БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 43.4.19-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация". Семантика мышления в информационной деятельности

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 афферентация: Передача нервного возбуждения по нервной системе - в направлении от периферии тела к центральной нервной системе.

3.2 афферентный семантиозис: Семантизированное осуществление с выполнением определенных человекоинформационных взаимодействий конечного этапа проведения интроекциозисной информационной деятельности.

3.3 висцериозис: Внутренняя психофизиологическая информационная деятельность по осуществлению воздействия на внешнюю информационно-предметную среду с проведением экстериориза.

3.4 интеллект: Совокупность умственных способностей человека, выражающаяся в его познавательных возможностях и определяющая его готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

3.5 интеллектуализация: Выполнение деятельности с наиболее эффективным использованием ума (умственных способностей) человека.

3.6 интериориз: Афферентный переход воспринимаемого сущего из внешней для организма среды во внутреннюю информационную среду.

3.7 интроекциозис: Включение человеком в свою внутреннюю информационную среду без изменений или с преобразованием извне семантической информации.

Примечание - Основной процесс обеспечения формирования семантики мышления.

 

3.8 интериоризация: Переход внешнего информационного воздействия во внутреннюю информационную деятельность.

3.9 информационная деятельность: Деятельность с использованием каких-либо сведений и сообщений.

3.10

 

информационно-обменный процесс: Процесс обмена информацией, происходящий в организме и мышлении оператора при его взаимодействии с внешней информационной средой и осуществлении внутренней информационно-интеллектуальной деятельности с возможным возникновением при этом обратных информационных связей, информационных взаимовлияний, взаимодействий и преобразований, информационно-психических явлений.

[ГОСТ Р 43.0.5-2009, пункт 3.15]

3.11 категоризация: Когнитивный процесс по приданию воспринятому сущему, например в виде предметных, информационных объектов, упорядоченного характера, позволяющий систематизировать с использованием представлений, понятий и с определением в нем сходства одного воспринятого и отличия от него другого воспринятого.

3.12 клиаратиозис: Внутренняя (клиаративная) мыслительная деятельность специалиста, направленная на понимание используемой им информации с возможным учетом воспринимаемой и хранящейся в его памяти информации.

3.13 когнитиозис: Конечный этап интроекциозиса в мышлении специалиста, обеспечивающий проведение рассуждений, умозаключений с формированием (в том числе направленным) в мышлении специалиста технических сущностей в виде когнитивных (познавательных) семантических отражений.

3.14 креатиозис: Внутренняя (креативная) деятельность мышления специалиста, направленная на творческое преобразование информации, хранящейся в памяти, с возможным учетом воспринимаемой информации.

3.15

 

лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями области знаний, относящейся к лингвистике для языковой деятельности мышления человека.

[ГОСТ Р 43.0.18-2019, пункт 3.17]

3.16 мышление: Способность человека рассуждать, сравнивать явления действительности и делать выводы.

3.17 нооника: Область знаний об информационной, предметно-информационной деятельности, осуществляемой специалистами при проведении ими человекоинформационного взаимодействия с возникновением информационно-обменных процессов и образованием определенных систем "человек-информация", влияющих на результативность выполнения человекоинформационного взаимодействия.

3.18 ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизированной по представлению информации (обеспечивающей понимаемое взаимодействие с ней человека), разработанной с применением ноон-технологии для достижения гармоничного сосуществования человека и техносферы.

3.19

 

ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений.

[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.2 приложения А]

3.20 осмысление чего-либо (например, информации, знаний, сообщений, сведений): Образование мыслей в процессе какой-либо деятельности с целью создания соответствующих условий для проведения необходимой умственной работы мышления.

3.21 преобразование: Создание в процессе мышления, воображения новых понятий, образов, представлений, мыслей на основе имеющегося опыта.

3.22 психическое свойство: Определенная характерная активность психики человека (например, относящаяся к воле, эмоциям, способностям, мотивациям), проявляющаяся в его умственной деятельности.

3.23 рефлектиозис: Внутренняя психофизиологическая информационная деятельность по осуществлению восприятия внешней информационной среды с проведением интериориза.

3.24 сведение: Семантическое информационное образование для осуществления информационных взаимодействий.

3.25 семантика: Информационно-семантическая деятельность мышления человека (с определенным порядком действий в ее умственном проведении), позволяющая осуществлять содержательно-смысловое (осмысленное) отражение необходимой окружающей действительности в мышлении, при выполнении соответствующих человекоинформационных взаимодействий.

3.26 семантиозис: Начальный этап висцериозиса мышления человека в процессе экстериориза, образующий с участием интроекциозиса семантическую информацию для воздействия на внешнюю информационно-предметную среду.

3.27 семантиозис мышления: Осуществление человеком при выполнении определенных человекоинформационных взаимодействий семантизированной интроекциозисно-висцериозисной информационной деятельности его семантизированным мышлением с использованием семантических структур.

3.28 семантические структуры: Индивидуальная система значений (слов, образов, предметов и т.д.), отдельные элементы которой устойчиво и закономерно взаимосвязаны.

3.29 семиозис: Конечный этап рефлектиозиса (отражения) мышлением человека в процессе интериориза по образованию семантических межинформационных связей для проведения интроекциозиса с формированием семантики мышления.

3.30 человекоинформационное взаимодействие: Взаимодействие человека с воздействующей на него и воспринимаемой им информации из внешних и внутренних по отношению к нему информационных сред при проведении рефлектиозисной, висцериозисной, интроекциозисной психофизиологической информационной деятельности с возможным возникновением информационно-обменных процессов и образованием систем "человек-информация".

3.31 экстериориз: Эфферентный переход внутреннего информационного состояния человека во внешние практические действия.

3.32 экстериоризация: Реализация умственного действия во внешней предметно-информационной и информационной деятельности.

3.33 эфферентация: Процесс нервного возбуждения, направленный от центральной нервной системы к периферийным органам человека.

3.34 эфферентный семантиозис: Семантизированное осуществление с выполнением определенных человекоинформационных взаимодействий, начального этапа проведения висцериозисной информационной деятельности.