ГОСТ Р 59145-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Методы расчета веса груза по осадке судна
7.4 Расчет осадки
7.4.1 После окончания замеров балласта, пресной воды и снятия осадок сюрвейер должен приступить к выполнению расчетов.
7.4.2 Рассчитывают среднюю осадку отдельно по носу, миделю и корме судна по формуле
T = (TЛБ + TПБ)/2, (7)
где T - средняя осадка на марках, м3;
TЛБ - осадка на марках с левого борта, м;
TПБ - осадка на марках с правого борта, м.
7.4.3 Рассчитывают наблюдаемый (видимый) дифферент по формуле
TRIM0 = TA + TF, (8)
где TRIM0 - наблюдаемый дифферент, м;
TA - средняя осадка на марках по корме, м;
TF - средняя осадка на марках по носу, м.
7.4.4 В судовых документах находят длину между марками осадки по носу и корме. Рассчитывают поправки к осадкам на перпендикуляре отдельно по носу, миделю и корме судна по формуле
C = DIST x TRIM0/LBM, (9)
где C - поправка к осадке, м;
DIST - дистанция от марок углубления до перпендикуляра, м;
TRIM0 - наблюдаемый дифферент, м;
LBM - длина между марками осадки по носу и по корме, м.
Если величина LBM в судовых документах не указана, то LBM рассчитывают по формуле
LBM = LBP +/- CF +/- CA, (10)
где CF - дистанция от носовых марок углубления до носового перпендикуляра, м;
CA - дистанция от кормовых марок углубления до кормового перпендикуляра, м.
Знак перед CF, CA зависит от положения марок углубления относительно соответствующего перпендикуляра и определяют в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Определение знака в зависимости от расположения
марок углубления относительно перпендикуляра
Расположение марок | Знак CF | Знак CA |
Марки в корме от перпендикуляра | - | + |
Марки в носу от перпендикуляра | + | - |
7.4.5 Рассчитывают отдельно осадки на перпендикулярах по носу и корме, а также миделю судна по формуле
Tp = T + C, (11)
где Tp - средняя осадка на перпендикуляре, м;
T - средняя осадка на марках, м;
C - коррекция на перпендикуляр (может быть положительной или отрицательной), м.
Знак поправки C (положительная или отрицательная) определяют в зависимости от расположения марок осадки относительно перпендикуляров и дифферента судна ("на нос" или "на корму") в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Знак поправки C в зависимости от расположения марок
осадки относительно перпендикуляров и дифферента
Расположение марок | Дифферент на корму (TA > TF) | Дифферент на нос (TA < TF) |
Марки в корме от перпендикуляра | C < 0 | C > 0 |
Марки в носу от перпендикуляра | C > 0 | C < 0 |
7.4.6 Схема отстояния марок углубления от перпендикуляров представлена на рисунке 1.
FP - носовой перпендикуляр; AP - корковой перпендикуляр;
WL - ватерлиния; Da to Df - LBM
Рисунок 1 - Отстояние марок углублений от перпендикуляров
7.4.7 Рассчитывают истинный дифферент (далее по тексту - дифферент) по формуле
TRIM = TAP - TFP, (12)
где TRIM - дифферент, м;
TAP - осадка на кормовом перпендикуляре, м;
TFP - осадка на носовом перпендикуляре, м.
7.4.8 Рассчитывают среднюю осадку между носом и кормой по формуле
M = (TAP + TFP)/2, (13)
где M - средняя осадка между носом и кормой, м.
7.4.9 Рассчитывают среднюю из средних осадок по формуле
MM = (M + TMP)/2, (14)
где MM - средняя из средних осадок, м;
TMP - средняя осадка на перпендикуляре на миделе, м.
7.4.10 Рассчитывают усредненную осадку по формуле
MMM = (MM + TMP)/2, (15)
где MMM - усредненная осадка, м.
7.4.11 Усредненную осадку МММ можно также рассчитать по формуле
MMM = (TAP + 6 x TMP + TFP)/8. (16)
7.4.12 За любые последствия, возникшие в результате использования иных формул, кроме представленных в 7.4.10 - 7.4.11, не зарегистрированных в [2], несет ответственность исполнитель расчетов.
7.4.13 Для оценки точности ДС необходимо определить величину изгиба судна по формуле
f = (TAP + TFP)/(2 - TMP), (17)
где f - величина изгиба судна, м.
Погрешность результатов ДС увеличивается с ростом величины изгиба судна.
Примечание - Расчет MMM не в полной мере компенсирует влияние изгиба и/или скручивания корпуса судна на точность ДС. MMM обеспечивает точность лишь при очень незначительных значениях изгиба.