ГОСТ Р ИСО 56002-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания
5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
5.1.1 Общие положения
Руководство должно проявлять свои лидерские качества и заинтересованность в функционировании IMS-системы в организации путем:
a) возложения на себя ответственности за эффективность и результативность функционирования IMS-системы;
b) определения инновационной концепции (видения), стратегии, политики и цели инноваций, согласования их для обеспечения совместимости с рабочей средой (контекстом) и стратегическими направлениями деятельности организации;
c) развития организационной культуры поддержки инноваций;
d) разработки и внедрения требований, предъявляемых к IMS-системе в организации, в существующие в организации структуры и процессы (в зависимости от конкретного случая);
e) поддержки ведущих специалистов по инновациям на всех уровнях (а также соответствующих управленческих функций) для подтверждения их лидерских качеств и их заинтересованности в развитии этих качеств в сфере инноваций, если они относятся к их сфере ответственности;
f) создания соответствующих структур и оказания поддержки (включая соответствующие ресурсы и процессы), необходимые для функционирования IMS-системы;
g) повышения степени информированности и обмена информацией между организациями относительно важности эффективного инновационного менеджмента, а также адаптации и внедрения рекомендаций для IMS-системы;
h) подтверждения, что с помощью IMS-системы могут быть достигнуты запланированные результаты;
i) привлечения, руководства и поддержки специалистов, вносящих свой вклад в повышение эффективности IMS-системы;
j) признания и поощрения заслуг инноваторов с целью демонстрации передового опыта, повышения заинтересованности сотрудников организации в инновациях и содействия их обучению как на положительных, так и отрицательных примерах;
k) содействия выполнению оценок эффективности через запланированные промежутки времени и непрерывного совершенствования IMS-системы.
5.1.2 Концентрация внимания на реализацию ценности
Руководство организации должно проявлять свои лидерские качества и заинтересованность в реализации ценности путем:
a) выявления потенциальных возможностей организации с помощью пригодных для использования представлений, основанных на существующих (перспективных), установленных (неустановленных) потребностях и намерениях;
b) анализа соотношения между потенциальными возможностями и рисками, в том числе путем анализа упущенных возможностей;
c) анализа готовности организации к принятию рискованных решений и ее устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов;
d) предоставления возможностей разработки концепции, проведения экспериментов и создания прототипов, привлечения пользователей, клиентов и других заинтересованных сторон к проверке гипотез и проверки принятых допущений;
e) стремления идти до конца и предоставления гарантий своевременного исполнения инноваций.
5.1.3 Инновационная концепция
Руководство организации должно разработать, внедрить и поддерживать инновационную концепцию (видение), которая должна включать:
a) описание будущего состояния, к которому в перспективе должна стремиться организация с точки зрения инноваций, включая ее роль в будущем и планируемое влияние инноваций на деятельность организации;
b) описание состояния, сознательно амбициозного, бросающего вызов текущему положению дел и не ограничивающегося имеющимися у организации потенциальными возможностями;
c) руководящие принципы, необходимые для выполнения стратегического выбора и положения для подготовки инновационной стратегии, политики и инновационных целей;
d) положения, которые могут передаваться сотрудникам организации для повышения их заинтересованности в инновационной деятельности;
e) положения, которые могут передаваться сторонним организациям для повышения репутации самой организации и привлечения заинтересованных сторон к сотрудничеству с ней; и
f) информацию, которая будет доступна в документированной форме.
5.1.4 Инновационная стратегия
5.1.4.1 Руководство организации должно разработать, внедрить и поддерживать инновационную стратегию (или в определенных случаях несколько инновационных стратегий), которая:
a) должна содержать четкое обоснование важности для организации инновационной деятельности;
b) содержать подтверждение гибкости и адаптируемости инновационной стратегии, ее способности видоизменяться или корректироваться по обратной связи и по результатам оценки эффективности инновационной деятельности организации;
c) быть понятна и доведена до всех заинтересованных сторон и
d) быть оформлена в документированном виде.
5.1.4.2 Инновационная стратегия может содержать описание:
a) рабочей среды (контекста) организации;
b) инновационной концепции (видения) и политики организации;
c) ролей, обязанностей и полномочий сотрудников организации;
d) инновационных целей и планов по их реализации;
e) соответствующих организационных структур;
f) мер поддержки и процессов, включая процессы распределения ресурсов.
Основанием для выбора стратегии, связанной с деятельностью организации в сфере инноваций, может быть концентрация усилий на реализации ценности в условиях неопределенности, что потребует установления баланса между принятием решений, основанных на допущениях и фактах, и, возможно, новых или видоизмененных методов, практик, структур и процессов.
Инновационная стратегия может способствовать пониманию сотрудниками организации и всеми заинтересованными сторонами решений, принимаемых для достижения инновационных целей, одновременно способствуя их погружению в инновационную деятельность и повышению их заинтересованности.