ГОСТ 34681-2020. Межгосударственный стандарт. Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования
4.2.9 Требования к системам отопления, вентиляции и охлаждения воздуха в вагоне
4.2.9.1 Система отопления, вентиляции и охлаждения вагона должна обеспечивать значения параметров микроклимата, указанные в таблице Е.1 (приложение Е), в диапазоне рабочих значений температуры окружающего воздуха и сохранять работоспособность в диапазоне предельных рабочих значений температуры окружающего воздуха, соответствующих климатическому исполнению вагона согласно ГОСТ 15150.
Температура воздуха в помещениях для спецконтингента в теплый период года должна быть (26 +/- 4) °C; перепад температуры воздуха по высоте и длине вагона для спецконтингента для служебных помещений - не более 3 °C, для помещений спецконтингента - не более 4 °C; скорость движения воздуха в помещениях спецконтингента в теплый период года не более 0,3 м/с; относительная влажность воздуха для помещений спецконтингента от 15% до 75% при наличии системы поддержания влажности; результирующая температура для умеренного района в период работы системы вентиляции и/или охлаждения для помещений спецконтингента - (24,5 +/- 2) °C.
4.2.9.2 Температура боковых ограждающих поверхностей (кроме окон) непосредственно в зоне нахождения пассажиров и в служебных помещениях спальных вагонов и вагонов с креслами для сидения должна быть не ниже 15 °C, разница температур воздуха и ограждений должна быть не более 5 °C. Температура обогреваемых поверхностей, длительно контактирующих с человеком (спинки спальных диванов, полок), должна быть не выше 45 °C.
4.2.9.3 Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов не должна превышать 55 °C.
4.2.9.4 Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу в пути следования поезда с пассажирами для обеспечения подачи наружного воздуха в вагон при питании вагона от всех предусмотренных штатных источников питания.
Нормативные значения количества наружного воздуха, подаваемого на одного человека при расчетной населенности вагона, в зависимости от температуры наружного воздуха, должны быть не менее:
10 м3/ч - при температуре наружного воздуха ниже минус 20 °C;
15 м3/ч - при температуре наружного воздуха от минус 20 °C до минус 5 °C, а также свыше 26 °C;
20 м3/ч - при температуре наружного воздуха от минус 5 °C до плюс 26 °C.
Доля рециркуляции должна составлять не более 70% от общего количества подаваемого воздуха.
В режимах предварительного охлаждения и предварительного отопления вагона (без пассажиров) допускается использование доли рециркуляции до 100%.
4.2.9.5 Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать равномерное распределение подаваемого воздуха и исключать непосредственную подачу воздуха на пассажира. Температура подаваемого в вагон воздуха при его охлаждении на расстоянии 100 мм от выходного отверстия должна быть не ниже 16 °C. Температура подаваемого в вагон воздуха при его нагревании на расстоянии 100 мм от выходного отверстия должна составлять от 16 °C до 26 °C. Температура нагретого воздуха при воздушной системе отопления на расстоянии 100 мм от выходного отверстия должна быть не выше 35 °C. В режимах предварительного охлаждения и предварительного отопления вагона (без пассажиров) температура подаваемого в вагон воздуха должна составлять от 5 °C до 45 °C.
4.2.9.6 Система вентиляции должна обеспечивать вытяжку воздуха из туалетного помещения общего пользования не менее 50 м3/ч. Объем вытяжки из туалетного помещения индивидуального пользования Vинд, м3/ч рассчитывают по формуле
Vинд = N(1,5k), (1)
где N - количество пассажиров, пользующихся туалетным помещением индивидуального пользования;
k - кратность обмена воздуха в час не менее 10.
4.2.9.7 Подпор (избыточное давление) воздуха в вагоне на стоянке при максимальной подаче наружного воздуха в вагон должен составлять не менее 15 Па. В специальных вагонах пассажирского типа, в которых предусмотрены места только для проезда обслуживающего персонала, значение подпора устанавливается технической документацией.
4.2.9.8 При наличии рециркуляции воздуха необходимо использовать обеззараживатели.
На специальных вагонах пассажирского типа, в которых не предусмотрены места для проезда пассажиров либо предусмотрено не более одного места для проезда обслуживающего персонала, допускается обеззараживатели воздуха не устанавливать.
Обеззараживатели воздуха должны иметь документ, согласованный с органами санитарно-эпидемиологического надзора, подтверждающий эффективность обеззараживания и безопасность для пассажиров и обслуживающего персонала.
4.2.9.9 В вагонах следует устанавливать вентиляционные фильтры класса не хуже G4.
4.2.9.10 Точность поддержания температуры воздуха в пассажирских и служебных помещениях вагонов должна составлять не более +/- 2 °C, на специальных вагонах пассажирского типа точность поддержания температуры воздуха определяется технической документацией.
4.2.9.11 Для создания комфортных климатических условий может быть дополнительно предусмотрена возможность индивидуального регулирования температуры воздуха в помещениях вагона. В помещениях вагонов с индивидуальным регулированием температуры воздуха параметры микроклимата должны соответствовать значениям, указанным в таблице Е.1 (приложение Е), при базовой уставке температуры, т.е. включенной по умолчанию. При уставке температуры, отличающейся от базовой, значения температуры воздуха и результирующей температуры могут выходить за рамки значений, указанных в таблице Е.1 (приложение Е), при этом пределы регулирования, шаг и точность поддержания температуры воздуха в помещениях вагона должны быть определены технической документацией.
4.2.9.12 При работе вагона от штатных источников электропитания должна быть предусмотрена защита котла отопления от перегрева, а также от снижения уровня теплоносителя.