БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34681-2020. Межгосударственный стандарт. Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования

4 Технические требования

 

4.1 Общие требования к вагонам

4.1.1 Требования к прочности вагонов и их динамическим качествам - по ГОСТ 34093.

4.1.2 Напряжения в несущих элементах кузова при квазистатических нагрузках растяжения 1,5 МН и сжатия 2,5 МН и при соударениях вагона с силой 2,5 МН не должны превышать допускаемых значений в соответствии с таблицей А.1 (приложение А).

4.1.3 Устойчивость против схода с рельс - по ГОСТ 34093-2017 (пункт 15.9).

4.1.4 Поперечная устойчивость вагона от опрокидывания в кривых - по ГОСТ 34093-2017 (пункт 15.10).

4.1.5 Вагоны и их оборудование изготавливают в климатическом исполнении У по ГОСТ 15150. Допускается по согласованию с заказчиком изготавливать вагоны в других климатических исполнениях по ГОСТ 15150.

Вагоны должны сохранять работоспособность после хранения и транспортирования согласно группам по ГОСТ 15150, соответствующим их климатическому исполнению.

4.1.6 Оборудование вагона в зависимости от места его установки должно иметь следующие категории размещения по ГОСТ 15150:

- 3 - в вагоне;

- 2 - в подвагонных ящиках и тамбурах;

- 1 - снаружи вагона.

Допускается использование внутри вагона оборудования категории 4, при этом оно должно сохранять работоспособность после пребывания в нерабочем (выключенном) состоянии в условиях, соответствующих категории 3.

4.1.7 Габарит вагона - по ГОСТ 9238.

4.1.8 Изделия и оборудование, устанавливаемые на вагон, должны соответствовать группам механического исполнения по ГОСТ 30631:

- М25 - при размещении на кузове;

- М26 - при размещении на обрессоренных частях тележек;

- М27 - при размещении на необрессоренных частях тележек.

4.1.9 Конструкция ходовых частей, межвагонного перехода, автосцепных и сцепных устройств должна обеспечивать автоматическое сцепление на участке сопряжения без переходного радиуса прямой и кривой радиусом 250 м с автосцепкой по ГОСТ 32885 и прохождение в кривых:

а) одиночного вагона - круговой кривой радиусом 80 м со скоростью до 5 км/ч;

б) сцепа вагонов и/или сочлененных вагонов:

1) S-образной кривой радиусом 170 м без прямой вставки со скоростью до 5 км/ч;

2) сопряжения прямой и кривой радиусом 120 м без переходного радиуса со скоростью до 10 км/ч.

4.1.10 Эквивалентные напряжения по ГОСТ 34093-2017 (пункты 6.6 - 6.9, 7.4) в несущих элементах закрепленного оборудования (пассажирские сиденья, кресла, диваны, спальные и багажные полки, поручни, лестницы, подножки и т.п.) и элементах его крепления при одновременном воздействии импульсов продольного, вертикального и поперечного ускорений не должны превышать предел текучести материала.

4.1.11 Расчетная вертикальная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы - по ГОСТ 34093-2017 (пункт 5.1.1). Средняя масса пассажиров с багажом вагонов дальнего следования принимается равной 100 кг, межобластного сообщения - 70 кг.

4.1.12 Относительная разность статических нагрузок от колес на рельсы под тарой вагона - по ГОСТ 34093-2017 (пункт 5.13).

4.1.13 Предельно допустимые уровни вибрации на вагонах не должны превышать значений, приведенных в таблице Б.1 (приложение Б).

4.1.14 Вагоны с местами для перевозки пассажиров-инвалидов должны соответствовать требованиям по ГОСТ 33190.

4.1.15 Архитектурно-композиционное решение вагона конкретного класса обслуживания определяется в соответствии с требованиями нормативных документов <1> государства, принявшего стандарт (далее - нормативные документы).

--------------------------------

<1> В Российской Федерации действуют СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".

 

Служебное отделение (при наличии) должно иметь площадь не менее 2,6 м2.

Площадь определяется площадью фигуры, образованной вертикальными проекциями стен на полу. Площади под шкафами, диванами, креслами и другим установленным оборудованием учитывают в общей площади помещений.

Планировочное решение с учетом типа вагона должно соответствовать требованиям таблицы В.1 (приложение В).

В вагонах для перевозки спецконтингента допускается трехъярусное размещение полок для лежания. Ширина полок должна быть не менее 495 мм. Расстояние по высоте должно быть не менее 550 мм:

- в купе караула между поверхностью сиденья и полкой второго яруса, между полкой второго яруса и полкой третьего яруса, между полкой третьего яруса и потолком;

- в больших и малых камерах у поперечной перегородки и у прохода между поверхностью полки первого яруса и полкой второго яруса, между поверхностью полки второго яруса и полкой третьего яруса, между полкой третьего яруса и потолком.

4.1.16 В вагонах, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, прошедших капитально-восстановительный ремонт, длина спальной полки в пассажирском купе должна быть не менее 1665 мм, расстояние между спальной полкой и перегородкой в купе проводника не менее 420 мм.

4.1.17 В обеденном зале вагона-ресторана устанавливают сиденья или кресла, глубина которых должна быть не менее 450 мм, ширина одноместного сиденья - не менее 480 мм, а двухместного сиденья - не менее 970 мм, высота сиденья от пола не менее 430 мм, высота спинки не менее 350 мм. Расстояние в горизонтальной проекции между краем стола и передним краем сиденья должно быть не менее 60 мм. Столы в обеденном зале должны быть окантованы по периметру бортиком высотой не более 3 мм. Ширина прохода в обеденном зале вагона-ресторана между рядами столов - не менее 600 мм.

