ГОСТ Р ИСО 56002-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания
4 Среда организации
4.1 Понимание организации и ее среды
4.1.1 Общие положения
Организация должна регулярно выявлять:
a) внешние и внутренние проблемы, которые имеют отношение к намеченным целям организации и влияют на возможности достижения ожидаемых результатов работы IMS-системы;
b) области возможностей, потенциально способствующие реализации ценности.
4.1.2 Внешние проблемы организации
Организация должна регулярно и тщательно изучать внешний контекст, при этом рассматривая вопросы, связанные:
a) с различными областями, охватывающими экономические, рыночные, социальные, культурные, научные, технологические, правовые, политические, геополитические и экологические аспекты;
b) географическим охватом деятельности организации (международной, национальной, региональной или местной);
c) предыдущим опытом, текущей ситуацией и возможными сценариями в будущем;
d) темпами изменений и сопротивлением им;
e) вероятностью возникновения и возможным влиянием тенденций развития;
f) потенциальными возможностями и угрозами, в том числе с теми, которые могут возникать в результате воздействия дестабилизирующих факторов;
g) заинтересованными сторонами.
4.1.3 Внутренние проблемы организации
Организация должна регулярно изучать внутренний контекст (включая свои потенциальные возможности и активы) и рассматривая при этом вопросы, связанные:
a) с концепцией (видением) развития организации, уровнем ее амбиций, направлением ее стратегического развития и основными компетенциями;
b) существующими методиками управления, структурой организации и использованием иных систем менеджмента;
c) общей эффективностью деятельности организации и ее эффективностью в сфере инноваций (например, с ее последними достижениями/неудачами и в сравнении с эффективностью других аналогичных организаций);
d) эксплуатационными аспектами (например, с процессами, бюджетным финансированием, контроллингом и сотрудничеством);
e) потенциалом и степенью зрелости (как элементом жизненного цикла) существующих инновационных предложений и моделями реализации ценности (как результата вложений);
f) уникальностью компетенций сотрудников организации, т.е. с их знаниями, навыками, технологиями, интеллектуальной собственностью, экосистемой, разработкой/продвижением брендов, партнерскими отношениями, инфраструктурой и т.п.;
g) адаптивностью стратегий, процессов, распределения ресурсов и т.п.;
h) культурными аспектами (например, с ценностями, отношениями и заинтересованностью в инновациях сотрудников организации на всех ее уровнях);
i) инновационными компетенциями сотрудников организации за все время существования.