ГОСТ Р 59145-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Методы расчета веса груза по осадке судна
7.3 Производство замеров
7.3.1 Замер осадок судна
7.3.1.1 Замеры осадок проводит сюрвейер совместно с уполномоченным представителем администрации судна.
7.3.1.2 При производстве замеров необходимо находиться как можно ближе к маркам углубления и поверхности воды. Сюрвейеру запрещается находиться между корпусом судна и причалом, перемещаться по любым видам нестационарных трапов (кроме лоцманского) при производстве замеров с морской стороны.
7.3.1.3 Результаты замеров оформляют документально, подписывают сюрвейер и представитель судна до начала расчетов.
7.3.2 Правила снятия осадки
7.3.2.1 Перед снятием осадки судна сюрвейер должен оценить наличие, состояние и расположение марок углубления. С учетом погодных условий, состояния моря и судна сюрвейер должен определить способ, которым будет проводить снятие осадок:
- визуально, без применения инструментов (технических средств);
- визуально, с применением инструментов (с помощью измерительной ленты, устройства для снятия осадок при сильном волнении, измерителя высоты надводного борта).
7.3.2.2 Применение инструментов является вспомогательным способом снятия осадки, и в некоторых погодных условиях может помочь сюрвейеру проконтролировать правильность снятия осадки. Сюрвейер не должен полагаться на результаты измерения осадки только инструментами без сравнения их с результатами визуального считывания. Если эти результаты не совпадают в пределах допустимой погрешности, сюрвейер должен установить причину расхождений и определить правильный результат.
7.3.2.3 Если с причала, борта судна или спущенного до воды трапа невозможно должным образом замерить осадку, сюрвейер должен использовать катер. Оплата и обеспечение катера должны быть предварительно согласованы с заказчиком ДС.
7.3.2.4 Сюрвейер должен снимать все осадки (на носу, миделе и в корме с двух бортов судна), в том числе дополнительные осадки на цилиндрической части корпуса (при их наличии). После снятия каждой осадки сюрвейер должен зафиксировать ее в документе для первичных записей и сверить осадку с представителем судна. Если представитель администрации судна отказывается сверять осадки, сюрвейер должен снимать осадки самостоятельно или сверяясь с другими участниками ДС (факт отказа должен быть доведен оперативно до всех заинтересованных сторон и зафиксирован в письме резерва по окончании ДС).
7.3.2.5 При отсутствии возможности измерения всех осадок с морской стороны сюрвейер должен:
- снять все осадки со стороны причала и осадку по миделю с морской стороны;
- оценить ширину судна на уровне носовой и кормовой осадки и рассчитать осадки с морской (недоступной для нормального считывания) стороны судна по формуле
(5)
где Tx - осадка с недоступной стороны судна, м;
T0 - осадка, симметричная Tx относительно продольной плоскости судна с другого борта, м;
- разница между осадками по миделю, м;
Bm - ширина судна на уровне осадок по миделю, м;
Bx - ширина судна на уровне осадки Tx, м.
