БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 43.4.19-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация". Семантика мышления в информационной деятельности

5 Общие положения

 

5.1 Семантика мышления в информационной деятельности - это сформированная в мышлении специалиста константная (постоянная) соответствующая совокупность семантических структур (содержательно-смысловых информационных образований), имеющих определенное индивидуальное значение.

5.2 Семантизированное мышление - это мышление, осуществляемое с применением семантических структур в виде содержательно смысловых информационных образований, имеющих определенное индивидуальное значение.

5.3 Семантизация мышления - это осуществление мышления, проводимое с использованием совокупности семантических структур.

5.4 Семантизация мышления создает мышлению, как психологическому процессу, необходимые условия для умственного познания (отражения) окружающей действительности и проведения с пониманием психоинформационной умственной деятельности.

5.5 Семантизированное мышление, осуществляемое с применением семантических структур, является при выполнении определенных ЧИВ высшим познавательным процессом, при проведении которого образуются новые знания, осуществляется активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности.

5.6 Семантизированное мышление может вызывать появление такого результата, которого ни в самой действительности, ни у человека на данный момент времени не существует.

5.7 Отличие семантизированного мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно всегда связано с наличием проблемной ситуации, той задачи, которую нужно решить, и с активным изменением тех условий, в которых эта задача задана.

5.8 Семантизированное мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяя границы познания.

5.9 В семантизированном мышлении на основе сенсорной информации делают определенные теоретические и практические выводы.

5.10 Семантизированное мышление не только отражает действительность в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно в самом восприятии человеку не даны.

5.11 Свойства предметов и явлений, связи между ними отражены в семантизированном мышлении в обобщенной форме - в виде определенных сущностей.

5.12 На практике семантизированное мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах, таких как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

5.13 Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в данных познавательных процессах определяет уровень их развития.

5.14 Семантизированное мышление - это движение идей, раскрывающее суть предметов. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

5.15 Специфическим результатом семантизированного мышления может выступать понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

5.16 Семантизированное мышление - это особая теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

5.17 Психоинформационная умственная деятельность может быть:

- перцептивной, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

- мнемической, которая входит в состав запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

- мыслительной, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

- имажитивной, проводимой с использованием воображения в процессе творчества.

5.18 Семантизированное мышление может участвовать в понимаемом содержательно-смысловом отражении в психике человека необходимого сущего из окружающей действительности при осуществлении им с проведением соответствующих ЧИВ определенных психических процессов познания с возникновением ИОП и образованием СЧИ.

Семантизированное мышление может участвовать в осуществлении человеком определенной психоинформационной деятельности.

5.19 Семантизированное мышление активно влияет на работу психики человека, способность его мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать ее образ и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

5.20 Семантика мышления влияет на рефлекторную деятельность центральной нервной системы с обеспечением:

- восприятия воздействий из внешней среды и внутренних органов и систем организма;

- преобразования воздействий в нервные импульсы и передачи команд в мозг;

- переработки принятой информации и передачи команд соответствующим органам и системам организма;

- приема и переработки информации о результатах действия (обратная связь);

- коррекции повторных реакций и действий с учетом обратной связи.

5.21 Семантизированное мышление может возникать в результате афферентного и эфферентного семантиозиса информационной деятельности.

Семантиозис - это образование с выполнением соответствующих ЧИВ содержательно-смысловой информации при проведении интроекциозисной, висцериозисной информационной деятельности.

5.22 Оптимизированное выполнение определенных ЧИВ может способствовать образованию семантики мышления, эффективно влияющей на умственное проведение человеком интроекциозно-висцериозисной информационной деятельности.

5.23 Интроекциозисная информационная деятельность - это информационная деятельность, используемая в необходимых целях с выполнением ЧИВ при восприятии информации из окружающей внешней действительности, которая может быть лингвистической, натурализованной, предметно-информационной.

5.24 Висцериозисная информационная деятельность - это информационная деятельность, используемая в необходимых целях с выполнением ЧИВ при воздействии человека на окружающую внешнюю действительность, которая может быть лингвистической, натурализованной, предметно-информационной.

5.25 При проведении с осуществлением ЧИВ интроекциозисно-висцериозисной информационной деятельности человеком с участием его семантики мышления, адаптированной к осуществляемым ЧИВ, может быть выполнено:

- в интроекциозисе восприятие воздействующей на человека информации из внешних и внутренних по отношению к нему информационных сред;

- висцериозисе воздействие человека на внешние предметно-информационные среды для их использования в определенных целях.

5.26 Языковая (лингвосемантизированная) информационная поддержка взаимодействия специалиста с воспринимаемой информацией, в том числе ЛСИ, может быть осуществлена при проведении им информационной деятельности с применением комбинативной информации, фраземной информации, фонемной информации, создаваемых на основе знаний, соответственно относящихся к общей интегральной, дифференциальной фраземной, дифференциальной фонемной лингвистикам.

5.27 Комбинативная, фраземная, фонемная информации могут быть разработаны по отдельности или совместно в определенном соотношении на основе ноон-технологии для использования при проектировании, изготовлении, изучении, эксплуатации соответствующих образцов техники и технических устройств.

5.28 Информационная техническая деятельность, осуществляемая при взаимодействии специалиста с воспринимаемой информацией, в том числе с ЛСИ, может быть проведена на основе определенных положений, относящихся к общей интегральной, дифференциальной фраземной, дифференциальной фонемной лингвистикам с применением ГОСТ Р 43.0.2, ГОСТ Р 43.0.3, ГОСТ Р 43.0.5, ГОСТ Р 43.0.6, ГОСТ Р 43.2.1, ГОСТ Р 43.4.1, ГОСТ Р 43.0.1, в которых приведены нормативно установленные положения, касающиеся разработки и применения информации при проведении технической деятельности.