БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 59145-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Методы расчета веса груза по осадке судна

7.4 Расчет осадки

 

7.4.1 После окончания замеров балласта, пресной воды и снятия осадок сюрвейер должен приступить к выполнению расчетов.

7.4.2 Рассчитывают среднюю осадку отдельно по носу, миделю и корме судна по формуле

 

T = (TЛБ + TПБ)/2, (7)

 

где T - средняя осадка на марках, м3;

TЛБ - осадка на марках с левого борта, м;

TПБ - осадка на марках с правого борта, м.

7.4.3 Рассчитывают наблюдаемый (видимый) дифферент по формуле

 

TRIM0 = TA + TF, (8)

 

где TRIM0 - наблюдаемый дифферент, м;

TA - средняя осадка на марках по корме, м;

TF - средняя осадка на марках по носу, м.

7.4.4 В судовых документах находят длину между марками осадки по носу и корме. Рассчитывают поправки к осадкам на перпендикуляре отдельно по носу, миделю и корме судна по формуле

 

C = DIST x TRIM0/LBM, (9)

 

где C - поправка к осадке, м;

DIST - дистанция от марок углубления до перпендикуляра, м;

TRIM0 - наблюдаемый дифферент, м;

LBM - длина между марками осадки по носу и по корме, м.

Если величина LBM в судовых документах не указана, то LBM рассчитывают по формуле

 

LBM = LBP +/- CF +/- CA, (10)

 

где CF - дистанция от носовых марок углубления до носового перпендикуляра, м;

CA - дистанция от кормовых марок углубления до кормового перпендикуляра, м.

Знак перед CF, CA зависит от положения марок углубления относительно соответствующего перпендикуляра и определяют в соответствии с таблицей 2.

 

Таблица 2

 

Определение знака в зависимости от расположения

марок углубления относительно перпендикуляра

 

Расположение марок

Знак CF

Знак CA

Марки в корме от перпендикуляра

-

+

Марки в носу от перпендикуляра

+

-

 

7.4.5 Рассчитывают отдельно осадки на перпендикулярах по носу и корме, а также миделю судна по формуле

 

Tp = T + C, (11)

 

где Tp - средняя осадка на перпендикуляре, м;

T - средняя осадка на марках, м;

C - коррекция на перпендикуляр (может быть положительной или отрицательной), м.

Знак поправки C (положительная или отрицательная) определяют в зависимости от расположения марок осадки относительно перпендикуляров и дифферента судна ("на нос" или "на корму") в соответствии с таблицей 3.

 

Таблица 3

 

Знак поправки C в зависимости от расположения марок

осадки относительно перпендикуляров и дифферента

 

Расположение марок

Дифферент на корму

(TA > TF)

Дифферент на нос

(TA < TF)

Марки в корме от перпендикуляра

C < 0

C > 0

Марки в носу от перпендикуляра

C > 0

C < 0

 

7.4.6 Схема отстояния марок углубления от перпендикуляров представлена на рисунке 1.

 

ГОСТ Р 59145-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Методы расчета веса груза по осадке судна

 

FP - носовой перпендикуляр; AP - корковой перпендикуляр;

WL - ватерлиния; Da to Df - LBM

 

Рисунок 1 - Отстояние марок углублений от перпендикуляров

 

7.4.7 Рассчитывают истинный дифферент (далее по тексту - дифферент) по формуле

 

TRIM = TAP - TFP, (12)

 

где TRIM - дифферент, м;

TAP - осадка на кормовом перпендикуляре, м;

TFP - осадка на носовом перпендикуляре, м.

7.4.8 Рассчитывают среднюю осадку между носом и кормой по формуле

 

M = (TAP + TFP)/2, (13)

 

где M - средняя осадка между носом и кормой, м.

7.4.9 Рассчитывают среднюю из средних осадок по формуле

 

MM = (M + TMP)/2, (14)

 

где MM - средняя из средних осадок, м;

TMP - средняя осадка на перпендикуляре на миделе, м.

7.4.10 Рассчитывают усредненную осадку по формуле

 

MMM = (MM + TMP)/2, (15)

 

где MMM - усредненная осадка, м.

7.4.11 Усредненную осадку МММ можно также рассчитать по формуле

 

MMM = (TAP + 6 x TMP + TFP)/8. (16)

 

7.4.12 За любые последствия, возникшие в результате использования иных формул, кроме представленных в 7.4.10 - 7.4.11, не зарегистрированных в [2], несет ответственность исполнитель расчетов.

7.4.13 Для оценки точности ДС необходимо определить величину изгиба судна по формуле

 

f = (TAP + TFP)/(2 - TMP), (17)

 

где f - величина изгиба судна, м.

Погрешность результатов ДС увеличивается с ростом величины изгиба судна.

Примечание - Расчет MMM не в полной мере компенсирует влияние изгиба и/или скручивания корпуса судна на точность ДС. MMM обеспечивает точность лишь при очень незначительных значениях изгиба.

TOC