7.3.2.6 Данные по факторам и критериям оценки точности снятия осадки приведены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы и критерии оценки точности снятия осадки
Фактор/Критерий | Идеальные условия | Нормальные условия | Плохие условия |
Погодные условия (волнение моря) | Штиль, колебания уровня воды в районе марок углубления до +/- 2,5 см (1 дюйм) | Волнение в районе марок углубления до +/- 15 см (1/2 фута) | Волнение в районе марок углубления более +/- 15 см (1/2 фута) |
Состояние марок углубления | Четко наварены и окрашены в контрастный с корпусом цвет | Слабо окрашены, но контуры наваренных цифр хорошо видны | Цифры сливаются с цветом корпуса, не окрашены контрастным цветом, контуры нечеткие, часть цифр нечитабельна или отсутствует (покрыта водорослями, ракушками, скрыта коррозией и т.п.) |
Освещенность марок углубления | Дневное время, отсутствие тумана, осадков, теней от рядом расположенных объектов | Хорошее естественное или искусственное освещение (грузовые люстры, береговое освещение, мощные фонари) | Отсутствие или слабое естественное/искусственное освещение, недостаточное для уверенного чтения осадок |
Доступность марок углубления для считывания осадки | Марки углубления легко считываются без применения дополнительных приспособлений и инструментов | Марки углубления находятся под острым углом, но считывание можно провести достаточно точно без значительной ошибки | Марки углубления закрыты кранцем или другим близко расположенным объектом, торосистый или сплошной лед в районе марок углубления и т.п. Обзор марок для считывания крайне ограничен или отсутствует |
Колебания судна на водной поверхности (качка) | Штиль. Практически отсутствие качки судна (не более 2 - 2,5 см изменения осадки по миделю из-за качки судна) | Умеренная качка судна (изменение осадки из-за качки судна до 15 см) | Сильная качка судна, существенно влияющая на правильность снятия осадки (изменение осадки из-за качки судна более 15 см) |
Точность снятия осадки | +/- 0,5 см | +/- 1 см | +/- 2 см и более |
7.3.2.7 На мидельных марках углубления кроме осадки должна быть измерена и высота надводного борта. В судовых документах находят параметр "высота борта"; рассчитывают разницу между величинами "высота борта" и "высота надводного борта". Расхождение не должно превышать величину точности снятия осадки при данных погодных условиях. Если выявляется более значительное расхождение - результаты снятия осадки отбраковывают как недостоверные. Во все дальнейшие расчеты значение осадки на миделе идет вычисленное как разность между "высотой борта" и "высотой надводного борта".
7.3.3 Замер плотности забортной воды
7.3.3.1 Замер проводит сюрвейер совместно с грузовым помощником или капитаном одновременно с замером осадок. Отбор проб выполняют в двух местах с береговой и двух местах с морской стороны судна на глубине, равной половине осадки судна; значение средней плотности забортной воды определяют как среднее арифметическое.
7.3.3.2 Замер плотности выполняют с использованием ареометра, имеющего сертификат о поверке и калибровке. Результаты замеров документально оформляют и подписывают сюрвейер и представитель судна до начала выполнения расчетов.
7.3.4 Замер количества и плотности балласта и пресной воды
7.3.4.1 Замер количества и плотности балласта и пресной воды выполняет судовой боцман или старший матрос в присутствии сюрвейера и грузового помощника или капитана.
7.3.4.2 Уровни должны находиться в пределах, охватываемых калибровочными таблицами, - в противном случае следует выполнить балластировку судна.
7.3.4.3 Замер уровня проводится рулеткой с грузом, имеющей сертификат о поверке.
7.3.4.4 Запрещается вместо замера уровней проводить замер пустот (кроме случаев, когда балластные таблицы откалиброваны именно под замеры пустот). Замеры проводятся с использованием водочувствительной индикаторной пасты. В случае если есть сомнения в достоверности замеров, проводится вскрытие горловин цистерн и визуальный контроль.
7.3.4.5 Отбор проб воды из каждого танка и определение плотности производят одновременно. Результаты замеров документально оформляют и подписывают сюрвейер и представитель судна до начала расчетов.
7.3.5 Правила выполнения замеров балласта и пресной воды
7.3.5.1 Сюрвейер должен замерять все балластные цистерны и цистерны пресной воды, которые есть в судовых документах и по заявлению судна используются для балласта и пресной воды (независимо - пустые они или нет).
7.3.5.2 При замере определяют длину замерной трубки и уровень взлива в цистерне.
