ГОСТ Р ИСО 56002-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания
8.3 Инновационные процессы
8.3.1 Общие положения
Организация должна (в зависимости от конкретного мероприятия) конфигурировать связанные инновационные процессы.
Инновационные процессы должны быть гибкими, легко адаптируемыми и способными формировать различные конфигурации, зависящие, например, от вида инноваций и финансового положения организации. Эти процессы могут обеспечивать:
a) ускоренное прохождение выбранных процессов;
b) нелинейную последовательность выполнения операций;
c) итеративный характер выполнения операций;
d) введение операций в другие процессы (или, независимо от этого, заимствование операций из других процессов) в организации;
e) связь с другими процессами организации.
Процессы, основанные на креативности и экспериментировании, должны быть ориентированы на исследования с целью получения знаний и поэтому могут требовать от этих процессов гибкости и устойчивости.
Инновационные процессы могут взаимодействовать (и быть взаимосвязанными) со всеми процессами организации, например с процессами исследований, разработки продукции, маркетинга, продаж, поддержания партнерства, слияния/поглощения организаций, их сотрудничества и охраны объектов интеллектуальной собственности.
Рисунок 2 иллюстрирует процессы, связанные с инновациями.
Рисунок 2 - Процессы, связанные с инновациями
8.3.2 Определение инновационных возможностей
Для выявления и определения инновационных возможностей организация должна принимать во внимание следующие исходные факторы:
I Основные показатели деятельности организации и ее среду;
II Назначение инноваций;
III Область действия мероприятий в сфере инноваций;
IV Уроки и опыт, полученный при реализации предыдущих мероприятий в сфере инноваций.
При этом организация должна:
a) получить инсайты и знания о заявленных и неустановленных потребностях (ожиданиях);
b) получить представление и информацию о соответствующих тенденциях и проблемах в сфере инноваций, например о проблемах, связанных с конкурентами, технологиями, интеллектуальной собственностью и рынками;
c) выявить и определить свои потенциальные возможности (или области этих возможностей) в сфере инноваций, например их прогнозируемое воздействие, реализуемую ценность или постановку задач;
d) установить приоритеты для каждой из потенциальных возможностей.
Процесс получения знаний может состоять из анализа потерь и выгод, которые могут быть получены от существующих и потенциальных пользователей, клиентов, физических лиц и других заинтересованных сторон в организации, на рынке или в обществе.
Методы и средства определения потенциальных возможностей могут быть связаны с базовыми исследованиями, с последовательным, проспективным анализом, бенчмаркингом, с поиском во внутренней и внешней среде, с проведением интервью, этнографических методов, краудсорсингом, с созданием специальных тематических фокус-групп, с прогнозированием, с разработкой сценариев для пользователей, с анализом рисков, с созданием динамических моделей систем и т.п.
Указанные мероприятия могут приводить к получению следующих результатов:
- к пониманию потенциальной ценности, которая будет реализована, а также других возможных воздействий;
- выявлению, определению и расстановке по приоритетам потенциальных возможностей и областей возможностей или к постановке задач;
- пониманию современного уровня развития техники, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности.
8.3.3 Создание концепций инноваций
Для создания концепции инноваций организация должна в качестве исходных данных принимать во внимание выявленные и четко определенные потенциальные возможности.
При этом организация должна:
a) генерировать новые идеи, варианты их возможной реализации или сочетать уже существующие в организации (или вне ее) решения, используя креативные и иные методы решения проблем и создания идей;
b) исследовать, документировать и оценивать идеи и возможные варианты их реализации, например с точки зрения степени их новизны, связанных с ними рисков, реализуемости, жизнеспособности, целесообразности, самодостаточности и прав на объекты интеллектуальной собственности;
c) на основе установленных критериев выбирать наиболее перспективные идеи и варианты их реализации;
d) формировать из идей и вариантов их реализации концепции, а также ценностные предложения;
e) разрабатывать альтернативные способы реализации ценности, например с использованием гипотетического бизнеса, операционных или маркетинговых моделей.
