БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59145-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Методы расчета веса груза по осадке судна

7.9 Оценка неопределенности результатов

 

7.9.1 Сюрвейер должен проводить оценку неопределенности полученных результатов в соответствии с ГОСТ 8.009, ГОСТ 34100.3.

Расчет суммарной неопределенности для начального ДС UC1, т, выполняют по формуле

 

ГОСТ Р 59145-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Методы расчета веса груза по осадке судна (27)

 

где UZi - стандартная неопределенность отдельных составляющих ДС, т.

7.9.2 Расчет суммарной неопределенности для конечного ДС UC2, т, выполняют по формуле

 

ГОСТ Р 59145-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Методы расчета веса груза по осадке судна (28)

 

7.9.3 Расчет суммарной неопределенности для конечного ДС UC, т, выполняют по формуле

 

ГОСТ Р 59145-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Методы расчета веса груза по осадке судна (29)

 

7.9.4 По указанию заказчика оценка суммарной неопределенности может быть внесена отдельной строкой в выпускаемые документы по ДС.

Пример расчета неопределенности при выполнении начального ДС представлен в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Основные источники неопределенности и их оценка

 

Обозначение

Источник

Величина (Zi)

Составляющая неопределенности UZi

Z1

Погрешность в определении усредненной осадки, т

1 см

UZ1 = TPC1 x Z1

Z2

Погрешность в определении средней плотности забортной воды, т

0,001 т/м3

UZ2 = D1 x Z2/K1

Z3

Погрешность в измерении величины взлива (балласт), т

1 см

UZ3 = B1/D1 x TPC1 x Z3

Z4

Погрешность в определении средней плотности балласта, т

0,002 т/м3

UZ4 = B1 x Z4/K1

Z5

Погрешность калибровки таблиц балластных цистерн, т

0,5%

UZ5 = B1 x Z5/100

Z6

Погрешность в определении дифферента и поправок на деформацию корпуса (изгиб, кручение и т.п.), т

10%

UZ6 = TPC1 x Z6 x K2/100

Z7

Погрешность в определении неизмеряемого балласта на 0 см (суммарное количество по всем цистернам), т

0 см

UZ7 = B01

Zi

Прочие, т

 

UZi = f(Zi)

 

где TPC1 - TPC на начальный ДС;

D1 - водоизмещение судна на начальный ДС;

B1 - количество балласта на начальный ДС;

B01 - суммарное количество балласта на нулевой замер (по каждой цистерне) на начальный ДС, где уровень взлива = 0;

K1 - 1 т/м3;

K2 - 1 см.

Значения в колонке "Величина Zi" приведены ориентировочно, для примера и должны оцениваться сюрвейером для каждого конкретного драфт-сюрвея, в зависимости от соответствующих факторов (качества судовых документов, погодных условий и т.д.). Составляющая неопределенности UZi должна быть определена в тоннах.

7.9.5 Иными источниками неопределенности являются:

- вода в некалиброванных цистернах (грузовых трюмах, туннелях, балластных трубопроводах и пр.):

- погрешность из-за забитых протоков в балластных цистернах, седиментов;

- погрешность из-за "воздушных мешков" в балластных цистернах, не учитываемых в таблицах калибровки и поправках на дифферент;

- погрешности из-за заблокированных балластных трубок;

- погрешности балластных таблиц на нулевой уровень (замер = 0, но при этом количество балласта в трюме неизвестно. Балласт мог быть откатан при больших дифферентах, но мог остаться в танке и быть недоступным для измерений);

- погрешности из-за наличия седиментов в месте касания груза рулетки нижней точки замерной трубки. Чем больше высота седиментов в сантиметрах, тем меньшее количество балласта учтено;

- вода в балластной цистерне замерзла частично или полностью;

- погрешности из-за подмены судовых документов на другой комплект (с неактуализированными или неправильными данными) после модернизации, реконструкции, ремонта, изменений и пр.;

- погрешность в определении количества топлива после бункеровки в промежутках между ДС;

- погрешности из-за смещенных или неправильно нанесенных марок углублений.

TOC