7.3.5.3 При измерении следует выполнять следующие действия:
- опустить рулетку с грузом в мерную трубку до касания дна цистерны;
- определить длину замерной трубки;
- вынуть ленту из трубки и приблизительно определить уровень взлива (+/- 20 см);
- нанести на ленту водочувствительную пасту в месте приблизительного уровня взлива;
- опустить ленту с грузом в замерную трубку на длину на 50 см короче, чем длина трубки;
- медленно опускать ленту с грузом до касания дна (ослабление ленты не допускается);
- после касания незамедлительно поднять ленту наверх;
- снять показания на линии изменения цвета водочувствительной пасты.
7.3.5.4 При умеренной и сильной качке судна необходимо сделать дополнительно не менее двух замеров взлива в каждой цистерне, изменив технику опускания ленты - ее следует быстро опустить до легкого касания и сразу поднять ленту в целях учета отклонения в измерении из-за качки. Затем усреднить полученные значения.
7.3.5.5 Во время проведения замеров сюрвейер должен вносить результаты замеров балласта и пресной воды в документ для первичных записей, сверяя внесенные данные с представителем судна. Замеры должны быть сделаны для каждой цистерны. Нельзя вносить в первичные записи и в отчетные формы отметки "полная" или "пустая" вместо результатов замеров.
7.3.5.6 Часто происходит так, что мерные трубки имеют повреждения или засорены снизу. Поэтому факт касания груза вовсе не означает, что груз достиг требуемой самой нижней точки ("точки отсчета"). Для того чтобы удостовериться, что груз рулетки достигает самого низа, следует проверять отсчет на верхнем срезе мерной трубки, - этот отсчет должен совпадать со значением высоты мерной трубки, указанной в судовых документах. Следует принимать во внимание, что высота мерной трубки может быть намного больше, чем высота борта судна - это объясняется тем, что трубка может быть не вертикальной и иметь изгибы.
7.3.6 Правила отбора проб воды и измерение плотности
7.3.6.1 Отбор проб и измерение плотности забортной воды должны быть выполнены в то же самое время, когда снимаются осадки. При отборе проб следует контролировать, чтобы отбиралась именно забортная вода, т.е. исключить возможность смешивания с балластной, котельной и иной водой, которая может откачиваться с судна через выходные отверстия в корпусе.
7.3.6.2 Отбор проб должен быть выполнен специальным инструментом, обеспечивающим отбор проб воды на заданной глубине. Перед отбором пробы следует предварительно ополоснуть емкость, в которую отбирается проба, забортной водой. Количество каждой отбираемой пробы - обычно 1 л; отобранные пробы не смешивают.
7.3.6.3 Сюрвейер должен отобрать и измерить плотность забортной воды как минимум с правого и левого борта по миделю, с глубины, соответствующей половине осадки судна.
7.3.6.4 Измерения плотности должны быть выполнены при той же температуре воды и воздуха, при которой была отобрана проба, предпочтительно в месте, защищенном от ветра и прямых солнечных лучей непосредственно возле места отбора проб.
7.3.6.5 Плотность воды значительно зависит от температуры. Необходимо обеспечить измерение плотности в короткий интервал времени, чтобы температура пробы воды не изменилась. Коррекцию к плотности воды на температуру не применяют.
7.3.6.6 Для получения более точных данных о плотности забортной воды сюрвейер должен отобрать дополнительно пробы забортной воды около носа и кормы с правого и левого бортов. Результаты измерений плотности проб, отобранных в разных точках вокруг судна, необходимо усреднить.
7.3.6.7 Измерения плотности забортной воды должны быть выполнены ареометром, в соответствии с инструкцией производителя по эксплуатации ареометра и с применением поправок, которые указаны в сертификате поверки ареометра.
7.3.6.8 Для определения массы груза, эквивалентного взвешиванию на весах, плотность воды должна быть определена с учетом поправки на плотность воздуха по формуле
g = gw - ga, (6)
где g - плотность воды с учетом поправки на плотность воздуха (apparent density), т/м3;
gw - плотность воды, т/м3;
ga - плотность воздуха, 0,0010 т/м3.
7.3.6.9 Если ареометры откалиброваны и поверены на измерение плотности воды с учетом поправки на плотность воздуха, то поправку по указанной выше формуле не применяют.