Данные мероприятия могут приводить к получению следующих конечных результатов:
- к появлению концепции с первичными моделями реализации ценности, которые могут быть валидированы;
- пониманию наиболее значимых неопределенностей или допущений, принятых для каждой концепции, подлежащей валидации;
- исходной оценке степени новизны идей, связанных с ними рисков и последствий для дальнейшего развития инноваций с точки зрения процессов, структур и т.п.
8.3.4 Валидация выбранных концепций
Для валидации выбранных концепций организация должна рассматривать эти концепции в качестве исходных данных.
При этом организация должна:
a) начинать валидацию концепций на самой ранней стадии, начиная с первоначального варианта этих концепций;
b) выполнить один или несколько подходов к валидации концепций, например с помощью тестов, экспериментов, выполнения пилот-проектов и исследований;
c) анализировать концепции, начиная с тех, которые обладают наиболее значимыми неопределенностями, гипотезами или допущениями для обучения, получения обратной связи и новых знаний, с целью уменьшения степени неопределенности, связанной:
1) с взаимодействием с пользователями, клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами;
2) поддержкой, в том числе связанной с предоставлением ресурсов;
3) техническими, юридическими, маркетинговыми, финансовыми и организационными аспектами, а также с временем выхода продукции на рынок;
d) корректировать и совершенствовать концепции на основе полученного опыта, новых знаний и обратной связи;
e) оценивать реализуемость этих концепций и при сохранении неопределенностей анализировать выбранные гипотезы и допущения;
f) оценивать возможность проведения дополнительной валидации (при необходимости).
Указанные мероприятия могут привести к получению следующих результатов:
- к появлению валидированных концепций или доказательств их правильности (с приемлемыми уровнями неопределенности) для их дальнейшего совершенствования;
- установлению взаимоотношений с пользователями, клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами;
- получению новых знаний.
8.3.5 Выработка решений относительно инноваций
Для выработки решений относительно инноваций организация должна рассматривать созданные концепции в качестве исходных данных.
При этом организация должна:
a) преобразовывать концепции в рабочие решения, а также в модели реализации ценности;
b) анализировать варианты выработки решения силами сотрудников компании либо путем заимствования этих решений, лицензирования, партнерства или аутсорсинга;
c) выявлять и устранять риски, связанные с внедрением IMS-системы (например, связанные с ее восприятием пользователями, с требованиями законодательства, с возможностью масштабирования системы, с бюджетным циклом и сроками);
d) во избежание нарушения существующих прав на интеллектуальную собственность проверять текущее состояние дел в этой области;
e) определять возможность и необходимость защиты выработанных решений;
f) разработать и создать необходимые возможности для внедрения этих решений, например путем их продвижения, исполнения, предоставления, использования партнерства и экосистем.
Данные мероприятия могут привести к получению следующих результатов:
- к разработке решений с моделями реализации ценности, включая ценностные предложения;
- созданию планов с перечнем заданных мероприятий, ресурсов, отношений и сроков для полного или поэтапного внедрения выработанных решений;
- удовлетворению запросов и требований к внедрению выработанных решений, включая аспекты защиты прав на интеллектуальную собственность.
8.3.6 Внедрение выработанных решений в сфере инноваций
Для внедрения выработанных решений в сфере инноваций организация должна рассматривать эти решения в качестве исходных данных.
При этом организация должна:
a) сделать выработанные решения доступными для пользователей, клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон, например, инициализируя, внедряя или предоставляя эти решения;
b) продвигать и поддерживать выработанные решения, например для продаж, маркетинга, коммуникаций, повышения информированности и взаимодействия с пользователями, клиентами, партнерами и другими заинтересованными сторонами;
c) непрерывно контролировать восприятие решений и отзывы о них пользователей, клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон;
d) непрерывно контролировать влияние выработанных решений на их реализацию или перераспределение ценности;
e) определять влияние выработанных решений на интеллектуальную собственность;
f) получать новые знания после внедрения выработанных решений с целью повышения их качества, развития взаимоотношений и поиска новых возможностей.
Данные мероприятия могут приводить к получению следующих конечных результатов:
- к реализации ценности (финансовой или нефинансовой);
- оказанию влияния на принятие решений и формирование нового поведения пользователей, клиентов, партнеров и других заинтересованных сторон;
- созданию новых идей и знаний, которые можно использовать для повышения качества решений.