащегося во влажном воздухе заданного состава, к парциальному давлению насыщенного водяного пара при той же температуре, вычисляемое по формуле

 

Ra = 100·pv/pa, (16)

 

где pv - парциальное давление водяных паров в воздухе, кПа;

pa - давление насыщенных паров воздуха, кПа.

Значения pa допускается определять по таблице Л.1 приложения Л.

9.6.2 Парциальное давление сухого воздуха

Поскольку барометрическое давление pb влажного воздуха равно сумме парциальных давлений сухого воздуха ps и водяного пара pv, то давление сухого воздуха ps, кПа, вычисляют по формулам

 

ps = pb - pv; (17)

 

ps = pb - 0,01Ra·pa, (18)

 

где pb - общее барометрическое давление, кПа;

pv - парциальное давление водяных паров.

9.6.3 Абсолютную влажность (массу воды на 1 кг сухого воздуха) Ha, г/кг, на впуске вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (19)

 

где Ra - относительная влажность;

pa - давление насыщенных водяных паров;

pb - барометрическое давление.

9.6.4 Плотность влажного ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, кг/м3, воздуха после компрессора и теплообменника охлаждения наддувочного воздуха (ТОНВ) вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (20)

 

где pAC - давление воздуха после ТОНВ, кПа;

TAC - абсолютная температура воздуха после ТОНВ, К;

Ha - абсолютная влажность воздуха, г/кг.

9.7 Определение коэффициента избытка воздуха

Коэффициент избытка воздуха ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (21)

 

где qmaw - массовый расход воздуха на впуске во влажном состоянии, кг/ч;

(A/F)st - стехиометрический коэффициент;

qmf - массовый расход топлива, кг/ч.

9.8 Стехиометрический коэффициент (A/F)st, кг/кг, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний (22)

 

где ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - молярные доли компонентов для состава топлива ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.

Если состав топлива неизвестен, то в качестве альтернативы могут быть использованы следующие стехиометрические коэффициенты:

(A/F)st (дизельное топливо) = 14,5;

(A/F)st (бензин) = 14,7;

(A/F)st (СУГ) = 15,5;

(A/F)st (ПГ) = 17,2;

(A/F)st (E10) = 14,08;

(A/F)st (этанол) = 9,0.

9.9 Определение массового расхода ОГ

Массовый расход ОГ qmew, кг/ч, вычисляют по формуле

 

qmew = qmaw + qmf, (23)

 

где qmaw - массовый расход воздуха на впуске во влажном состоянии, кг/ч;

qmf - массовый расход топлива, кг/ч.

Если двигатель работает в двухтопливном режиме, то требуется определить значение суммарного расхода qmf обоих топлив по формуле

 

qmf = qmf1 + qmf2, (24)

 

где qmf1 - массовый расход топлива 1, кг/ч;

qmf2 - массовый расход топлива 2, кг/ч.

9.10 Определение удельных выбросов вредных веществ

9.10.1 Удельные выбросы газообразных компонентов egas, г/кВт·ч, вычисляют по формуле:

а) все компоненты, за исключением NOx:

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (25)

 

б) для NOx:

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (26)

 

где mgas - массовый расход ВВВ, г/ч;

Pn - фактическая полезная мощность двигателя, кВт;

kh - коэффициент (kh,D) или (kh,G), учитывающий температуру и влажность воздуха на впуске (см. 9.10.2).

9.10.2 Поправка на сухое/влажное состояние

Измеренная концентрация на сухой основе cd, если она не была уже измерена на влажной основе cw, преобразуется в концентрацию во влажном состоянии для каждого отдельного режима по формуле

 

cw = kw·cd, (27)

 

где kw - поправочный коэффициент для первичных ОГ, вычисляемый по нижеприведенным формулам:

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний (28)

 

или

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний (29)

 

и

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (30)

 

при этом kf = 0,055594WALF + 0,0080021WDEL +

+ 0,0070046WEPS, (31)

 

и

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (32)

 

где Ha - влажность воздуха на впуске, г воды на кг сухого воздуха;

WALF - содержание водорода в топливе, % от массы;

qmf - мгновенное значение массового расхода топлива, кг/с;

qmad - мгновенное значение массового расхода воздуха на впуске на сухой основе, кг/с;

pr - давление водяных паров холодильника после, кПа;

pb - общее барометрическое давление, кПа;

WDEL - содержание азота в топливе, % от массы;

WEPS - содержание кислорода в топливе, % от массы;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - молярная доля водорода, содержащегося в топливе;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - концентрация CO2 на сухой основе, %;

cCO - концентрация CO на сухой основе, %;

kf - коэффициент, учитывающий дополнительный объем влажных выбросов в результате сгорания топлива.