7.3.6.10 Отбор проб балласта из танков можно выполнить следующими способами:
специальным насосом через мерную трубку с помощью тонкой эластичной трубки длиной не менее длины мерной трубки. Эластичная трубка должна быть с грузом на нижнем конце и зажимом на верхнем конце;
через открытые на палубе горловины танков.
7.3.6.11 При использовании для определения плотности рефрактометра достаточно нескольких капель (проб воды из балластной цистерны), которые могут быть отобраны с помощью рулетки с грузом, имеющей небольшое углубление для проб в верхней части груза.
7.3.6.12 Следует учитывать, что ареометр имеет на порядок лучшую точность определения плотности, чем рефрактометр, поэтому необходимо использовать любую возможность, чтобы плотность воды была определена поверенным ареометром.
7.3.6.13 При использовании рефрактометра он должен быть откалиброван по показаниям ареометра на одной и той же пробе воды и использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации производителя.
7.3.6.14 Следует учитывать, что плотность воды в замерной трубке и по ее высоте, и в самой цистерне может значительно отличаться. Это может быть вызвано замещением балласта частями, или если балласт не гомогенный и имеет значительные отличия по плотности в разных слоях, или если трубка заблокирована снизу песком, глиной, ржавчиной, наслоениями и т.п.
7.3.6.15 Кроме того, температура воды в верхней части мерной трубки танка может значительно отличаться от температуры воды в самом танке, соответственно плотность воды в мерной трубке и в танке может значительно отличаться из-за разницы температур.
7.3.7 Замер переменных запасов судна
7.3.7.1 Отбор проб и измерение плотности забортной воды должны быть выполнены в то же самое время, когда снимают осадки. При отборе проб следует контролировать, чтобы отбирали именно забортную воду, т.е. исключить возможность смешивания с балластной, котельной и иной водой, которая может откачиваться с судна через выходные отверстия в корпусе.
7.3.7.2 Судно предоставляет сведения о наличии на борту запасов топлива, смазочных материалов, льяльных (подсланевых) вод, других переменных запасов и их суточном расходе. В случае если при производстве последующих работ выясняется, что изменение количества запасов не соответствует заявленному расходу, судно должно предоставить доставочные листы или квитанции о сдаче, подтверждающие прием/сдачу запасов.
7.3.7.3 Полученные данные документально оформляют, их подписывают сюрвейер и представитель судна до начала расчетов.
7.3.8 Производство начального расчета
7.3.8.1 Расчеты производит сюрвейер совместно с грузовым помощником или капитаном в соответствии с требованиями [2] или порядком, установленным в судовой документации, в случае, если судно имеет конструктивные особенности, не позволяющие применять указанный выше метод.
7.3.8.2 После проведения расчетов сюрвейер сверяет рассчитанные данные с данными, полученными от представителей судна (судовая константа, заявленное количество груза). В случае если есть значительные различия, сюрвейер требует от представителей судовой администрации проведения повторных замеров и расчетов. После получения результатов повторных расчетов (если такие проводились), сюрвейер дает разрешение на проведение грузовых работ. Результаты расчетов документально оформляют, их подписывают сюрвейер и представитель судна.
7.3.9 Оформление финального отчета
7.3.9.1 Финальный отчет с указанием количества груза в метрических тоннах и пределах погрешности измерений составляет сюрвейер. Отчет подписывают сюрвейер и капитан судна. Капитан расписывается в получении финального отчета, он обязан подтвердить согласие с рассчитанным количеством груза или сделать соответствующую письменную оговорку и предоставить самостоятельный расчет с указанием иного количества груза.
7.3.9.2 При составлении финального отчета сюрвейер контролирует правильность заполнения всех документов. Финальный отчет документально оформляют в трех экземплярах. Первый экземпляр выдают заказчику, второй выдают судну, третий - хранят в архиве сюрвейерской компании.