ГОСТ 34681-2020. Межгосударственный стандарт. Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
автосцепное устройство: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил. [ГОСТ 33434-2015, пункт 3.5] |
3.2
вагон сочлененного типа: Вагон, состоящий из не менее двух полурам, объединенных общими узлами для установки на тележку. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.13] |
3.3
двухэтажный пассажирский вагон: Пассажирский вагон, в котором для увеличения пассажировместимости имеются два салона для пассажиров - один над другим. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.7] |
3.4
заказчик железнодорожного подвижного состава: Предприятие или организация, или объединение, по заявке и договору с которым осуществляются разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.7] |
3.5
капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов: Ремонт пассажирских вагонов с восстановлением ресурса несущих элементов кузова и тележек, обновлением внутреннего и внешнего оборудования, заменой всей системы электрооборудования, созданием современного интерьера и продлением срока службы в соответствии с техническими документами на проведение данного вида ремонта. [ГОСТ 32884-2014, статья 71] |
3.6
конструкционная скорость: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.42] |
3.7
коэффициент готовности: Вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в данный момент времени. [ГОСТ 27.002-2015, статья 3.6.6.1] |
3.8 коэффициент сцепления колеса с рельсами: Отношение максимального касательного усилия между колесом и рельсом к нормальной силе колеса на рельс.
3.9
модернизация железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.33] |
3.10
относительное скольжение колесных пар: Отношение скорости скольжения колесной пары к скорости движения подвижного состава (в процентах), где скорость скольжения колесной пары - разность скорости движения подвижного состава и окружной скорости вращения колесной пары (по кругу катания). [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.95] |
3.11 пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа и почтовых отправлений, специальные вагоны пассажирского типа.
3.12 пассажирские вагоны международного сообщения: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, почтовых отправлений в международном сообщении по железным дорогам колеи 1520 и 1435 мм.
3.13 поезд постоянного формирования: Поезд, схема формирования которого не предполагает замену вагонов на всем пути следования.
3.14 расчетная населенность вагона: Число мест для размещения пассажиров (в том числе для стоящих пассажиров межобластного вагона) и обслуживающего персонала.
3.15 скоростные вагоны: Пассажирские вагоны с конструкционной скоростью движения до 200 км/ч включительно.
3.16 специальные вагоны (пассажирского типа): Вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам и обслуживаемому персоналу: штабной, вагон с кафе-буфетом, ресторан, багажный, почтовый, багажно-почтовый, служебный, санитарный, испытательные и измерительные лаборатории, электростанция, повышенной комфортности, салон, туристический, с трансформируемыми купе, гараж, для организации обслуживания населения (магазин, клуб, поликлиника, храм и др.), а также для перевозки спецконтингента.
3.17
стояночный тормоз: Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава. [ГОСТ 32880-2014, статья 3.19] |
3.18
сцепное устройство: Комплект сборочных единиц и деталей для сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил. [ГОСТ 33434-2015, пункт 3.12] |
3.19 тип вагона: Специализация пассажирских вагонов, исходя из их назначения.
3.20 тормозная система вагона (тормоз): Комплекс средств, выполняющий функции регулирования скорости движения вагона или его остановки.
Примечание - Тормоз размещается на вагоне и управляется дистанционно с локомотива.
3.21 тормозное нажатие: Сила взаимодействия элементов фрикционной пары тормоза.
3.22
юз: Режим работы колеса (колесной пары), когда оно не вращается, а проскальзывает, либо его вращение происходит против направления движения. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.91] |