БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34681-2020. Межгосударственный стандарт. Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования

4.2.3 Требования к окнам и дверям вагона

4.2.3.1 Все наружные окна вагона должны быть изготовлены с использованием стеклопакетов в соответствии с ГОСТ 32568.

Независимо от конструкции окон, должны быть обеспечены следующие размеры светового проема: высота нижней кромки остекления от пола - не более 930 мм (в отдельных помещениях вагона-ресторана и других специальных вагонов - не более 1160 мм), верхней кромки - не менее 1670 мм (для вторых этажей двухэтажных вагонов - не менее 1300 мм, для первого этажа двухэтажных вагонов с местами для сидения - не менее 1600 мм). При этом высота светового проема остекления "глухого" окна должна быть не менее 550 мм.

4.2.3.2 В вагоне любого типа должны быть окна "аварийный выход" и могут быть "глухие" окна и окна с форточками.

Окна "аварийный выход" должны быть с разбивными стеклопакетами. Рядом с окнами "аварийный выход" должны устанавливаться молотки для разбивания стеклопакетов. Время освобождения проема окна "аварийный выход" не должно превышать 120 с.

4.2.3.3 Окна в служебных помещениях и туалетах (если туалеты оборудованы окнами) должны иметь открывающиеся форточки.

4.2.3.4 Конструкция окон должна исключать образование обледенения и наличие влаги на внутренних поверхностях при температуре воздуха в помещении (22 +/- 2) °C, относительной влажности 30% и минимальной наружной температуре минус 50 °C.

4.2.3.5 Стеклопакеты для окон и дверей должны быть изготовлены из травмобезопасного закаленного стекла по ГОСТ 30698 с использованием полированного листового стекла по ГОСТ 111.

Допускается по согласованию с заказчиком применение тонированных стекол.

Стеклопакеты окон и наружных боковых дверей должны выдерживать перепады внешнего и внутреннего давлений, возникающие при скрещении поездов по ГОСТ 34093-2017 (пункт 15.15).

Светопропускание стеклопакетов окон и наружных дверей должно быть не менее 40% в видимой области спектра.

4.2.3.6 Для обеспечения противоударных свойств и повышения отражения инфракрасного излучения на внешнее стекло стеклопакета может быть нанесена полимерная пленка толщиной и цветом по образцу, согласованному с заказчиком. Для окон "аварийный выход" наличие пленки не должно препятствовать освобождению проема при эвакуации.

4.2.3.7 Внутреннее стекло в туалетах, кладовых и котельных (при наличии) должно быть узорчатым, матовым или покрыто непрозрачной пленкой.

4.2.3.8 Для прохода по поезду в торцах вагона должны быть расположены проходные торцевые двери.

Дверные проемы в свету в вагонах должны обеспечивать свободное движение пассажиров с багажом и иметь размеры, не менее:

- наружные боковые двери 1900 x 780 мм для вагонов всех классов и 1790 x 760 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, и модернизированных вагонов, прошедших капитально-восстановительный ремонт;

- наружные боковые двери 1900 x 900 мм, оборудованные подъемными устройствами для инвалидов;

- наружные торцевые двери 1800 x 700 мм для вагонов всех классов и 1800 x 630 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, и модернизированных вагонов, прошедших капитально-восстановительный ремонт;

- проходы 1900 x 520 мм для вагонов (всех классов), предназначенных для эксплуатации в международном сообщении.

По обеим сторонам дверного проема боковых дверей (кроме дверей оборудованных подъемными устройствами для инвалидов) следует устанавливать поручни с началом рабочего участка поручня от уровня верха головки рельса (УГР) - не более 1850 мм. Допускается располагать поручни внутри вагона, при этом данный параметр не регламентируется.

Двери туалетов не должны открываться наружу. Дверные проемы туалетов должны иметь обязательные размеры в свету для вагонов всех классов, в том числе и вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, не менее 1880 x 490 мм.

Не допускаются прозрачные двери в купе со спальными полками и в туалетах.

4.2.3.9 Наружные боковые двери должны быть прислонно-сдвижного типа. Для вагонов с конструкционной скоростью движения не выше 160 км/ч и для специальных вагонов (независимо от скорости движения) допускается применение дверей распашного типа.

Наружные боковые двери должны иметь уплотнение, исключающее попадание атмосферных осадков внутрь тамбура, быть застекленными в верхней части для обеспечения естественного освещения тамбура.

Необходимо наличие блокировки входных дверей в закрытом положении.

Для дверей с электромеханическим и электропневматическим приводом должно быть обеспечено закрытие двери и ее блокировка в закрытом состоянии при скорости движения вагона более 5,0 км/ч без участия обслуживающего персонала.

4.2.3.10 Усилия при открытии (закрытии) прислонно-сдвижных наружных дверей вагонов в ручном режиме не должны превышать:

- 200 Н - при перемещении створки в проеме на прямой траектории;

- 350 Н - при выдвижении дверей из боковой стенки вагона, снятии с фиксации в открытом или закрытом положении.

Усилия при открытии (закрытии) наружных боковых и торцевых дверей, не относящихся к прислонно-сдвижным, в ручном режиме не должны превышать 200 Н, для почтовых и багажных вагонов - 300 Н.

4.2.3.11 Двери с электромеханическим и электропневматическим приводами должны иметь кнопки управления их работой с подсветкой и надписями или пиктограммами, поясняющими назначение кнопок. Кнопки управления работой наружных боковых дверей должны иметь диаметр рабочей части не менее 40 мм. Нажатие кнопок должно подтверждаться изменением подсветки кнопок.

4.2.3.12 Двери туалетов должны иметь в нижней части отверстия для вентиляции.

4.2.3.13 Наружные боковые и торцевые двери, двери в купе и служебных помещениях оборудуют замком со специальным ключом. Двери туалетов оборудуют запорными устройствами с возможностью открытия и закрытия снаружи специальным ключом.

4.2.3.14 Все двери в вагоне должны фиксироваться в открытом состоянии.

Для застекления дверей следует использовать безопасное стекло по ГОСТ 32565 или ГОСТ 30698.

Двери в вагоне должны быть оборудованы травмобезопасными ручками для их открытия и закрытия [не иметь острых кромок и быть скругленными (без острых углов) в местах захвата рукой].

4.2.3.15 Двери из тамбура в вагон должны быть оборудованы устройством, исключающим возможность травмирования и попадания пальцев рук в притвор двери со стороны установки петель. Высота порога входной двери (тамбурной двери) не должна превышать 30 мм.

4.2.3.16 По согласованию с заказчиком наружные торцевые двери автоматически блокируются при включении торцевых сигнальных фонарей.

4.2.3.17 Дверь из коридора тормозного конца вагона в пассажирское помещение должна быть выполнена в огнестойком исполнении с пределом огнестойкости E30/I15 в соответствии с нормативными документами <1>. Дверь должна быть распашной и должна фиксироваться как в открытом, так и в закрытом положениях, при этом запорные устройства в дверях не устанавливаются.

--------------------------------

<1> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55183-2012 "Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности".

TOC