БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34673.1-2020. Межгосударственный стандарт. Тяговый подвижной состав железнодорожный. Часть 1. Методы контроля электротехнических параметров

7.8 Недоступность открыто установленных токоведущих частей электрооборудования без изоляции для людей, находящихся на посадочной платформе

7.8.1 Для обеспечения защиты от поражения электрическим током расстояния в прямом направлении от уровня посадочной платформы (для высоких платформ от 1,100 до 1,400 м и для низких - от 0,15 до 0,20 м над головкой рельса) до частей, находящихся под напряжением выше 1000 В переменного тока или выше 1500 В постоянного тока и расположенных открыто (без ограждений) на ТПС (например, токоприемники, провода и шины на крыше, резисторы, подвагонное оборудование) должны быть не менее 3,50 м от края высокой посадочной платформы до оборудования, расположенного в верхней части кузова ЭПС, и не менее 2,25 м от края низкой посадочной платформы до оборудования, расположенного под кузовом ТПС (рисунок 7.1).

 

Размеры в метрах

 

ГОСТ 34673.1-2020. Межгосударственный стандарт. Тяговый подвижной состав железнодорожный. Часть 1. Методы контроля электротехнических параметров

 

а - на высокой посадочной платформе;

б - на низкой посадочной платформе

 

1 - очертание габарита ЭПС; 2 - уровень платформы

 

Рисунок 7.1 - Минимально допустимое расстояние

до частей ЭПС, находящихся под напряжением

при нахождении человека на платформе

 

7.8.2 Контакт в прямом направлении означает, что при нахождении человека за очертанием габарита приближения строений по ГОСТ 9238-2013 (рисунок 24, на станциях) на высотах от уровня верха головки рельса до уровня пассажирской платформы части ЭПС, находящиеся под напряжением, доступны для прикосновения рукой или посредством длинномерных предметов длиной не менее 3,50 м (при испытании с высокой посадочной платформы) и 2,25 м (при испытании с низкой посадочной платформы).

7.8.3 Обеспечение защиты от поражения электрическим током при нахождении человека на платформе в потенциально опасной области вблизи частей ЭПС под напряжением следует подтверждать путем проверки возможности касания токоведущих частей длинномерными предметами длиной соответственно не менее 3,50 и 2,25 м, один конец которых касается края посадочной платформы. Измерения следует проводить с использованием рулетки по ГОСТ 7502 и вспомогательных рабочих стержней, изготовленных из диэлектрического материала; следует измерить длину вспомогательных рабочих стержней, с помощью которых проконтролировать расстояние до токоведущих частей.

7.8.4 Испытуемые открыто установленные токоведущие части электрооборудования без изоляции, доступные для прикосновения рукой человека или посредством длинномерного предмета, следует определять на основании анализа конструкторской документации и визуального осмотра ЭПС.

7.8.5 Высоту H, м, высокой (плоской и горизонтальной) посадочной платформы, с которой будут выполняться испытания, следует определить в следующей последовательности:

- вспомогательный рабочий стержень необходимо уложить горизонтально на высокую платформу таким образом, чтобы один конец стержня нависал над ближайшим к платформе рельсом;

- рулеткой по ГОСТ 7502 следует измерить минимальное расстояние между уровнем головки рельса и нижней поверхностью контрольного стержня;

- высоту H высокой платформы необходимо принимать равной этому расстоянию.

7.8.6 Испытания с высокой платформы следует проводить в следующей последовательности:

- требуемую длину L, м, вспомогательного рабочего стержня необходимо вычислить по формуле

 

L = 4,6 - 0,78H; (7.71)

 

- измерение требуемой длины L этого стержня следует выполнять с помощью рулетки по ГОСТ 7502;

- перед проведением испытаний ЭПС необходимо надежно затормозить около посадочной платформы;

- напряжение в контактной сети необходимо отключить и затем следует заземлить ее заземляющей переносной штангой в соответствии с требованиями нормативных документов <1> государств, принявших настоящий стандарт;

- вспомогательный рабочий стержень длиной L следует опереть нижним концом на край высокой посадочной платформы и прислонить его верхней частью к верхней части кузова ЭПС;

- вспомогательный рабочий стержень длиной L необходимо перемещать в вертикальной плоскости, перпендикулярной продольной оси ЭПС, проходящей через открыто установленные токоведущие части электрооборудования без изоляции;

- в протоколе испытаний следует зарегистрировать наличие или отсутствие касания вспомогательным рабочим стержнем длиной L открыто установленных токоведущих частей электрооборудования без изоляции;

- снятие заземляющей переносной штанги и подачу в контактную сеть напряжения необходимо выполнять в соответствии с требованиями нормативных документов <1> государств, принявших настоящий стандарт.

7.8.7 Испытания с низкой платформы проводят в следующей последовательности:

- следует изготовить вспомогательный рабочий стержень длиной от 2,24 до 2,26 м и измерить длину этого стержня рулеткой по ГОСТ 7502;

- перед проведением испытаний ЭПС необходимо надежно затормозить около низкой посадочной платформы;

- напряжение в контактной сети необходимо отключить и заземлить ее заземляющей переносной штангой в соответствии с требованиями нормативных документов <1> государств, принявших настоящий стандарт;

--------------------------------

<1> В Российской Федерации действуют "Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок", утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н.

 

- вспомогательный рабочий стержень следует опереть нижним концом на край низкой платформы, а его верхнюю часть направить под прямым углом к подкузовному оборудованию ЭПС;

- вспомогательный рабочий стержень необходимо перемещать в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси ЭПС, проходящей через открыто установленные токоведущие части электрооборудования без изоляции;

- в протоколе испытаний необходимо зарегистрировать наличие или отсутствие касания вспомогательным рабочим стержнем открыто установленных токоведущих частей электрооборудования без изоляции;

- снятие заземляющей переносной штанги и подачу в контактную сеть напряжения необходимо выполнять в соответствии с требованиями нормативных документов <*> государств, принявших настоящий стандарт.