Поправочный коэффициент для воздуха на впуске kwa вычисляют по формуле

 

kwa = 1 - kw2, (33)

 

где kw2 - коэффициент, вычисляемый по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (34)

 

где Ha - влажность воздуха на впуске, 1 г воды на 1 кг сухого воздуха.

9.10.3 Поправка на влажность и температуру для NOx

Для расчета выбросов NOx используется поправочный коэффициент на влажность kh,D или же kh,G.

Эти коэффициенты действительны в диапазоне значений от 0 до 25 г/кг сухого воздуха.

а) Для двигателей с воспламенением от сжатия:

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (35)

 

где Ta - температура воздуха на впуске, К;

Ha - влажность воздуха на впуске, 1 г воды на 1 кг сухого воздуха.

б) Для двигателей с принудительным зажиганием:

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. (36)

 

9.10.4 Расчет массового расхода ВВВ

Массовый расход ВВВ рассчитывают для каждого режима.

Измеренная концентрация, если она не была уже измерена на влажной основе, преобразуется в концентрацию во влажном состоянии, как указано в 9.10.2. Значения ugas для отдельных компонентов исходя из газа с идеальными свойствами и на основе топлив приведены в приложении М.

Для первичных ОГ массовый расход (интенсивность потока) газообразных ВВВ mgas, г/ч, вычисляют по формуле

 

mgas = ugas·cgas·qmew, (37)

 

где ugas - отношение плотности компонента ОГ к плотности ОГ;

cgas - концентрация соответствующего компонента в первичных ОГ, млн-1,

qmew - массовый расход ОГ, кг/ч.

Расчет удельных ВВВ за цикл - по [9], [14] (см. также [2]).

9.10.5 Расчет удельных выбросов взвешенных частиц

Удельные выбросы взвешенных частиц ePM, г/кВт·ч, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (38)

 

где mPT - масса взвешенных частиц, г/цикл;

Wact - фактическая работа за цикл, кВт·ч.

9.11 Система разбавления части потока в испытательном цикле

Массу взвешенных частиц mPT, г/цикл, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (39)

 

где mf - масса взвешенных частиц, отобранных за цикл, мг;

msep - масса разбавленных ОГ, прошедших через фильтры для осаждения взвешенных частиц, кг;

medf - масса газов, эквивалентная разбавленным ОГ, выброшенным двигателем за испытательный цикл, кг, вычисляемая по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (40)

 

где qmedf,i - мгновенное значение массового расхода эквивалентных разбавляемых ОГ, кг/с, вычисляемое по формуле

 

qmdef, i = qmew, i·rd, i, (41)

 

здесь qmew, i - мгновенное значение массового расхода ОГ, кг/с;

rd, i - мгновенное значение коэффициента разбавления, вычисляемое по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (42)

 

здесь qmdew, i - мгновенное значение массового расхода разбавленных ОГ, прошедших через смесительный канал, кг/с;

qmdw, i - мгновенное значение массового расхода разбавителя, кг/с;

f - частота регистрации данных при отборе проб, Гц;

n - общее число замеров за испытательный цикл.

Допускается вычислять массу взвешенных частиц mPT с использованием коэффициента отбора пробы из общего потока ОГ по формуле

 

mPT = mf/(rs·1000), (43)

 

где mf - масса взвешенных частиц, отобранных за цикл, мг;

rs - средний коэффициент отбора проб в течение испытательного цикла, вычисляемый по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (44)

 

где mse - масса пробы, отобранной за цикл, кг;

mew - суммарная масса ОГ за цикл, кг;

msep - масса разбавленных ОГ, прошедших через фильтры для осаждения взвешенных частиц, кг;

msed - масса разбавленных ОГ, прошедших через смесительный канал, кг.

Примечание - Для системы с полным отводом разбавленной пробы на фильтр msep и msed идентичны.

