БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34681-2020. Межгосударственный стандарт. Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования

4.2.7 Требования к тормозной системе

4.2.7.1 Вагон должен быть оборудован следующими видами фрикционных тормозов: автоматическим пневматическим тормозом; электропневматическим тормозом прямодействующего типа; стояночным тормозом с ручным приводом.

Примечание - Фрикционным тормозом является колодочный или дисковый тормоз.

 

Для обеспечения требуемой эффективности экстренного торможения допускается дополнительно оборудовать вагон тормозом, не использующим силу взаимодействия колеса и рельса.

Примечание - Одним из видов такого тормоза является магниторельсовый тормоз.

 

Тормозное оборудование должно работать при чистоте сжатого воздуха не хуже 6-го класса по ГОСТ 17433.

При оборудовании вагонов дисковыми тормозами тормозные блоки должны соответствовать требованиям ГОСТ 33724.1-2016 (пункт 4.2.6).

4.2.7.2 Тормозная система вагона при скоростях движения от 100 км/ч до конструкционной должна обеспечивать тормозной путь на площадке не более указанного в таблице Д.1 (приложение Д):

- на сухих чистых рельсах без вхождения колесных пар вагона в юз и работы (срабатывании) противоюзного устройства (при наличии);

- на чистых рельсах при отрицательных и положительных температурах окружающей среды и интенсивности и продолжительности различных видов осадков, указанных в ГОСТ 16350.

4.2.7.3 Изменение силы тормозного нажатия при новых и предельно изношенных тормозных колодках (накладках) допускается в пределах не более:

5% - при действии автоматического тормоза;

10% - при действии стояночного тормоза.

4.2.7.4 Требования к соединительным рукавам магистрального трубопровода тормозной системы - по ГОСТ 2593.

На составах постоянного формирования между вагонами допускается использовать другие виды соединительных рукавов, обеспечивающих необходимую плотность тормозной магистрали. Крайние вагоны такого состава должны быть оборудованы соединительными рукавами по ГОСТ 2593.

Вагон должен быть оборудован тормозной магистралью с условным проходом не менее 32 мм. От тормозной магистрали должно осуществляться питание только тормозного оборудования.

4.2.7.5 Снижение давления сжатого воздуха в трубопроводе тормозной магистрали должно составлять не более 0,01 МПа в течение 5 мин при начальном давлении 0,6 МПа.

4.2.7.6 Вагоны должны иметь не менее трех стоп-кранов, расположенных в тамбурах и в средней части салона вагона. В вагонах с грузовым помещением (багажные вагоны и т.п.) один из стоп-кранов следует устанавливать в помещении для перевозки почты и/или багажа.

4.2.7.7 Требования к стояночному тормозу - по ГОСТ 32880-2014 (пункты 5.1 - 5.3).

4.2.7.8 Величины зазоров между элементами фрикционной пары тормоза должны соответствовать требованиям конструкторской документации на вагон.

4.2.7.9 Вновь построенные вагоны с внешней части кузова должны быть оборудованы сигнальными приборами, отображающими:

- давление в пневматической сети тормозных цилиндров;

- приведение в действие и отпуск тормоза;

- приведение в действие стояночного тормоза.

Указанные вагоны внутри кузова должны быть оборудованы сигнальными приборами, отображающими:

- приведение в действие и отпуск тормоза;

- приведение в действие стояночного тормоза.

Вагон должен быть оборудован устройством, обеспечивающим принудительный отпуск тормоза.

Вагоны с грузовым помещением (багажные вагоны и т.п.) допускается не оборудовать устройствами, обеспечивающими принудительный отпуск и сигнальными приборами.

Сигнальные приборы (сигнальное оборудование), размещенные внутри кузова (в рабочем тамбуре и купе проводника), должны выполнять функции автоматического контроля полного отпуска тормозов (светового или звукового).

4.2.7.10 При отношении брутто к таре более 1,15 вагон должен быть оборудован устройством автоматического регулирования тормозной силы в зависимости от загрузки.

4.2.7.11 Тормозная система вагона должна быть рассчитана на отсутствие юза, при установке дискового тормоза вагон должен быть оборудован противоюзным устройством по ГОСТ 33725.

4.2.7.12 Неисправность или поломка противоюзного устройства не должны оказывать влияния на работоспособность тормозной системы в целом или ее частей и создавать условия снижения тормозной эффективности при торможении. В случае отказа цепей управления противоюзного устройства должно происходить его автоматическое отключение.

4.2.7.13 Тормозной путь при скоростях движения 100 и 120 км/ч на площадке участка с нормированно-пониженным коэффициентом сцепления колеса с рельсами от 0,06 до 0,08 не должен превышать значения, указанные в таблице Д.1 (приложение Д). Относительное скольжение колесных пар при торможении на участке с нормированно-пониженным сцеплением должно быть не более 90%.

4.2.7.14 Электропитание противоюзного устройства должно быть обеспечено бесперебойно от бортовой сети вагона.

4.2.7.15 Должна быть предусмотрена возможность инструментального контроля работы противоюзного устройства (целостность цепей, работа трехпозиционных клапанов).

4.2.7.16 На стадии проектирования тормоза вагона должны быть проведены расчеты по следующим параметрам:

- тормозная эффективность вагона;

- условия безъюзного торможения колесных пар;

- термическая нагруженность фрикционных пар.

4.2.7.17 Периодичность технического обслуживания и планового ремонта тормоза (и его отдельных устройств) должна совпадать с периодичностью технического обслуживания и планового ремонта вагона.

4.2.7.18 Конструкционные параметры деталей тормоза и элементы его крепления принимают исходя из условий расчета на прочность при максимально возможных силах, возникающих при приведении тормоза в действие.

TOC