БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 43.4.19-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация". Семантика мышления в информационной деятельности

6 Основные положения

 

6.1 Семантика мышления в информационной деятельности, ее активное или пассивное состояние являются определяющими факторами в осуществлении как осознанно, так и не осознанно соответствующей психофизиологической деятельности человека.

6.2 Основные проявления психики человека, такие как мотивации, внимание, восприятие, эмоции, память, связанные с мышлением, мыслительными процессами, направлены на формирование семантики его мышления.

6.3 Структура и место семантики мышления в информационной деятельности человека представлены на рисунке 1.

 

ГОСТ Р 43.4.19-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация". Семантика мышления в информационной деятельности

 

Рисунок 1 - Семантика мышления

в информационной деятельности человека

 

6.4 Формирование семантики мышления человека при проведении им интроекциозисной, висцериозисной информационной деятельности может быть осуществлено с выполнением определенных ЧИВ в образующихся СЧИ с возникновением ИОП.

6.5 Осмысленность и понимание чувственно воспринимаемого, влияющего на формирование семантики мышления возможны при наличии перцептивных категорий, ощущений и восприятий.

6.6 Под перцептивными категориями понимают выработанные в процессе познания и практики представления и понятия, в которых репрезентирован сохраняемый в памяти познавательный опыт человека.

6.7 Адекватность восприятия объекта зависит от количества и взаимосвязей категорий, имеющихся у человека и соответствующих свойствам и отношениям объективной действительности.

6.8 Если человек не располагает набором категорий, подходящих для правильного объяснения явлений, то может произойти неадекватное восприятие или неадекватное осмысление событий.

6.9 Категоризация является средством включения восприятия в смысловую структуру человеческого знания.

6.10 Категоризация восприятий при формировании семантики мышления является средством связи между чувственным отражением и языком.

Слова являются языковыми знаками, а их значениями служат категории, т.е. общие представления и понятия.

6.11 Язык есть единство двух систем - знаковой и семантической. Речевые знаки, взятые автономно, без интерпретирующих их смысловых значений, не способны выполнять функцию отображения или воспроизведения предметов объективной действительности.

Эту функцию выполняют семантические значения знаков, т.е. категории, а сами речевые знаки лишь помогают им выполнять ее, являясь внешним средством оперирования значениями.

6.12 Категории, используемые в формировании семантики мышления человека для идентификации и классификации чувственно воспринимаемых предметов, создаются на основе сенсорных данных в процессе его практической деятельности, обучения и общения с другими людьми.

Готовность категории - это то, что обеспечивает идентифицирование входных признаков с данной категорией.

6.13 Из всех возможных категорий, согласующихся в той или иной мере с перцептивными сигналами, человек под действием установки бессознательно выбирает ту, которая в наибольшей степени соответствует его прошлому практическому опыту.

6.14 Категории, на основе которых человеком опознаются воспринимаемые предметы, связаны друг с другом и могут при формировании семантики мышления включаться в процесс умозаключения.

Контекст - это та общая среда, в которую включено воспринимаемое явление.

6.15 Полный перцептивный цикл может быть описан следующим образом: текущие сенсорные данные формируют предвосхищающие схемы, последние направляют перцептивные действия и движения для сбора определенной информации. Взаимодействие той информации, которой владеет человек, и перцептивных схем может создавать актуальный чувственный образ.

6.16 Возможности человека в отражении окружающей действительности при проведении им информационной деятельности определяются его семантикой мышления, от которой зависит установление обобщенно, опосредованно семантических (осмысленных) связей и отношений между воспринимаемыми сущностями из окружающей действительности.

6.17 Обобщенности в отражении окружающей действительности способствует то, что семантика мышления может носить знаковый характер и выражаться словом.

Слово позволяет представлять семантику мышления человека опосредованным.

6.18 Опосредованное отражение окружающей действительности семантикой мышления позволяет осмысленно познать то, что непосредственно восприятию не дано.

6.19 Семантика мышления дает возможность осмысленно установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятие отражают преимущественно отдельные стороны явлений.

6.20 Для того чтобы осуществлять в окружающей действительности разумную (осмысленную) деятельность, семантикой мышления отражается сущее из окружающей действительности.

6.21 Семантика мышления в ходе ИОП является высшим проявлением психики человека, в основе которой лежит информационно-связеобразующая деятельность, осуществляемая человеком.

6.22 Психика в деятельности человека - это его информационное состояние, формируемое в процессе взаимодействия человека с внутриорганизменной информацией и информацией, поступающей из окружающей среды.

6.23 В результате мышления происходит появление новых информационных образований.

6.24 Отличие семантики мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно связано с осмысленным формированием новых семантических информационных структур.