 

Расчет выбросов взвешенных частиц за цикл приведен в [9], [14] (см. также [2]).

9.12 Проверка расхода углерода

Углерод в ОГ образуется из топлива (за исключением минимальной доли) и поступает в выпускные газы в виде CO2, как показано на рисунке 4.

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний

 

qmaw - массовый расход воздуха на впуске во влажном

состоянии; qmew - массовый расход отработавших газов

на влажной основе; qmf - массовый расход топлива

 

Рисунок 4 - Точки замера для проверки расхода углерода

 

9.12.1 Расход углерода в двигателе (точка 1 на рисунке 4)

Массовый расход углерода в двигателе qmCf для топлива состава ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (45)

 

где qmf - массовый расход топлива, кг/с;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - молярные доли компонентов ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний.

9.12.2 Расход углерода в первичных ОГ (точка 2 на рисунке 4)

Расход углерода в первичных ОГ qmCe, кг/с, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (46)

 

где ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - концентрация CO2 в первичных ОГ на влажной основе, %;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - концентрация CO2 в окружающем воздухе на влажной основе, %;

qmew - массовый расход ОГ на влажной основе, кг/с;

Mre - молярная масса ОГ, г/моль.

Если замер CO2 проводят на сухой основе, то полученное значение пересчитывают на влажную основу.

Молярную массу ОГ вычисляют с учетом молярных долей компонентов, входящих в состав топлива (см. [2]), или используют следующие значения молярной массы:

Mre (дизельное топливо) = 28,9 г/моль;

Mre (СУГ) = 28,6 г/моль;

Mre (ПГ) = 28,3 г/моль.

9.13 Литровая мощность двигателя

Литровую мощность двигателя Pл, кВт/дм3, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (47)

 

где Pn - полезная мощность (нетто), кВт;

i - количество цилиндров;

Vh - рабочий объем цилиндра, дм3;

pe - среднее эффективное давление, МПа;

n - частота вращения, мин-1;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - тактность двигателя.

9.14 Удельная масса двигателя

Удельную массу двигателя gN, кг/кВ, вычисляют по формуле

 

gN = G/Pn, (48)

 

где G - масса двигателя, кг;

Pn - мощность двигателя, кВт.

9.15 Удельный расход топлива

Удельный расход топлива g (удельный расход топлива ge или приведенный geo), г/(кВт·ч), вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (49)

 

где qmf - массовый расход топлива, кг/ч;

P - мощность, измеренная Pm, полезная Pn или приведенная Pno, кВт, соответственно.

Минимальный удельный расход топлива определяют по ВСХ, пример характеристики в приложении Е, рисунки Е.1 и Е.2.

9.16 Номинальный коэффициент запаса крутящего момента

Номинальный коэффициент запаса крутящего момента ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, %, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (50)

 

где Mmax 0 - приведенный максимальный момент двигателя, Н·м;

Mном 0 - приведенный момент на режиме максимальной мощности, Н·м.

9.17 Эффективный коэффициент полезного действия (КПД)

Эффективный КПД ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (51)

 

где Hu - низшая теплотворная способность топлива; при отсутствии данных о значении низшей теплотворной способности в паспорте на топливо или протоколе испытаний ее следует принимать равной 42,7 МДж/кг;

ge - удельный расход топлива, г/кВт·ч.

9.18 Коэффициент равномерности работы цилиндров

Коэффициент равномерности работы цилиндров ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (52)

 

где Piц min и Piц max - минимальное и максимальное значения индикаторной мощности цилиндра, кВт, определенные при испытаниях на заданном скоростном режиме.

9.19 Условная мощность механических потерь при прокрутке двигателя

Условную мощность механических потерь PМ.П, кВт, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (53)

 

где n - частота вращения, мин-1;

Mc - момент сопротивления при прокрутке двигателя, Н·м.

9.20 Механический КПД

Механический КПД ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний (54)

 

где pe - среднее эффективное давление, МПа;

pi - среднее индикаторное давление, МПа;

Pn - полезная мощность, кВт;

PМ.П - мощность механических потерь, кВт.

9.21 Мощность, потребляемая вентилятором

Мощность, потребляемую вентилятором Pвент, кВт, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (55)

 

где P'М.П и P"М.П - мощности, затрачиваемые на прокручивание коленчатого вала двигателя (без подачи топлива) с включенным и отключенным вентилятором, кВт.

