ГОСТ Р ИСО 56002-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания
9 Оценка результатов деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
9.1.1 Общие положения
9.1.1.1 Организация должна определить:
a) объект мониторинга и измерений, в том числе используемую номенклатуру показателей эффективности инноваций;
b) методы и средства мониторинга, измерений, анализа, а также оценки, необходимые для получения достоверных результатов;
c) время выполнения мониторинга и измерений;
d) время анализа и оценки результатов мониторинга и измерений;
e) ответственных за выполнение мониторинга и измерений.
9.1.1.2 Набор показателей инновационной деятельности (количественных или качественных) может состоять из оптимального сочетания:
a) показателей, связанных с исходными, вводимыми ресурсами (например, с числом новых идей и мероприятий в сфере инноваций, потенциалом создания ценности из идей, числом новых источников знаний, новых инсайтов, ресурсов и компетенций);
b) показателей, связанных с эффективностью, например с темпами экспериментирования, обучения и развития, с числом (или с долей) сотрудников (менеджеров) организации или пользователей, привлеченных или обученных работе с инновациями; с эффективностью сотрудничества и взаимодействия при инновациях, с новыми освоенными средствами и методами, с временем до получения прибыли и выхода на рынок; с уровнем заинтересованности сотрудников организации и узнаваемости бренда;
c) показателей, связанных с конечными результатами работ, например с числом (или с долей) реализованных идей, с окупаемостью инвестиций в инновации, с ростом доходов и прибыли, с долей продукции на рынке, с эффективностью и темпами использования результатов пользователями, со степенью их удовлетворенности; с темпами распространения инноваций и соответствующего обновления (преобразований) в организации, с получаемыми социально-экологическими выгодами, с экономией затрат, с темпами обучения, с ростом интеллектуальной собственности, числом новых пользователей и степенью их удовлетворенности, а также с имиджем организации.
Показатели эффективности инновационной деятельности можно применять на уровне системы, портфеля или отдельной инициативы, связанной с инновациями; при необходимости их можно оценивать и совершенствовать. Показатели могут быть связаны с оценкой отдельных элементов системы инновационного менеджмента, либо с их взаимодействием, либо с конечными результатами инноваций.
При мониторинге и оценке эффективности инноваций организация может сравнивать собственные показатели с показателями инновационной деятельности других организаций.
9.1.2 Анализ и оценка инноваций
9.1.2.1 Организация должна анализировать и оценивать как саму инновационную деятельность, так и эффективность, и результативность IMS-системы.
При этом при анализе и оценке инноваций необходимо принимать во внимание:
a) реализацию и перераспределение ценности, сопоставляя ее с выбранной инновационной стратегией и целями, как конечный результат инновационной деятельности организации;
b) элементы IMS-системы и их взаимодействие, в том числе портфели, меры поддержки, мероприятия и процессы.
Периодичность проведения анализа и оценки, а также используемые при этом методы и средства могут зависеть от среды (контекста) организации, а также от ее заинтересованности в дальнейшем повышении эффективности инновационной деятельности.
9.1.2.2 Результаты проведенного анализа можно использовать для оценки:
a) уровня восприятия среды (контекста) организации;
b) степени приверженности руководства организации проводимой работе;
c) эффективности мер, предпринятых для повышения потенциальных возможностей организации и снижения рисков;
d) эффективности выбранной инновационной стратегии;
e) эффективности и результативности процессов и мер поддержки инноваций;
f) эффективности обмена знаниями и усвоения выводов из успехов и неудач инновационных проектов;
g) необходимости дальнейшего совершенствования системы инновационного менеджмента.
В качестве подтверждения результатов проведенного анализа всю информацию в организации необходимо сохранять в документированном виде.