6.25 Мышление под влиянием семантики в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяя границы познания.

6.26 Мышлением под влиянием семантики на основе сенсорной информации формируются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает сущее из окружающей действительности не только в виде отдельных предметов, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии, человеку не даны.

6.27 Свойства предметов и явлений, связи между ними отражаются в семантике мышления на семиотико-семантической информационной основе в обобщенной форме, в виде определенных сущностей.

6.28 Семантика мышления как отдельный психический процесс является основой для других психофизиологических процессов, например восприятия, внимания, воображения, памяти, речи.

Эти процессы связаны с мышлением, и степень его участия в данных познавательных процессах определяет их уровень развития.

6.29 Семантика мышления - это появляющееся в ходе информационной связеобразующей деятельности и информационной семантико-формирующей деятельности человека движение идей, осуществляющее понимание сущего, результатом этого является не образ, а мысль, идея.

6.30 Специфическим результатом семантики мышления может выступить понятие - обобщенное отражение проявлений сущего в его наиболее общих и существенных особенностях.

6.31 Семантика мышления как структура мышления человека участвует в психической деятельности человека, направлена на осмысленное использование имеющихся или целенаправленно образующихся новых сигнально-чувственных, структурно-ситуационных, причинно-следственных информационных связей и их комбинаций для применения в учебных, практических и творческих целях.

6.32 Семантика мышления в познавательной деятельности человека позволяет осмысленно отражать окружающую действительность с осуществлением:

- обобщенности;

- опосредованности;

- установления связи и отношений между предметами и явлениями.

6.33 В соответствии с основными видами психоинформационной деятельности существует три основных вида мышления: коммуникативное, эргатическое и эвристическое, у которых в качестве соответствующей структуры имеется своя семантика мышления, образуемая с применением информационных образований, представленных в определенном смысловом изложении, способствующем осуществлению этих видов мышления с пониманием, позволяющим познать наиболее существенное из необходимого воспринимаемого окружающей действительности.

6.34 Возможности семантики коммуникативного мышления, участвующей в процессах мышления с обеспечением понимания необходимого и осуществления деятельности, определяются тем, что эти процессы коммуникативного мышления с участием его семантики связаны с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не могут.

6.35 Осуществляя осмысление воспринятого в образном виде, человек связан с действительностью, а необходимые для мышления с участием его семантики образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления с его семантикой наиболее полно представлена у людей в их текущей неспециальной трудовой деятельности.

6.36 Возможности семантики эргатического мышления определяются тем, что человек для решения необходимых задач использует не абстрактные понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением.

Таким мышлением с участием его семантики пользуются специалисты производственной сферы и люди творческого труда, имеющие дело с образами.

6.37 В процессе решения мыслительных задач при осуществлении эргатического мышления соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате использования их мог непосредственно найти решение интересующей его задачи.

В этом виде мышления с участием его семантики мыслительные процессы развиваются на сознательном или подсознательном уровне с учетом соответствующих правил формальной логики.

6.38 Возможности семантики эвристического мышления определяются тем, что человек для решения необходимых задач обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея опыта, получаемого при помощи органов чувств.

Человек рассматривает, ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Эвристическое мышление с участием его семантики характерно для теоретической деятельности. В этом виде мышления мыслительные процессы развиваются в целом по правилам формальной логики.

6.39 Рассмотренные виды мышления - коммуникативное, эргатическое и эвристическое - с участием их семантики дополняют друг друга.

Эвристическое мышление с его семантикой может отражать абстрактное и одновременно наиболее точное, обобщенное представление окружающей действительности и позволяет получить ее конкретное субъективное восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное восприятие.

Без того или другого вида мышления с участием их семантики восприятие действительности было бы не таким глубоким и разносторонним, точным и разнообразным, каким оно является в реальной действительности.

6.40 Эвристическое мышление более совершенно, чем эргатическое, которое в свою очередь представляет более высокий уровень развития по сравнению с коммуникативным мышлением.

6.41 Все перечисленные виды мышления с участием их семантики у человека сосуществуют, могут быть представлены в одном и том же виде деятельности, причем в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления с его семантикой.

6.42 Все виды мышления с их семантикой различаются по тем требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека при проведении информационной деятельности.

 

 

 

 

 

УДК 681.3.041.053: 006.354

ОКС 35.020

Ключевые слова: висцериозис, восприятие, данные, знание, информационная деятельность, интроекциозис, информация, информационные процессы, мотивация, мышление, категоризация, отражение, перцептивные категории, познавательные процессы, понятия, преобразование, проблемная ситуация, семантика мышления, семантические структуры, сведения, специалист, человекоинформационное взаимодействие