Ширина коридора рядом с кухней должна быть не менее 615 мм на высоте от 1,0 до 1,2 м от пола или 550 мм по полу.

Кухонная плита должна быть оборудована по периметру ограждениями на высоте 20 и 60 мм и воздушной завесой с вытяжным зонтом.

4.1.18 В вагонах с местами для сидения следует устанавливать пассажирские кресла, соответствующие классу вагона, с соблюдением следующих размеров их установки:

- шаг установки кресел при многорядной посадке не менее 930 мм;

- расстояние между сиденьями при расположении кресел друг против друга не менее 500 мм.

Геометрические размеры и эргономические параметры пассажирских кресел - по ГОСТ 34013.

4.1.19 В вагоне должно быть предусмотрено не менее двух туалетов, площадью не менее 1,2 м2 каждый при ширине не менее 900 мм для вагонов всех классов.

В специальных вагонах допускается наличие одного туалета.

В вагоне-ресторане должен быть предусмотрен туалет для персонала (с душевой установкой) площадью не менее 0,9 м2 при ширине не менее 850 мм и помещение с раковиной для мытья рук пассажиров.

В вагонах для перевозки спецконтингента должен быть предусмотрен туалет-душевая для персонала площадью не менее 0,9 м2 при ширине не менее 800 мм.

Площадь указанных помещений определяется площадью фигуры, образованной вертикальными проекциями стен на полу. Площади под шкафами и другим установленным оборудованием учитывают в общей площади помещений.

Туалет для инвалидов в кресле-коляске должен соответствовать требованиям ГОСТ 33190.

4.1.20 На стене туалета возле унитаза должны крепиться: поручень, ящик с одноразовыми мешками для сбора мусора, держатель для туалетной бумаги, емкость с моюще-дезинфицирующим раствором и ершом. Емкость с ершом должна располагаться в непосредственной близости с унитазом и должна обеспечиваться ее неопрокидываемость. Рекомендуется установка держателя для туалетных подкладок. Возле умывальника следует устанавливать: мыльницу (или дозатор жидкого мыла), держатель бумажных полотенец (или электросушилку).

Высота расположения оборудования от пола:

- до нижней поверхности поручня - от 700 до 750 мм;

- до верха емкости с моюще-дезинфицирующим раствором - от 400 до 500 мм;

- до верхней плоскости умывальника - от 750 до 850 мм.

Размеры унитаза должны быть следующими: высота от опоры для ног до поверхности сиденья должна быть от 430 до 450 мм, верхняя часть унитаза должна иметь овальную форму длиной (534 +/- 20) мм, шириной (410 +/- 20) мм.

4.1.21 Коридоры (проходы) должны иметь высоту не менее 2100 мм, на двухэтажных вагонах в зоне лестниц - не менее 2060 мм и иметь ширину:

- в вагонах всех классов и вагонах, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, со спальными полками: не менее 550 мм по полу или не менее 680 мм на высоте от 1,0 до 1,2 м от пола;

- в вагоне с местами для сидения - не менее 600 мм на высоте от 1,0 до 1,2 м от пола.

В коридоре напротив купе должны быть установлены поручни и электророзетки для пылесоса и электробритвы с напряжением 220 В. В коридоре и/или в пассажирских помещениях, салонах (из расчета для каждого пассажира) должны быть установлены электророзетки с напряжением 220 В для персональных мобильных устройств. По согласованию с заказчиком в вагоне могут использоваться иные технические решения и способы зарядки персональных мобильных устройств, а также изменено напряжение 220 В.

Коридор нетормозного конца вагона должен быть оборудован мусоросборником.

4.1.22 В служебных отделениях вагонов с купе для инвалидов должно быть установлено сигнальное устройство для вызова проводника в купе и в туалет для инвалидов.

4.1.23 В вагонах с местами для сидения салонного типа должны быть установлены багажные полки с глубиной от 400 до 600 мм.

Для обеспечения травмобезопасности багажные полки должны быть в закрытом исполнении (с дверками) или иметь разграничительные по длине бортики.

4.1.24 Параметры искусственного освещения помещений вагонов в соответствии с таблицей Г.1 (приложение Г). Аварийное освещение должно обеспечивать освещенность на полу основных проходов не менее 1 лк.

Искусственная освещенность в помещениях вагонов для спецконтингента должна быть не менее 10 лк на полу.

4.1.25 Вагоны изготавливают в исполнении с полной ходовой частью (с опиранием кузова вагона на две тележки), в сочлененном исполнении (с опиранием смежных кузовов на одну общую тележку).

4.1.26 Нормы допустимого воздействия вагонов на железнодорожный путь - по ГОСТ 34093-2017 (пункт 15.12).

4.1.27 Показатели плавности хода вагонов в вертикальной и горизонтальной плоскостях - по ГОСТ 34093-2017 (пункт 15.7).

4.1.28 Концентрация вредных веществ в воздушной среде вагона должна соответствовать нормативным документам <1>.

--------------------------------

<1> В Российской Федерации действуют ГН 2.1.6 3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений".

 

4.1.29 Конструкция вагона должна предусматривать возможность замены интерьера на основании отдельного технического задания.

TOC