9.22 Условная мощность механических потерь, определяемая методом отключения цилиндров

Условную мощность механических потерь PМ.П, кВт, определяемую методом отключения цилиндров, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (56)

 

где Piц m - индикаторная мощность m-ного цилиндра, кВт, вычисляемая по формуле

 

Piц m = P - Pц m;

 

здесь P - мощность двигателя со всеми работающими цилиндрами, кВт;

Pц m - мощность двигателя с отключением m-ного цилиндра, кВт.

9.23 Среднее давление механических потерь

Среднее давление механических потерь pМ.П, МПа, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (57)

 

где PМ.П - мощность механических потерь, кВт;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - тактность двигателя;

i - количество цилиндров;

Vh - рабочий объем цилиндра, дм3.

9.24 Среднее индикаторное давление

Среднее индикаторное давление pi, МПа, вычисляют по формуле

 

pi = pe + pМ.П, (58)

 

где pe - среднее эффективное давление, МПа;

pМ.П - среднее давление механических потерь, МПа.

9.25 Индикаторная мощность

Индикаторную мощность Pi, кВт, вычисляют по формуле

 

Pi = Pe + PМ.П, (59)

 

где Pe - эффективная мощность, кВт;

PМ.П - мощность механических потерь, кВт.

9.26 Удельный индикаторный расход топлива

Удельный индикаторный расход топлива gi, г/кВт·ч, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (60)

 

где GF - расход топлива, кг/ч;

Pi - индикаторная мощность, кВт.

9.27 Индикаторный КПД

Индикаторный КПД ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (61)

 

где Hu - низшая теплотворная способность топлива, МДж/кг;

gi - удельный индикаторный расход топлива, г/кВт·ч.

9.28 Степень повышения давления в цилиндре

Степень повышения давления в цилиндре ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (62)

 

где pz - максимальное давление сгорания, МПа;

pc - максимальное давление сжатия, МПа.

9.29 Средняя скорость нарастания давления в цилиндре

Среднюю скорость нарастания давления в цилиндре ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, МПа/град, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (63)

 

где pz - максимальное давление сгорания, МПа;

pc - максимальное давление сжатия, МПа.

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - угол поворота коленчатого вала (после ВМТ), соответствующий максимальному давлению в цилиндре, град;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - угол поворота коленчатого вала (до ВМТ), соответствующий давлению в начале видимого сгорания, град.

Максимальную скорость нарастания давления в цилиндре ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний определяют на участке максимальной крутизны линии сгорания.

9.30 Отклонение от среднего значения максимального давления сгорания

Отклонение от среднего значения максимального давления сгорания ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, %, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (64)

 

где pmax i - значение максимального давления сгорания данного цилиндра, МПа;

pmax - среднее значение максимального давления сгорания двигателя, МПа.

9.31 Средняя скорость поршня

Среднюю скорость поршня cm, м/с, вычисляют по формуле

 

cm = S·n/30, (65)

 

где S - ход поршня, м;

n - частота вращения коленчатого вала, мин-1.

9.32 Коэффициент наполнения двигателя без наддува

Коэффициент наполнения двигателя без наддува ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (66)

 

где GA - расход воздуха, кг/ч;

i - количество цилиндров;

Vh - рабочий объем цилиндра, дм3;

n - частота вращения коленчатого вала, мин-1;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - плотность воздуха во впускном коллекторе, кг/м3;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - тактность двигателя.

Плотность воздуха во впускном коллекторе ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний определяют по давлению и температуре воздуха во впускном коллекторе.

9.33 Относительный расход моторного масла на угар

Относительный расход моторного масла на угар coil, %, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (67)

 

где ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - изменение массы масла в двигателе за время испытания, кг;

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - израсходованное топливо за время испытания, кг.

Значения ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний и ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний необходимо определять за один и тот же период времени работы двигателя.

9.34 Удельный расход моторного масла на угар

Удельный расход моторного масла на угар ge м.уг, г/кВт·ч, вычисляют по формуле

 

ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний, (68)

 

где ГОСТ 14846-2020. Межгосударственный стандарт. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний - изменение массы моторного масла в двигателе за время испытательного цикла, кг;

Wact - фактическая работа за цикл, кВт·ч.